• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
Новости

6/06/2020

Доступна запись проекта Пьерлуиджи Биллоне «FACE Dia.De»

В сети появилась премьерная запись произведения Пьерлуиджи Биллоне «FACE Dia.De» для двух женских голосов и 8 инструментов в исполнении ансамбля новой музыки «PHACE». Впервые сочинение прозвучало в 2019 году на фестивале «Wien Modern» под руководством Эмилио Помарико. Вокалисты — Анна Клэр Хауф и Аннет Шёнмюллер.
Пьерлуиджи Биллоне о «FACE Dia.De»:

«"FACE Dia.De" — вторая часть моей композиции "FACE" для голоса и ансамбля (2016). Первая часть названия, "FACE", происходит от древнего итальянского слова, обозначающего свет или звезду, и схоже с английским понятием "лицо". Вторая часть, "Dia.De", указывает на то, что голос — это всегда диада, т.е. объект, состоящий из двух отдельных частей. "Dia" и "Deare" также отсылают к греческим певцам Диаманде Галас и Деметрио Стратосу.
<...> Это непрерывный вокальный поток, в котором один голос всегда содержит другой, в котором множество вокальных актов возникают в самом теле и вне тела. Они автономны и довербальны, они являются фоном и основой, где каждое слово может найти свое место, хотя в этом нет необходимости. Кроме того, не нужно никаких литературных или интеллектуальных ссылок, чтобы воспринимать пение, чья полнота и автономность достигают области, где слово может иметь только ограничивающий эффект».
Прослушать «FACE Dia.De» можно здесь
 
На фото – премьера «FACE Dia.De». (C) Маркус Брукнер.

5/06/2020

Мастер-классы солистов «Студии новой музыки» уже в сети

Каждую пятницу на сайте Центра современной музыки в рамках проекта Студия | education появляются мастер-классы солистов ансамбля «Студия новой музыки». В каждом выпуске на примере произведений современных композиторов музыканты разбирают новые исполнительские техники. Публикации видеолекций продолжатся до 26 июня.
Сегодня, 5 июня, в 12:00 выйдет мастер-класс Екатерины Кичигиной и Анастасии Табанковой с разбором эпизода из пьесы Хельмута Лахенмана «temA» и рассказом о книге «Техника игры на гобое» Питера Вила и Клауса-Штеффена Манкопфа.
Расписание и шесть видеолекций доступны на странице проекта Студия | education
 


3/06/2020

Музей «Гараж» запустил проект «Рефлексии»

Совместно с Фондом Владимира Потанина музей современного искусства «Гараж» запустил онлайн-проект «Рефлексии» в поддержку художников и авторов текстов о культуре и искусстве. С мая на сайте музея публикуются эссе исследователей, художников, кураторов и сотрудников различных институций, формирующие хронику текущих событий. Свои тексты авторы иллюстрируют работами выбранных художников.
На сайте «Гаража» уже доступны эссе Александра Евангели, Егора Кошелева, Евгении Абрамовой, Гасана Гусейнова, Александра Буренкова, Ивана Новикова, Сергея Бабкина, Хаима Сокола, Максима Шера, Анны Арутюновой, Алисы Савицкой и Якова Хорева.
 


3/06/2020

Не стало композитора Мирослава Скорика

Мирослав Скорик (1938-2020) один из самых известных украинских композиторов старшего поколения, обладатель ряда высших наград Украины. Скорик учился в Львовской консерватории, затем в аспирантуре Московской консерватории у Кабалевского; был художественным руководителем Киевской оперы. Самой крупной его работой стала опера «Моисей» (2001), получившая благословение Папы Римского Иоанна Павла II. Его фортепианные пьесы вошли в ряд хрестоматий для ДМШ, широкую известность получила его киномузыка (в том числе к фильму Параджанова «Тени забытых предков»).
Скорик одним из первых в СССР начал писать о Шёнберге (в 1962 году в «Советской музыке» вышла его статья «Прокофьев и Шёнберг»), среди других его публикаций 1970-х - статьи «О прогрессивном и догматическом новаторстве», «О природе и направленности новаторского поиска в современной музыке».
«Я был восхищен вашей прекрасной музыкой», — писал ему Шостакович. Скорик учился и музицировал в 4 руки с Софией Губайдулиной, общался с Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым, Алемдаром Карамановым, Владимиром Ашкенази.
На прощание со Скориком 3 июня в Киеве пришли три президента Украины.
Предлагаем сегодня послушать его песню «Карпаты»
 


1/06/2020

II конкурс молодых композиторов «Новые классики» начал приём заявок

С 1 июня по 31 августа открывает приём заявок Международный конкурс Московской консерватории для молодых композиторов «Новые классики». К участию приглашаются музыканты от 14 до 35 лет.
Конкурс проводится по двум номинациям: современная академическая и современная популярная музыка — и включает в себя два тура. В первом будут рассмотрены не более 100 партитур, прошедших предварительный отбор. К участию во втором туре будут допущены только 10 работ. Объявление результатов и гала-концерт пройдут 15 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории.
 


30/05/2020

Школа дизайна НИУ ВШЭ открывает набор на магистерский профиль «Sound Art & Sound Studies»

Школа дизайна НИУ ВШЭ открывает первый в России магистерский профиль «Sound Art & Sound Studies». В программу входит освоение прикладных навыков звукорежиссуры, композиции и музыкального продюсирования. В процессе обучения студенты смогут погрузиться в изучение философских и социологических концепций, ознакомиться с гуманитарными исследованиями звука и попрактиковаться в создании собственных проектов.
Сегодня в рамках онлайн-фестиваля «Диалоги "Стравинского"» вместе с преподавателями Школы дизайна НИУ ВШЭ и МГК им. П.И. Чайковского, студентами нового направления и руководителем Школы дизайна мы поговорим об итогах первого года работы бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн». Встреча состоится в 22:00 здесь.
 


28/05/2020

Памяти Александра Вустина

Сегодня 40 дней со дня кончины Александра Вустина. Вспоминая этого выдающегося музыканта предлагаем прослушать цикл «Мелодии памяти» — посвящение украинского композитора Валентина Сильвестрова.
Александр Вустин — советский и российский композитор. Наиболее известная его работа — опера «Влюбленный дьявол» (2019), номинированная в этом году на «Золотую маску». Композитор умер 19 апреля от коронавирусной пневмонии.
 
Источник фото: сайт Союза композиторов России

27/05/2020

Голос новой музыки зазвучит в Целинном

31 мая Центр современной культуры «Целинный» в Алматы представит программу «Голос как инструмент исследования пространства». Ведущий — певец и перформер Алексей Коханов, основатель Online Voice Lab. Программа включает в себя мастер-класс по вокальной импровизации и новым вокальным техникам, текст Коханова об истории саунд-арта, опубликованный на сайте культурного центра. В заключение пройдет онлайн-перформанс Soundscape choir, задача которого «выявить неповторимость личного пространства через звук, собственный голос и звуковой ландшафт».
Мероприятие состоится в 13:00 по московскому времени, в 16:00 — по алматинскому. К участию приглашаются все желающие независимо от возраста, пола и музыкального опыта.
Зарегистрироваться и узнать более подробно о проекте
Видеообращение Алексея Коханова
 


25/05/2020

Ensemble Modern Orchestra сыграет новое сочинение Хайнера Гёббельса

Хайнер Гёббельс пишет для Ensemble Modern Orchestra новое сочинение, премьера которого состоится на Musikfest Berlin под управлением Вимбаи Казибони. В четырёхчастном цикле «A House of Call. My Imaginary Notebook» использованы записи голосов из «воображаемой тетради» Гёббельса: разговоры, молитвы, просьбы, жалобы, приказания, ораторские речи или песни.По замыслу композитора, оркестранты должны отвечать этим голосам подобно хору в респонсорном пении. Они могут комментировать сказанное или перебивать голоса, спорить или соглашаться с ними.

«“A prolonged visit to a house of call” — строчка из “Поминок по Финнегану” Джеймса Джойса, находящаяся на странице 41 рядом со звукоподражательным словом “roaratorio”, которое дало название сочинению Джона Кейджа. Это сочинение сильно повлияло на меня: на фоне многоголосного потока Кейдж преодолевает 628 страниц романа, мезостих за мезостихом, подобно “поющему письму языка”. Именно так Ролан Барт описывает “зерно голоса”, которое объединяет записи в моей "воображаемой тетради"», — комментирует композитор на сайте Ensemble Modern Orchestra.
 


19/05/2020

Объявлен сбор средств на издание книги Элвина Люсье

После выхода книг Мортона Фелдмана и Бориса Филановского петербургское издательство Яромира Хладика готовит к публикации книгу Элвина Люсье «Музыка 109. Заметки об экспериментальной музыке» в переводе Саши Мороз. Автор дизайна обложки — Ник Теплов. Выпуск книги запланирован на середину июля, а сейчас запущен краудфандинг для её издания.
Основу книги составляют лекции Люсье. В них композитор разбирает графические нотации Мортона Фелдмана, Эрла Брауна, Карлхайнца Штокхаузена, анализирует произведения Чарлза Айвза, Джона Кейджа, Стива Райха, Филипа Гласса, Ла Монте Янга и многих других композиторов.
До конца мая можно поддержать проект. Подробности и вознаграждения.
 


17/05/2020

Вышел сборник воспоминаний Николая Каретникова

В издательстве Ивана Лимбаха вышло переиздание сборника воспоминаний Николая Каретникова «Темы с вариациями». Герои автобиографических рассказов Каретникова — не только известные музыканты, с которыми общался и взаимодействовал композитор, но и сама эпоха, неповторимый «дух времени» XX века. На страницах книги можно встретить забавные и глубокие истории М.В. Юдиной, В.Я. Шебалина, Г.Г. Нейгауза, Я.Б. Зельдовича, А.А. Галича, А.Г. Габричевского, Д.Д. Шостаковича.
Автор предисловия Ольга Седакова:

«Книга Николая Каретникова позволяет нам встретить „нетипичное“, редкое: человека, сохранившего душу и достоинство в том воздухе, где это почти невозможно. Возможно чудом, как все настоящее»
Предисловие Ольги Седаковой можно прочитать здесь
Небольшой фрагмент из сборника можно прочитать на нашем сайте
 


16/05/2020

«9 жестов» Алексея Коханова

Каждый вечер с 16 по 24 мая певец и перформер Алексей Коханов будет проводить воркшопы в инстаграм-аккаунте @longdistancegallery. В рамках онлайн-встреч исполнитель переосмыслит опыт изоляции и сосредоточится на самых разнообразных звуках человеческого голоса. Проект вдохновлен произведением американской певицы, композитора Мередит Монк «Вокальные жесты».
Алексей Коханов:

«Мне интересно, как вокальная импровизация может артикулировать в области визуального искусства. Также мой личный интерес состоит в том, чтобы перенести жизненный опыт в область искусства, охватить девять дней в рамках художественного произведения. Каждый день будет начинаться с особого звука, вокального жеста, а голосовая артикуляция, воспринимаемая как звуковой маркер момента, будет определять внутреннее состояние на весь день.Вы можете попробовать воспроизвести звук и записать видео-сториз с пометкой дня. Чтобы получить фидбэк отмечайте longdistancegallery или alkokhanov»
Встречи будут проходить в прямом эфире с 22:00 по московскому времени на английском языке.
 


13/05/2020

Ensemble Modern продолжает серию стримов

Продолжается проект Ensemble Modern «On Air». 9 апреля немецкий ансамбль современной музыки запустил серию онлайн-концертов, которые проходят на мансарде штаб-квартиры Ensemble Modern во Франкфурте-на-Майне. Программа включает соло и дуэты, выбранные самими музыкантами. Трансляции проходят на сайте ансамбля и на его странице в Facebook.
14 мая гостем концерта станет франкфуртская правозащитная организация medico international. Участники ансамбля и представители организации обсудят проблемы «солидарности во времена коронавируса и после него». Прозвучат сочинения Уве Дирксена, Стефано Гервазони, Освальдо Голихова, Джона Кейджа, Яниса Ксенакиса, Генри Коуэлла и Говарда Скемптона.
16 мая будет показана премьерная запись спектакля Хайнера Гёббельса «Black on White», который должен был состояться в этот день в Bockenheimer Depot. Музыка к этой постановке была написана специально для Ensemble Modern. Перед показом композитор произнесёт вступительное слово.
После окончания трансляций записи концертов доступны на сайте.
 


12/05/2020

Kymatic открыл новый сайт

В начале мая московский ансамбль Kymatic репрезентировал новый сайт, где представлена вся история коллектива за 5 лет. На сайте опубликованы афиши и выступления с момента появления Kymatic, рецензии, интервью с участниками ансамбля, их репертуар.
Композитор и руководитель ансамбля Дмитрий Ремезов:
«В этом году нашему ансамблю 5 лет – своего рода юбилей. За это время было сделано много программ, концертов и премьер, и нам хочется поделиться собранным материалом. Сайт – лицо ансамбля, информационный центр, который позволяет увидеть структуру и жизнь нашего ансамбля. Автором сайта является наш пианист и композитор Михаил Бузин: он взял на себя работу по созданию, программированию, редактированию и дизайну. Сейчас портал доступен на русском и английском языках, что необходимо для осуществления международных проектов и коллабораций в ближайшем будущем»
Сайт ансамбля Kymatic: kymatic.space
 


11/05/2020

Начал работу Фонд поддержки российских музыкантов

Юрий Башмет и Русское концертное агентство открыли Фонд поддержки российских музыкантов. Программа предназначена для солистов и композиторов, чьи проекты так и не состоялись из-за пандемии коронавируса.
По итогам отбора пятьдесят исполнителей получат материальные выплаты. Десять музыкантов примут участие в концертах и фестивалях, проводимых Юрием Башметом и Русским концертным агентством в сезоне 2020/2021. Пять композиторов получат заказы на сочинения, которые будут исполнены на этих концертах.
Получить информацию о Фонде и об условиях участия в программе можно здесь.
 


11/05/2020

Музей А.Н. Скрябина запустил цикл онлайн-экскурсий

Дом-музей А.Н. Скрябина запустил проект «Музей онлайн», включающий серию виртуальных экскурсий. Цикл открывает выпуск о рабочем кабинете композитора. Следующие экскурсии посвящены другим комнатам квартиры Скрябина и отдельным предметам с собственными уникальными историями, которые, как правило, не включаются в обзорные экскурсии. Цель этого цикла – рассказать о редких и малоизвестных экспонатах, которые для посетителей обычно остаются «за кадром».
Продолжительность каждой онлайн-экскурсии – около 5 минут. На сайте музея уже опубликованы тринадцать выпусков.
Подробнее узнать о проекте и посетить музей в онлайн-формате можно здесь
 


10/05/2020

Проекты Наталии Пшеничниковой и Елизаветы Згирской ждут добровольцев

Наталия Пшеничникова запускает проект «Окно», целью которого служит изучение жизни в самоизоляции. Композитор просит своих друзей прислать голосовое сообщение, начинающееся со слов: «Из окна моей кухни я вижу…». В течение минуты говорящий рассказывает о том, что он видит из окна своей кухни в данный момент. Запись может быть сделана на любом языке; диалекты приветствуются.
Наталия Пшеничникова: «Проект пока является work in progress. Мне хотелось сделать проект, который бы создавал глобальную картину через сугубо личное, индивидуальное восприятие ситуации. Окно из кухни, вид из него, описанный людьми из разных концов света должен создать, с одной стороны, глобальное ощущение “мира снаружи”, а с другой стороны - экзистенциальное состояние того, кто находится вовне, т.е. “смотрящего”, через его голос. Таким образом, голос смотрящего становится “медиумом” скрытого, изолированного мира».
Записи от своих друзей и любого желающего собирает композитор Елизавета Згирская. Участникам предлагается записать своё прочтение стихотворения поэтессы Нины Искренко о судьбе деревянных домов. Из записей голосов Згирская смонтирует музыкальное произведение. Навыки художественного чтения или актёрской игры не требуются: стихотворение может прочитать каждый. Композитор приветствует любую особенность речи: акцент, картавость, шепелявость или невнятное произнесение.
Проект Елизаветы Згирской посвящён томской архитектуре. Посредством музыки Згирская рассказывает о деревянных домах из «Списка 701» — перечня зданий, при утрате которых Томск потеряет своё лицо. Дома становятся музыкальными инструментами, объектами перформанса или видеоарта. Цель проекта — привлечь внимание к архитектуре города, и таким образом защитить дома от сноса и поставить вопрос об их реставрации.
 


10/05/2020

Московская консерватория презентует сборник статей современных композиторов Франции

В новом издании впервые на русском языке опубликованы статьи ведущих композиторов Франции разных поколений — Пьера Булеза, Жерара Гризе, Тристана Мюрая, Франсуа Париса, Паскаля Дюсапена, Яниса Ксенакиса, Кайи Саариахо, Франка Бедросяна, Филиппа Леру, Юга Дюфура и других. Книга открывает серию изданий Центра современной музыки Московской консерватории с переводами ключевых текстов европейских композиторов и музыковедов.
Онлайн-презентация сборника пройдёт во вторник 12 мая в 16:00 на Youtube-канале Студии новой музыки. О книге и о современной французской музыке поговорят переводчики основной части материалов Марианна Высоцкая, Татьяна Цареградская, Михаил Дубов, главный редактор издательства Московской консерватории Наталья Власова и инициатор проекта, автор вступительной статьи Владимир Тарнопольский.
Издание «Композиторы современной Франции о музыке и музыкальной композиции» включает в себя статьи:
— Владимир Тарнопольский. Пятая республика и музыкальный авангард
— Пьер Альбер Кастане. Музыкальный материал и творческая мысль (пер. М. Высоцкой)
— Пьер Булез. Возможности… (пер. Н. Ренёвой)
— Пьер Булез. Говорить, играть, петь (пер. М. Дубова)
— Феликс Гваттари. Гетерогенез (пер. Ф. Софронова)
— Юг Дюфур. Тембр и пространство (пер. Ф. Софронова)
— Жерар Гризе. Tempus ex machina: размышления композитора о музыкальном времени (пер. М. Высоцкой)
— Жан-Люк Эрве. В опьянении продолжительностью. Vortex Temporum - Жерара Гризе (пер. В. Серебряковой)
— Интервью с Тристаном Мюраем (пер. Т. Цареградской)
— Тристан Мюрай. Спектры и спрайты (пер. Т. Цареградской)
— Янис Ксенакис. Решётки (пер. М. Дубова)
— Филипп Леру. Модель модели в VOI(REX) (пер. М. Высоцкой)
— Франсуа Парис. Позади спектра, серии и гили-гили (пер. М. Высоцкой)
— Дамьен Пуссе. Произведения Кайи Саариахо, Филиппа Юреля и Марка-Андре Дальбави — stile concertato, stile concitato, stile rappresentativo (пер. Т. Цареградской)
— Кайя Саариахо. Тембр и гармония: интерполяция тембровых структур (пер. Т. Цареградской)
— Франк Бедросян. Чудовищность: от ви´дения к слышанию (пер. С. Чиркова)
— Паскаль Дюсапен. Инаугурационная лекция в Коллеж де Франс (пер. О. Гарбуз)

Предисловие от составителей можно прочитать здесь
Страница проекта СТУДИЯ | education
Страница прямой трансляции
 


6/05/2020

Оперу Кайи Саариахо покажут онлайн

Метрополитен-опера продолжает выкладывать в сеть архивные спектакли. 7 мая с 2.30 (MSK) на сайте theatrehd.ru будет доступна запись оперы Кайи Саариахо «Любовь издалека» в постановке Робера Лепажа.
В основе сюжета – средневековая легенда о трубадуре Жофре Рюделе, посвятившем множество стихов даме своего сердца, графине Годьерне Триполитанской (в опере – принцесса Клеманс). Возлюбленных отделяют километры океана, которые предстоит преодолеть главному герою во имя далёкого идеала.
Оперу можно будет посмотреть до 1.30 (MSK) следующего дня в разделе TheatreHD/PLAY

 
Иллюстрация: https://www.metopera.org

4/05/2020

reMusik.org проведёт онлайн-курсы для молодых композиторов

С 21 мая по 1 июня в рамках VII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org запустит вторую творческую лабораторию «Композиторские курсы» в онлайн-формате. В течение десяти дней молодые авторы смогут поработать с известными исполнительскими коллективами и подключиться к онлайн-занятиям с приглашёнными композиторами. Куратором проекта является Александр Хубеев, а среди преподавателей онлайн-курсов — Оскар Бьянки (Швейцария), Джоанна Бэль (Великобритания), Юрий Каспаров (Россия), Дмитрий Курляндский (Россия) и Рафаэль Сендо (Франция). В программу лаборатории также войдут концерты, лекции и презентации участников проекта.
Несколько участников будут выбраны для включения их сочинений в программу следующего фестиваля в 2021 году. Отобранные работы будут опубликованы издательством reMusik.org.
Трансляции самого фестиваля пройдут с 3 по 9 июля.
Подать заявку на участие в курсах можно здесь. Дедлайн для образовательной группы С — 10 мая, для вольнослушателей — 15 мая.
Подробнее о «Композиторских курсах»
 


1/05/2020

Арсенал запускает онлайн-проект «Новая акусматика»

Нижегородский «Арсенал» запускает онлайн-проект «Новая акусматика», нацеленный на поиск новых художественных возможностей в неудобствах стрима. В рамках проекта пройдут трансляции четырех сочинений современных авторов, во время которых музыканты-исполнители будут взаимодействовать друг с другом онлайн и использовать только непрофессиональную аппаратуру. Перед каждым исполнением приглашенные композиторы вместе с куратором проекта Ксенией Ануфриевой поговорят об особенностях представленных сочинений.
Трансляции будут доступны 1, 8, 15 и 22 мая в 17:00 на сайте Арсенала
 


27/04/2020

Конкурсы и творческие лаборатории для композиторов

Продолжается приём заявок на участие в ежегодных конкурсах и творческих лабораториях для композиторов. Для тех, кто готов испытать свои силы и в ближайшие дни отправить заявку, Stravinsky.online подготовил небольшой обзор событий.
 


25/04/2020

Готовится к выходу книга Бориса Филановского

Издательство Яромира Хладика готовит к выходу книгу Бориса Филановского «Шмоцарт». Это профессиональный дневник композитора, включающий заметки о творческом процессе, мысли о времени и форме в музыке, остроумные замечания и комментарии. Релиз намечен на начало мая.
Ознакомиться с выдержками из книги можно здесь.
Подробнее об издании и оформлении предзаказа книги Филановского смотрите на сайте издательства.
Также в издательстве Яромира Хладика недавно вышла книга «Привет восьмой улице» — тексты Мортона Фелдмана в переводе Александра Рябина. Фрагменты книги Фелдмана можно прочитать здесь.
 


24/04/2020

КоOPERAция выходит в онлайн-пространство

С 24 апреля лаборатория КоОPERAция и фестиваль Архстояние открывают цикл трансляций современных опер. В рамках онлайн-проекта «Никола-Ленивец как тотальный театр» состоятся показы пяти спектаклей: «Curiosity» — музыка Николая Попова, «Блуждающие огни» — музыка Адриана Мокану, «Отпечатки» — музыка Анны Поспеловой, TEO | Teo | THEO — музыка Артёма Пысь, Wood Wide Web — постановка франко-русской команды. Презентовать проект будут художественный руководитель КоOPERAции Екатерина Василева, композитор Николай Попов, драматург Таня Рахманова, режиссер Алексей Смирнов и видеохудожник Ян Калнберзин. После каждого показа будут онлайн-обсуждения с участием авторов спектаклей. Куратор Архстояния Антон Кочуркин и продюсер Архстояния Юлия Бычкова также станут участниками дискуссии.
Трансляции опер будут проходить каждую пятницу в 19:00 на странице группы Никола-Ленивец в Facebook.

 


23/04/2020

Студия новой музыки выложит последнюю лекцию выдающегося музыковеда Юрия Холопова (1932-2003)

Запись лекции Юрия Холопова о музыке ХХ века «Недостающее звено в теории новой тональности», прочитанной им на фестивале «Московский форум» в апреле 2003 года, будет выложена в день памяти музыковеда. Она откроет новый образовательный канал Студии новой музыки, в который войдут уникальные материалы из архива образовательных проектов Студии за последние 20 лет.
В дальнейшем будут опубликованы видеозаписи московских выступлений известных композиторов и деятелей современной музыки, таких как Хельмут Лахенман, Беат Фуррер, Клаус Ланг, лекции профессоров консерватории с Всероссийских семинаров Студии разных лет для молодых композиторов и исполнителей. Кроме того, на канале запланирована серия презентаций и мини мастер-классов от солистов ансамбля.
Раз в несколько дней на сайте Студии новой музыки будет появляться новая запись, которая будет доступна для просмотра в течение недели.
 


22/04/2020

Gnesin Contemporary Music Week запускает цикл онлайн-воркшопов «По нотам»

Gnesin Contemporary Music Week в партнёрстве с культурным центром ЗИЛ запустил проект «По нотам», посвящённый разбору наиболее сложных и радикальных партитур второй половины XX – XXI веков. Первая онлайн-встреча пройдёт уже сегодня в 17:00 на платформе ZOOM. Пианист и музыковед Дмитрий Баталов расскажет о фортепианной пьесе Энно Поппе «Тема и 840 вариаций». Модерировать встречу будет куратор и журналист Ирина Севастьянова.
Подробнее о мероприятии – на сайте ЗИЛа
 


20/04/2020

Виртуальная выставка «Пасхальный плакат» проходит с музыкой Сергея Невского

В интернете стартовала виртуальная выставка, посвящённая Пасхе. Изначально кураторы Марат Гельман и Сергей Серов готовили её для московской галереи «Ходынка», но были вынуждены пересмотреть формат в связи с пандемией.
Выставка адаптирована для телефона и ПК, а обладателям VR-очков доступно коллективное посещение. Перейдя по ссылке, можно «прогуляться» внутри виртуальных комнат-яиц, послушать музыку Сергея Невского и увидеть 125 плакатов, интерпретирующих известный религиозный символ. Передвигаться в виртуальном пространстве можно с помощью мыши и клавиш WASD.
 


13/04/2020

В Электротеатре пройдет онлайн-неделя Хайнера Гёббельса

Беседы и лекции, обсуждение и трансляция спектакля, архивные интервью и презентация книги, перформативная акция — такой Электротеатр запланировал онлайн-неделю Хайнера Гёббельса. Событие стартует 13 апреля в 19:00 на странице театра ВКонтакте.
Четыре первых дня будут посвящены «слову»: 13 апреля выложат лекцию самого Гёббельса, 14 апреля — его беседу с Борисом Юханановым, 15 апреля — запись презентации «Эстетики отсутствия», 16 апреля — разговор Гёбельса с Александром Маноцковым и Владимиром Горлинским «Действие как музыка».
Заключительные два дня будут посвящены «действию». 17 апреля пройдет трансляция спектакля «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», премьера которого состоялась в 2015 году. В ней Гёббельс выступил не только как режиссер, но и как композитор.
Завершит тему перформативная акция «Тающий апокалипсис», впервые представленная в 2017 году на фестивале «NET». Помимо Гёббельса в акции приняли участие Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи. Все участники наносят водяной рисунок на небольшую каменную доску: такой процесс «рисования» отражает метод работы каждого из них. Название перфомансу дал Теодорос Терзопулос, для которого процесс испарения воды и постепенного исчезновения рисунка является символом «переживания конца».
Подробная информация и расписание трансляций — на сайте Электротеатра
 


12/04/2020

Скончался композитор Ричард Тейтельбаум

9 апреля в возрасте 80-ти лет скончался один из новаторов электронной музыки Ричард Тейтельбаум.
Годы своей творческой жизни Тейтельбаум посвятил исследованию возможностей синтезатора в джазе и мировой музыке. Вместе с Элвином Карреном и Фредериком Ржевски он основал ансамбль Musica Elettronica Viva, особенностью которого стало сочетание тембров акустических и электронных инструментов. Ричард Тейтельбаум преподавал в нью-йоркском Бард-колледже композицию и историю электронной музыки.
 
Ричард Тейтельбаум на 15 фестивале новой музыки «Длинные руки» в ноябре 2018 года, Московский культурный центр ДОМ. Автор фото — Ирина Северина

11/04/2020

Лекции Армана Гущяна проходят в онлайн-формате

Уже в это воскресенье, 12 апреля, пройдет онлайн-трансляция второй лекции Армана Гущяна из его авторского курса о новой музыке. Лекция «Природа звука и его микромир как модель для музыки. Акустика пространства как творческий медиум» посвящена феномену звука, его физическим законам, изучение которых повлияло на творчество композиторов спектралистов и саунд-артистов.
Зарегистрироваться на лекцию можно здесь
Основная идея цикла — представление главных новаций композиторов XX века, расширивших идейную, техническую и технологическую составляющие искусства. Курс А. Гущяна «Смена парадигм в композиторской музыке» рассчитан на широкий круг интересующихся современной культурой и новой музыкой.
 


10/04/2020

В Германии поставили оперу о внебрачной дочери Бетховена

В честь 250-летия со дня рождения Бетховена в Регенсбургском Театре состоялась премьера оперы эстонского композитора Юри Рейнвере «Минона» в постановке Хендрика Мюллера.
Произведение посвящено трагической судьбе внебрачной дочери Бетховена. По версии исследователей, Минона фон Штакельберг была дочерью графини Жозефины Брунсвик, возлюбленной Бетховена. Современники обращали внимание на особое внешнее сходство с потенциальным отцом, отмечали унаследованный характер и природную музыкальность.
В своей опере Рейнвере рассказал историю жизни Миноны. Работая над либретто, он обращался к архивам и трудам известных музыковедов. По мнению немецкого журналиста Питера Юнгблута, опера «Минона» совсем не о Бетховене, а о тяжелом бремени, выпадающем на долю детей знаменитых родителей.
 


5/04/2020

Открыт сбор подписей в поддержку Международного Центра музыкальных исследований (CIRM) в Ницце

По решению Совета директоров под угрозой сокращения оказался Международный Центр музыкальных исследований (CIRM) в Ницце и его президент композитор Франсуа Парис. С такими результатами не согласны сотрудники Центра и сейчас всеми силами они борются за его дальнейшую судьбу. Более 120 деятелей искусства подписали письмо министру культуры Франции в поддержку Франсуа Париса, но до сих пор их просьба осталась без ответа. Следующим шагом стала открытая петиция в поддержку CIRM, которую подписали уже более 600 человек со всего мира.
Команда Stravinsky.online уже присоединилась к петиции и приглашает всех неравнодушных поддержать наших французских коллег!
Подпись можно оставить на сайте change.org
CIRM был основан в 1968 году композитором Жаном-Этьеном Мари. С января 2020 года Центр стал частью нового экспериментального Университета на Лазурном берегу (UCA). Новый статус открыл для Центра перспективы для продолжения и развития своей деятельности.
 


3/04/2020

Вышел первый диск ГАМ-Ансамбля

На лейбле reMusik.org вышел первый диск ГАМ-Ансамбля «GAME: начало». Трек-лист диска включает сочинения современных российский авторов.
Композитор, художественный руководитель и дирижер ГАМ-Ансамбля Олег Пайбердин дал небольшой комментарий к выходу первой записи:
«Все сочинения выбраны с фестиваля “Другое пространство”, где и возник ГАМ-Ансамбль, и фестиваля “Галерея актуальной музыки”. Большая часть музыки написана специально для этих фестивалей и для ГАМ-Ансамбля.
По стилистической окраске музыка на диске выстраивается в три линии: направление экстремальных звучаний, сонорики — Георгий Дорохов, Александр Хубеев, Сэхёнг Ким; ладовая, мелодическая направленность — Виктория Полевая, Олег Пайбердин; академическое звучание в широком смысле слова — Антон Сафронов, Петер Ружичка.
Сочинение “Гарь” было написано Гошей Дороховым по моей просьбе специально для фестиваля “Другое пространство” и специально для ГАМ-Ансамбля. Оно было исполнено всего один раз из-за редкого состава инструментов: 4 флейты, 4 саксофона, туба и ударные. Причем, каждый музыкант играл еще на пенопластах, надувных шариках, на разных частях инструментов, что по звучанию расширило инструментальный состав. Я очень рад, что удалось профессионально записать это сочинение, потому что, на мой взгляд, это одно из лучших сочинений Дорохова»

 


2/04/2020

Объявлены результаты конкурса молодых композиторов «Партитура»

31 марта стали известны результаты конкурса молодых композиторов «Партитура». Из 35 лауреатов были вы браны 7 победителей. Среди них — Игорь Холопов (Москва), Анна Поспелова (Москва), Алексей Чернаков (Москва), Андрей Бесогонов (Москва), Артём Пысь (Москва), Мурат Кабардоков (Санкт-Петербург), Анастасия Костюкова (Казань).
Произведения победителей конкурса прозвучат на гала-концерте в Большом зале Московской консерватории. Сочинения лауреатов будут исполнены в концертной программе для молодёжной аудитории.
 


1/04/2020

Gnesin Contemporary Music Week запускает проект Room Music

Gnesin Contemporary Music Week запускает композиторский флешмоб Room Music. Лаборатория современной музыки предлагает авторам написать пьесу для камерного состава (от 3 до 8 музыкантов) продолжительностью до 10 минут. Помимо музыкальных инструментов, приветствуется использование бытовых предметов, записей саундскейпов и элементов перформанса. Новые сочинения будут исполнены онлайн участниками лаборатории и ансамблем Reheard после 9 апреля на YouTube-канале проекта.
Во флешмобе могут участвовать композиторы всех возрастов. Заявки принимаются до 4 апреля; с 5 по 8 апреля авторы будут работать с музыкантами.
 


30/03/2020

Ушёл из жизни Чарльз Вуоринен

В марте не стало Чарльза Вуоринена — американского композитора, автора более 270 сочинений. Вуоринен преподавал в Колумбийском университете и Манхэттенской музыкальной школе.
Своими воспоминаниями о друге поделился композитор-авангардист Джон Зорн: «… Вуоринен был жизненно важным "мостом" между европейским наследием Стравинского и Шёнберга и американской традицией индивидуализма. Смешивая различные языки XX века в оригинальный, детализированный и яркий звуковой мир, замечательно владея мелодией, гармонией, ритмом и цветом, он прочно вошел в богатый мир академической музыки, которую так глубоко любил и неустанно пропагандировал на протяжении всей своей жизни. <…> Чарльз был истинным художником, чьё напряжённое и бескомпромиссное видение создавало произведения удивительной красоты и драматизма. Он никогда в жизни не написал ни одной неискренней ноты. Он был прекрасным примером для подражания, и я очень его любил».
На видео предлагаем вам познакомиться с пьесой Вуоринена Time's Encomium (1969), за которую композитор в возрасте 32 лет получил Пулитцеровскую премию.

 
Charles Wuorinen: Time's Encomium (1969)

Обработка видео...


29/03/2020

Абонементы новой музыки Московской филармонии

Карантин нас запер дома, и сейчас нам доступны лишь онлайн-трансляции из концертных залов и театров. Но мы не теряем надежды в скором времени вернуться в любимые залы и насладиться живой музыкой. Публикуем для вас подборку абонементов новой музыки в сезоне 2020/2021 Московской филармонии.
Абонемент №143 «Новая музыка. Владимир Мартынов, Дмитрий Курляндский и другие» включает три концерта ансамбля «Академия старинной музыки», художественный руководитель — Татьяна Гринденко. Изначально коллектив специализировался на аутентичном исполнительстве, однако позже музыканты стали сотрудничать с Владимиром Мартыновым, Иваном Соколовым, Александром Бакши. Первый концерт состоится 30 октября.
Абонемент №146 «Персона — композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов» предлагает портреты современных авторов: Александра Вустина, Владимира Тарнопольского и Александра Хубеева. Сочинения композиторов исполнит ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова. Абонемент стартует 12 октября.
В концертах абонемента №148 «Миры современной музыки» ансамбль «Галерея актуальной музыки» под управлением Олега Пайбердина представит три разные программы: Электричество & Акустика, Классика & Нео, Звуки & НЕзвуки. Ансамбль исполнит музыку Ф. Ромителли, А. Наджарова, А. Хубеева, Б. Фуррера, Д. Лэнга, Ж. Гризе, С. Райха и О. Пайбердина. Лекцию проведёт музыковед Рауф Фархадов. Первый концерт пройдет 7 декабря.
Продолжение своего цикла представит и «Московский ансамбль современной музыки» в абонементе №149 «100 партитур, которые я возьму на необитаемый остров». В филармонии прозвучат сочинения Д.Куртага, Ф.Филидеи, С.Шаррино, П.Карманова, Н.Рославца, Д.Курляндского, Х.Черновин и других композиторов. 14 декабря состоится первый концерт абонемента.



 


24/03/2020

La Scala покажет в сети Оперу года по версии Opernwelt «Конец игры» Дьёрдя Куртага по Сэмюелу Беккету

28 марта Ла Скала покажет первую и единственную оперу классика современной музыки, написанную им в 2018 году в возрасте 92 лет. Журнал Opernwelt назвал её Оперой года по итогам опроса международного жюри из 50 муз.критиков. «Fin de partie» был заказан Куртагу Зальцбургским фестивалем, однако работа растянулась на 8 лет, и в итоге мировая премьера состоялась Ла Скала и в Нидерландской опере в сезоне 2018-19 (дирижёр — Маркус Штенц, режиссёр — Пьер Оди).
Британская The Guardian писала об опере, что «текст построен на протяжённых речитативах, лишь изредка переходящих в лиризм, и поддержан оркестровой партией, в которой задействовано минимальное число инструментов. Здесь есть драматическая прямота Монтеверди и экстремальная инструментальная густота Веберна — залпы медных, одинокие соло саксофона, рычания тубы, обрывки звучаний чембало и аккордеона, струящаяся арфа и повторяющиеся время от времени скачки у мягких струнных».

 

7/03/2020

«Океан звука»: концерты Персимфанса в Зарядье

7 и 15 марта в Зарядье выступит Персимфанс — первый симфонический ансамбль без дирижёра. Программа концертов связана с водной стихией — «океаном звука».
7 марта впервые в России прозвучат произведения Концерт для фортепиано с оркестром Воланса, «Темные волны» для симфонического оркестра и электроники Джона Лютера Адамса и «Диалог о Земле» для ударных Глобокара. Российская премьера. Также в программе — сочинения Вагнера и Дебюсси. Также на сайте "Зарядья" будет проведена трансляция концерта.
Камерная программа лекции-концерта 15 марта также вписывается в «океаническую» концепцию. Солисты Персимфанса исполнят сочинения Эйслера, Мендельсона, Дракмана и Такэмицу. Лекционный формат концерта - своеобразное продолжение просветительских традиций советского Персимфанса - как известно, советский ансамбль издавал собственный журнал с просветительскими статьями о музыке.
Советский ансамбль Персимфанс — Первый симфонический ансамбль имени Моссовета — был создан в 1922 году, но перестал существовать уже в 1932-м. В 2008 году коллектив возродил пианист и композитор Пётр Айду, внук одного из участников оригинального состава.
Новый Персимфанс сохраняет некоторые особенности прежнего. Посадка оркестра образует круг: музыканты сидят лицом друг к другу и спиной к зрителям. Дирижёрский подиум на сцене отсутствует, так как в нём нет нужды. Руководство коллективом, программа выступлений, интерпретация играемых сочинений обсуждаются на общем собрании.
Как и Персимфанс-1922, Персимфанс-2008 исполняет не только классику XIX века, но и современную академическую музыку.
Билеты и трансляция концертов: 7 марта, 15 марта
 

27/02/2020

В Москву приезжает швейцарский композитор Микаэль Жаррель

В Москву приезжает Микаэль Жаррель — один из крупнейших швейцарских композиторов на сегодняшний день.
5 марта в Рахманиновском зале консерватории состоится авторский вечер композитора "Focus Genève: Микаэль Жаррель". Сочинения Жарреля исполнит ансамбль солистов Студия новой музыки под управлением Сергея Акимова.
Микаэль Жаррель преподаёт в Женевском и Венском университетах искусств, и на концерте будет также представлена музыка его учеников: Арама Ованнисяна и Юмико Йокои. Большинство сочинений прозвучит в России впервые.
Пообщаться с Жаррелем и задать интересующие вопросы слушатели смогут 4 марта на встрече в Конференц-зале Московской консерватории.
Проект пройдёт при поддержке Швейцарского совета по культуре ProHelvetia.
 
C. Daguet Editions Henry Lemoine

26/02/2020

В «Оркестрионе» проходят концерты лауреатов конкурса «Партитура»

С 25 по 28 февраля Концертном зале «Оркестрион» проходят концерты лауреатов Всероссийского конкурса молодых композиторов «ПАРТИТУРА». 5 концертов представят 35 сочинений композиторов до 35 лет, вошедших в лонг-лист. Исполнит их Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана (дирижёр — Алексей Ходорченков).
Партитуры для симфонического оркестра рассматриваются в семи номинациях: симфоническое произведение крупной формы, симфоническое произведение малой формы, балетная музыка, оперная музыка или музыка оперетты, произведение для одного или нескольких инструментов/голосов с оркестром, эстрадно-симфоническое произведение, киномузыка.
Член экспертного совета, шеф-редактор издательства «Композитор» Петр Поспелов поделился с нами своими промежуточными впечатлениями от конкурса:
«В каждой номинации будет сильный победитель. Больше всего заявок пришло в номинации “Крупная симфоническая форма” и особенно “Малая симфоническая форма”. А вот в номинации “Эстрадно-симфонический оркестр” мне пришлось напрячь все свои контакты, чтобы пришло хотя бы семь или больше партитур. Видимо, в этом жанре композиторы пишут мало; хотя те вещи, которые в итоге пришли, отличаются высоким качеством. Есть вещи, небанальные по творческому замыслу и концепции. Был, конечно, и процент любительщины, когда присылались только фонограммы, а не партитуры, но ни одна такая заявка не прошла: отборщики сработали стопроцентно профессионально. Надеюсь, что я как издатель опубликую лучшие партитуры, а композиторы-лауреаты плотно включатся в музыкальный процесс».
 

25/02/2020

Ансамбль Kymatic запускает цикл концертов

Ансамбль Kymatic начинает серию концертов, посвящённую композиторам-шестидесятникам и молодым российским авторам. Цикл будет идти в Центр Вознесенского на протяжении календарного года. В этих программах исполнители стремятся к «свободному диалогу с музыкой и разными музыкальными мышлениями, к встрече со звуком в моменте вместо разделения времени на прошлое и будущее».
В первой программе «Духовное / Мирское» 15 марта «в моменте» пересечётся, с одной стороны, музыка Софии Губайдулиной и Альфреда Шнитке, с другой, пьесы Владимира Горлинского и Рачьи Есаяна, который написал сочинение специально для этого проекта.
Kymatic регулярно обращается к музыке шестидесятников так, одним из самых ярких выступлений ансамбля стало исполнение двухчасовой партитуры Александра Кнайфеля Agnus Dei, а в 2019-м году солистка ансамбля Алина Петрова приняла участие в круглом столе Музея AZ, ГИИ и Stravinsky.online «Музыка шестидесятых: 60 лет спустя».
 

24/02/2020

В Цюрихе пройдёт авторский концерт Мехди Хоссейни

20 марта в Цофингене и 21 марта в Цюрихе Ensemble für neue musik zürich сыграет концерт-портрет Мехди Хоссейни. Специально для этих вечеров композитор пишет новое сочинение Gahgeryu, впервые в Европе прозвучит его Inertia, а также будет исполнена Sarukhani III.
Основной концерт состоится в пространстве Kunstraum Walcheturm - одной из важных площадок новой музыки Цюриха, где, в частности, на той же неделе прозвучат сочинения Галины Уствольской, Франко Донатони, Жерара Пессона, Дьёрдя Куртага, Хайнца Холлигера и др.
Мехди Хоссейни учился композиции в Тегеране у Фархада Фахреддини и в Санкт-Петербурге у Сергея Слонимского. Является руководителем Санкт-Петербургского центра современной музыки reMusik.org.

 

21/02/2020

В Якутии пройдет семинар-форум МолОта

С 23 по 29 февраля в Якутске состоится IV Международный Дальневосточный симфонический семинар-форум МолОта — Молодёжного отделения Союза композиторов. Форум пройдёт в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия).
Участниками форума станут молодые композиторы, исполнители и музыковеды. Под руководством мастеров композиторы будут работать над новыми сочинениями, которые в итоге будут исполнены Симфоническим оркестром филармонии Якутии. Участники смогут также посетить концерты с мировыми премьерами российских и зарубежных авторов, мастер-классы, лекции и презентации авторских образовательных программ.
Среди приглашённых мастеров форума — Ярослав Судзиловский (Москва), Георг Хайду (Германия), Снежана Пысларь (Молдова), Дмитрий Лыбин (Беларусь), Сергей Судзиловский (Москва), Алтангэрэл Хишигтогтох (Монголия), Шарафсэрэн Тсеренджигмет (Монголия), Николай Михеев (Якутия), Константин Марсаан (Якутия), Александра Хмелевска (Польша), Йигиттетс Штайнер (Норвегия), Владимир Ксенофонтов (Якутия). Образовательную программу для музыковедов проведёт Богдан Королёк (Екатеринбург/Санкт-Петербург).
 

20/02/2020

В Электротеатре стратуют «Монологи о музыке»

22 февраля в фойе Электротеатра состоится лекция Кирилла Широкова «Слушание. О темпоральных ситуациях, присутствии и слушающих исполнителях в новой музыке». Лекция открывает цикл встреч с композиторами, чья деятельность связана с Электротеатром, — «Монологи о музыке». Встречи будут посвящены существованию композитора в театральном пространстве, взаимовлиянию театра и композитора, а также вопросам новой музыки.
Кирилл Широков:
Смена стратегий взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя, открытая, наверное, Кейджем, и продолженная очень большим количеством активных теперь авторов и импровизирующих музыкантов, задаёт новую оптику восприятия, когда сам процесс присутствия при исполнении, соединения со звучащим материалом оказывается неким нарративом, активным действием, где актеры находятся в горизонтальных отношениях друг с другом. Немного поговорить об этой оптике мы попробуем 22 февраля в Электротеатре.
Организаторы цикла — Фестиваль Й совместно с компанией Storytel.

 
11/02/2020

В Москве прозвучит музыка британских композиторов

13 февраля в Рахманиновском зале консерватории ансамбль Студия новой музыки представит концерт «NewTon. Современная музыка Великобритании». В программе — музыка Елены Фирсовой, Джерарда Макберни, Брайана Фернихоу, Стивена Дэверсона, Джона Крофта, Марка-Энтони Тёрнеджа, Оливера Нассена, и Роджера Редгейта.
Британская современная музыка очень редко звучит в России, хотя в Европе композиторы хорошо известны и часто исполняются. Большинство сочинений вечера - российские премьеры.
Солисты - Анастасия Табанкова (гобой), Ольга Галочкина (виолончель), Сергей Чирков (аккордеон), Наталия Черкасова (фортепиано)
Программа и билеты
 

4/02/2020

Концерт Paraorchestrа и Чарльза Хейзелвуда в «Гараже»

7 и 8 февраля в Музее Современного Искусства Гараж состоится концерт «Анатомия оркестра: рефракции и абстракции». Paraorchestrа под управлением Чарльза Хейзелвуда исполнит Бранденбургский концерт № 3 G-dur И.С.Баха, а также сочинения современных композиторов, написанные в некоем диалоге с музыкой прошлых эпох: «И вот свидетельство Иоанна» Орландо Гиббонса/Нико Мали, две прелюдии и фуги И.С. Баха/Питера Максвелла Дейвиса, «Hoketus» Луи Андриссена.
«Анатомия оркестра» даст слушателям возможность взаимодействовать с исполнителями: во время концерта можно будет свободно перемещаться по залу и подходить к музыкантам. За день до концерта желающие смогут посетить репетицию, а после концерта 8 февраля состоится дискуссия.
Paraorchestrа — первый в мире ансамбль, состоящий из профессиональных музыкантов с инвалидностью и без.
Концерт продолжает программу Года музыки Великобритании и России, которую проводит Посольство Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.
 

03/02/2020

В музыкальных столицах состоится «Игра двух городов»

В феврале в Москве и Санкт-Петербурге пройдет серия концертов, организованная Союзом композиторов России, «Игра двух городов». В программе - произведения участников проекта Союза «Композиторские читки» и других современных российских авторов.
6 и 12 февраля сначала перед московской и затем перед питерской публикой выступит молодой ансамбль Reheard, образованный в 2018 году в рамках проекта Gnesin contemporary music week. Ансамбль представит мировые премьеры пьес Дмитрия Мазурова, Лилии Исхаковой и Полины Коробковой. Концерт 6 февраля пройдет в Музее Скрябина, а 12 февраля - в Музее Звука в Санкт-Петербурге.
10 февраля в Шереметьевском дворце произведения современных петербургских композиторов исполнит Филармонический камерный оркестр Новосибирска под управлением Алима Шахмаметьева. Не обойдется без премьер и в этот вечер: впервые в северной столице будет исполнена "Сонатища" Бориса Тищенко.
Подробная программа и билеты – на сайте Союза композиторов.

 
Иллюстрация: http://unioncomposers.ru/

03/02/2020

«Другое пространство»-2020 объявило программу

VII Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» пройдёт в Зале Чайковского​ с 17 по 21 ноября. Главным гостем фестиваля станет знаменитый французский ансамбль Intercontemporain, который исполнит сочинения Дьёрдя Лигети, Дьёрдя Куртага, Сальваторе Шаррино и Паскаля Дюсапена.
На единственном концерте ГАСО им. Е.Ф.Светланова, которым продирижирует художественный руководитель фестиваля Владимир Юровский, состоятся российские премьеры оркестровых сочинений «Redschift» Владимира Тарнопольского с электроникой, «Нежный ветер Элизиума» Ольги Раевой с солирующей скрипкой, «Да исправится / молитвенное пространство с ночным дозором» Марко Никодиевича с органом и первое исполнение нового сочинения Алексея Ретинского для оркестра и ударных.
Откроет «Другое пространство» выступление недавно созданного Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением Валентина Урюпина — прозвучат «Учение о гармонии» Джона Адамса и «Диалоги» Бернда Алоиза Циммермана для двух фортепиано и оркестра.
Один из дней фестиваля станет своеобразным марафоном из трёх концертов: оркестровое обрамление составят «Реквием» Дьёрдя Лигети (МГАСО п/у П.Когана, хор радио «Орфей», дирижёр Филипп Чижевский), «Медитация» Валентина Сильвестрова и «Семь дней, или Вариации на тетраграмматон» Александра Маноцкова, оба для вилончели и камерного оркестра (Musica Viva, дирижер и солист Александр Рудин). В середине марафона с сочинениями Пьера Булеза и Анри Дютийе выступят Айлен Притчин (скрипка) и Сергей Полтавский (альт).
«Другое пространство» — единственный в России международный оркестровый фестиваль современной музыки, он существует с 2009 года и базируется в Московской филармонияи. Программа нынешнего фестиваля разбита на два абонемента (подробнее о первом и о втором).

 

1/02/2020

Завершилась музыкальная сессия международной школы-лаборатории «Линии театра»

26 января завершилась третья сессия международной школы-лаборатории «Линии театра». Сессия получила название «Среда преломления» и была посвящена звуку, музыкальному мышлению и театральному искусству. Познакомиться с итогами этой части лаборатории можно в материале куратора сессии — Армана Гущяна.
«Линии театра» – это масштабный международный проект, рассчитанный на целый год (сроки проведения лаборатории август 2019 – август 2020) и состоящий из двух основных этапов: первый — лабораторный, включающий пять тематических сессий и связанный с изучением границ театрального искусства. Второй — практический: постановка спектакля для Центра театрального мастерства. В лаборатории принимают участие режиссеры, актеры, художники-сценографы, хореографы, композиторы, драматурги.
Первая сессия прошла с 24 по 30 августа и называлась «Драматургия настоящего времени», вторая — «Пространство пребывания» - прошла в ноябре. Январская сессия была посвящена музыке и звуку. О работе композитора в театре рассказали Дмитрий Курляндский, Владимир Раннев, Владимир Горлинский и Арман Гущян.
Впереди у участников еще одна тема для изучения – поиск телесности и способа актерской игры. Завершит первый этап лаборатории создание и презентация эскизов спектакля.
Лаборатория организована Центром театрального мастерства при поддержке фонда «Вольное Дело», Министерства культуры Нижегородской области, Школы-студии МХАТ, Центра имени Вс. Мейерхольда, а также художественного руководителя театра «Современник» Виктора Рыжакова.

 
Иллюстрация: https://ctm-nn.ru/linii-teatra/
29/01/2020

Новая опера Александры Филоненко в Deutsche Oper Berlin

Премьера камерной оперы Александры Филоненко «The Business of Dreaming» состоится 30 января в Немецкой опере. Опера написана для камерного состава: сопрано, баритон, аккордеон, саксофон, фортепиано, электроника. Спектакль поставит Анна фон Герен (Anna von Gehren), главные партии исполнят Пиа Давила (Pia Davila) и Даниэль Глогер (Daniel Gloger).
Музыка Александры Филоненко сочетается с фрагментами записи радиоспектакля 1952 австрийской писательницы Ингеборг Бахман. Радиоспектакли стали особенно популярными в послевоенное время, поскольку многие театры были закрыты или разрушены в результате бомбардировки. В 1952 году Бахман работала на одной из венских радиостанций. Писательница адаптировала свой собственный рассказ для радиоспектакля. Он и стал основой сюжета оперы Филоненко.
По словам Анны фон Герен, пьеса ставит вопросы «о мечте и травме, времени и реальности». «Первая сцена происходит в офисе, месте работы Лауренца (Laurenz). Его коллеги работают над своими заданиями с лихорадочной быстротой. В послевоенные годы жизнь в Германии была обращена вперёд, а не назад. Люди фокусировались только на ближайших задачах, подавляя психологическую травму, вызванную войной. Это отражается и на языке пьесы: он “скорострельный”, сжатый, подобно мехам концертины. Лауренц не может жить в таком темпе. У него свой ритм. Он мечтатель; он видит то, чего не замечают другие люди», — комментирует режиссёр на портале Немецкой оперы.
Подробнее — на сайте Deutsche Oper Berlin.
 
28/01/2020

В ГИИ продолжается цикл концертов-портретов «Сюита зеркал»

30 января в Зеркальном зале Государственного института искусствознания состоится концерт-лекция из цикла «Сюита зеркал». Совместный проект ГИИ и Музея Анатолия Зверева, исследующий творчество крупнейших фигур послевоенного отечественного музыкального авангарда, стартовал в 2018 году. Ранее прошли концерты-портреты, посвященные творчеству Шнитке, Волконского, Каретникова, Губайдулиной, Пярта, Уствольской и Денисова. В 2020 году героями концертов станут Кнайфель, Сидельников.
Ближайший концерт 30 января будет посвящен творчеству Сергея Слонимского. Вступительную лекцию проведет музыковед Светлана Савенко.
Исполнители — солисты ансамбля Студия новой музыки Екатерина Кичигина (сопрано), Марина Рубинштейн (флейта), Никита Агафонов (кларнет), Наталия Черкасова (фортепиано), Андрей Винницкий (ударные), Марина Катаржнова (скрипка), Ольга Галочкина (виолончель).
Начало концерта в 19:30, Зеркальный зал Государственного института искусствознания (Козицкий переулок, дом 5). Подробная программа и билеты — на сайте Музея AZ.
 
25/01/2020

В ММОМА пройдет курс лекций о современной музыке

В марте в Московском музее современного искусства стартует образовательный цикл «Смена парадигм в композиторской музыке». Курс продлится 2 месяца и будет состоять из четырех лекций.
Основная идея цикла — представление главных новаций композиторов XX века, расширивших идейную, техническую и технологическую составляющие искусства. Будут затронуты спектральная музыка, саунд-арт, американский минимализм, электронная и экспериментальная музыка, а также Флюксус, инструментальный театр, перфоманс и многое другое.
В роли лектора выступит Арман Гущян — композитор, работающий в различных жанрах, от камерной и симфонической музыки до электроакустических звуковых инсталляций, куратор международных проектов новой музыки.
Курс рассчитан на широкий круг интересующихся современной культурой и новой музыкой в частности.
Иллюстрация: http://www.mmoma.ru/
 
21/01/2020

Вслед за Екатеринбургом «Турангалила» прозвучит в Санкт-Петербурге и в Москве

6 декабря Уральский филармонический оркестр представил «Турангалила-симфонию» Оливье Мессиана в Екатеринбурге. Уже в новом году коллектив под управлением Дмитрия Лисса снова исполнит ее, на этот раз в столицах: 30 января сочинение прозвучит в Концертном зале Мариинского театра и 1 февраля — в Московском концертном зале «Зарядье».
«Турангалила» нечасто значится в афишах: причина тому электронный инструмент, включённый в партитуру, — волны Мартено. Инструмент был изобретен в 1928 году и сегодня является большой редкостью как на своей родине, в Париже, так и во всем мире.
Партию электронного инструмента в концертах исполнит Натали Форже, окончившая Парижскую консерваторию по специальному классу игры на волнах Мартено. Форже также получила степень магистра философии музыки и специализируется на творчестве Мессиана.
Партию фортепиано исполнит выпускник Парижской консерватории Роже Мюраро (класс Ивонны Лорио).
Подробности и билеты:
 
17/01/2020

Новая опера Сергея Невского прозвучит в Штутгарте: комментарий автора

Спектакль «Борис» — это необычный оперный проект; в один вечер на сцене Штутгартской оперы будут исполнены первая редакция «Бориса Годунова» Мусоргского и опера «Время Секонд-хэнд» Сергея Невского, написанная по заказу театра. Источником либретто послужила одноименная книга Светланы Алексиевич, за которую писательница получила Нобелевскую премию. О концепции проекта, структуре спектакля и о своей опере рассказывает Сергей Невский.

Иллюстрация: https://www.staatsoper-stuttgart.de/
 
17/01/2020

Екатеринбургских «Трёх сестёр» Петера Этвёша покажут в Москве

Вышедший в прошлом сезоне спектакль Урал Оперы будет сыгран в Москве весной в рамках фестиваля национальной театральной премии «Золотая маска».«Три сестры» будут бороться за титул «лучшей оперной постановки», в индивидуальных номинациях представлены дирижёры Оливер фон Дохнаньи и Алексей Богорад (в опере задействованы два оркестра), режиссёр Кристофер Олден, художники Ираклий Авалиани, Эндрю Либерман и Сет Райзер, исполнители главных партий Надежда Бабинцева, Алексей Семенищев, Ольга Тенякова, Владислав Трошин.
«Три сестры» Петера Этвёша были впервые поставлены в Лионской опере в 1998 году, затем шли в Париже, Амстердаме, Буэнос-Айресе, Дюссельдорфе, Брюсселе, Вене, Будапеште, Эдинбурге и Гамбурге; постановка в Екатеринбургский театр оперы и балета – первая в России. Единственный столичный показ состоится 3 марта на сцене Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Также на Фестиваль "Золотая Маска" привезут оперу «52» Александра Маноцкова (БДТ им. Г.А.Товстоногова), музыкальный спектакль «Аллюки» Эльмира Низамова (Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» и Творческое объединение «Алиф», Казань), балет Анатолия Королёва «Приказ короля» (Урал Опера Балет, Екатеринбург). Кроме того, в шорт-лист композиторской номинации вошли Александр Вустин (опера «Влюбленный дьявол», Муз.театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) и Алексей Наджаров (музыка к хореографическому проекту А.Абалихиной и И.Естегнеева, Москва, «Спящая красавица», арт-площадка «Станция и «Гоголь-центр»). В номинации «эксперимент» представлен проект «ГЭС-2 опера» Всеволода Лисовского с музыкой Дмитрия Власика.
Объявление победителей и церемония вручения "Маски" состоится 15 апреля в концертном зале «Зарядье».
 
7/01/2020

В Дрездене пройдет фестиваль русского искусства

С 10 по 25 января в Европейском центре искусств HELLERAU пройдет фестиваль «Карусель: современные подходы к русскому искусству» (Karussell Zeitgenössische Positionen russischer Kunst). Программа включает в себя различные жанры и направления: фильмы, инсталляции, электронную и современную академическую музыку, музыкальный театр и театр документальных пьес. Также в дни фестиваля пройдут многочисленные воркшопы, мастер-классы, лекции, дискуссии и обсуждения с ведущими режиссерами, продюсерами российских независимых театров и фестивалей.
В Хеллерау покажут спектакли Электротеатра Станиславский, театр.doc, театр post, Квартира, новосибирского театра «Красный факел» и творческой лаборатории Казани «Угол».
10 и 11 января на сцене Большого зала Хеллерау будет представлена опера В. Раннева «Проза»;
15 и 17 января пройдут немецкие премьеры двух спектаклей Д. Волкострелова по пьесам П. Пряжко «Поле» и «Я свободен»;
16 января в Зале Далькроза состоится аудио-перфоманс «Коромысли» мастерской Крикливого и Панькова (режиссёр — Полина Кардымон).
17, 18 и 19 января пройдет интерактивный тактильный перформанс «Со-прикосновение» (CO-TOUCH), авторы — Катя Решетникова, Вера Щелкина, Кристина Петрова.
20 января в дрезденском кинотеатре «Талия» (Thalia Cinema) покажут музыкальный фильм Кирилла Серебренникова «Лето».
На протяжении всего фестиваля будут представлены три инсталляции — «21 — напоминание о взрослении» М.Штауба, «Тихое насилие» Д. Серенко и «Графический репортаж – фреска» В. Ломаско.
Приобрести билеты и подробнее ознакомиться с программой фестиваля можно на сайте центра Hellerau.
"Проза" Владимира Раннева, фото Олимпии Орловой
 
3/01/2020

В Санкт-Петербурге поставили «Страсти по девочке со спичками» Дэвида Лэнга

5 января в Мариинском-2 покажут театрализованную постановку The Little Match Girl Passion Дэвида Лэнга. Показ пройдёт в рамках театральной лаборатории под художественным руководством Ольги Миловидовой при поддержке Датского института культуры в Санкт-Петербурге.
Музыка и текст оратории написаны американским композитором Дэвидом Лэнгом в 2007 году, её основой послужила сказка Ханса Христиана Андерсена. Композитор получил за эту работу Пулитцеровскую премию. Оратория уже звучала в Санкт-Петербурге, но в подобном формате представлена впервые: живое исполнение оратории дополнят пластическая фантазия, мультимедийная визулизация и слово рассказчика. После спектакля зрителей приглашают на встречу с создателями и участниками.
«Страсти по девочке со спичками» исполнит вокальный квартет студентов муз. училища им. Римского-Корсакова и консерватории; артисты театрального центра «Легкие люди» (хореограф-постановщик — Ольга Джен) и актриса МДТ Надежда Некрасова в роли рассказчика. Мультимедийную визуализацию спектакля создала самая молодая участница проекта — 14-летняя Мария Кузнецова.
 
30/12/2019

Опера Куртага признана главной мировой премьерой сезона по версии OpernWelt

По итогам ежегодника немецкого журнала OpernWelt главной мировой премьерой прошлого концертного сезона (2018–2019) стала опера Дьёдря Куртага «Конец игры» по одноимённой пьесе Сэмюэла Беккета. В списке номинантов также значатся «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, «Фиолетовый снег» Беата Фуррера и «Береника» Микаэля Жарреля.
«Fin de partie» — первая и единственная опера композитора, написанная им в 92 года. Работа над сочинением продолжалась 7 лет (2010-2017). Опера была поставлена на сцене миланского «La Scala» в ноябре 2018 г. (дирижёр — Маркус Штенц, режиссёр — Пьер Оди).
Ежемесячный журнал OpernWelt каждый год подводит итоги прошедшего сезона в сфере музыкального театра. Среди номинаций — «Премьера года», «Певец года», «Дирижер года» и другие. Победителей выбирает международного жюри, состоящее из 50-ти музыкальных критиков. Результаты публикуются в ежегоднике, выходящем по завершению каждого сезона (летом / осенью).
 
25/12/2019

Журнал reMusik.org официально начал свою работу

Наши коллеги из санкт-петербургского Центра современной музыки reMusik.org запустили одноименный интернет-журнал о новой музыке. Запуск издания готовился последние несколько месяцев, на протяжение которых на порталеremusik.orgуже публиковались первые новости и журналистские материалы.
Официально журнал открылся сегодня статьёй Петра Поспелова о музыке первых двух десятилетий ХХI века, а также интервью с дирижёром Федором Ледневым, композитором и скрипачом Артуром Зобниным, саунд-артистом Сергеем Филатовым и виолончелисткой Юлией Мигуновой. Главный редактор издания – музыковед Надежда Травина.
Будем читать о «музыке вчера, сегодня и завтра» (так озаглавлен первый блок материалов) вместе!
 
24/12/2019

Московская Арт Премия завершает прием заявок

Первая в России премия, в которой предусмотрены номинации по всем видам современного искусства (музыка, театр, кино, литература, изобразительное искусство + архитектура) завершает приём заявок. Претендовать на неё может любой проект 2017-2019 годов, сделанный москвичом, презентованный в Москве или ей посвящённый: «это не только отдельные партитуры и записи композиторов… претендовать на премию может целый фестиваль современной музыки и его руководитель, или продюсерский, кураторский проект с современной музыкой, программа исполнителя и даже книга или цикл статей» - гласит регламент Премии.
Премиальный фонд – рекордный для сферы современного искусства: победитель в каждой номинации получит три миллиона рублей, обладатели вторых мест – по два миллиона, третьих – по одному миллиону рублей.
В состав Экспертной группы музыкальной номинации входят Петр Поспелов (шеф-редактор издательства «Композитор», председатель Экспертной группы), Карина Абрамян (генеральный директор Союза композиторов России), Екатерина Бирюкова (редактор раздела «Академическая музыка»Colta.ru), Светлана Савенко (профессор Московской консерватории), Ярослав Тимофеев (главный редактор «Музыкальной академии») и Владислав Тарнопольский (шеф-редакторStravinsky.online).
Экспертная группа сформирует список финалистов музыкальной номинации, а победителей определит голосованием Экспертный совет премии в полном составе (эксперты всех номинаций).
 
23/12/2019

Композитор Олег Крохалев стал редактором музыкального раздела «Вашего Досуга»

Журнал «Ваш Досуг» уже больше 20 лет рассказывает москвичам о главных культурных событиях города. Соблюдая баланс между интересами противоположных аудиторий, журнал подбирает в редакцию людей, отдавая предпочтение профессионалам. Олег Крохалев – молодой композитор, участник академии в Чайковском, лауреат прошедшего в сентябре «Открытого космоса». Важную роль для композитора играет просвещение и развитие музыкального кругозора, которые он считает своей основной целью:
Олег Крохалев:
Аудитория «Вашего Досуга» очень разная, и моя задача, как я ее вижу, классная – поддерживать интерес публики как к популярной, так и к экспериментальной, сложной музыке. Мы с редактором (Tnargimme Renni) решили, что было бы здорово о серьезных и исключительных событиях писать доступно, а феномены массовой культуры анализировать чуть серьезнее. Хочется постепенно накренить обзоры в сторону сложной, но крутой музыки, параллельно объясняя её. В этом месяце, например, я готовлю материалы по пяти разным «Мнимым садовницам», что приурочено к приезду Уильяма Кристи, а следующий материал, которым займусь – феномен Тимы Белорусских.
Ещё одна мысль, которая меня волнует, – как это поможет моей композиторской работе. Очень важно уметь обращать в текст свои наблюдения и, может, таким образом расширять круг музыкальных предпочтений, объяснять себе, в первую очередь, какие-то вещи и делиться этим с широкой аудиторией.
 
5/12/2019

Финальный показ лаборатории «Акустическая читка» пройдет уже на этой неделе

В Центре Драматургии и Режиссуры продолжается третья творческая лаборатория молодых композиторов и режиссеров «Акустическая читка». Мероприятие является частью фестиваля «Неделя будущего театра» и проводится совместно с Лабораторией будущего театра ГИТИСа и студией SounDrama при участии ансамбля Omnibus.
В рамках творческой лаборатории композиторы, режиссёры, актёры, хореографы, танцоры и музыканты-исполнители создают единый спектакль под художественным руководством преподавателей. В этом году участникам было предложено поставить «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Помимо ежедневных репетиций программа включает семинары, а также просмотр трех концертов и спектакля «Демон», созданного художественным руководителем проекта Владимиром Панковым.
Проект стартовал 25 ноября. Открытый финальный показ состоится 8 декабря на площадке Поварская, 20.
 
4/12/2019

Где купить сборник статей Карла Дальхауза?

Книга именитого теоретика музыки Карла Дальхауза "Избранные труды по истории и теории музыки" вышла впервые на русском языке в этом году, переводчик - музыковед Степан Наумович. В книге собраны различные эссе известного немецкого музыковеда XX века о музыке - об объективности музыкальной критики, об актуальности анализа, о серийной технике, о проблематике новых жанров и др. Книгу все еще можно приобрести: несколько экземпляров есть в наличии в книжном магазине «Фаланстер».

В книгу вошло также эссе Дальхауза «Почему так трудно понимать современную музыку?», опубликованное впервые с разрешения переводчика. Все главы эссе можно прочитать здесь.
 
3/12/2019

Максимальный минимализм: подкасты о творчестве Терри Райли

Легенда американского минимализма и один из его основателей, 84-летний Терри Райли выступит уже в это воскресенье в Москве (8 декабря) и 11 декабря в Санкт-Петербурге, вместе со своим сыном. В честь этого события специалист по американской музыке, музыковед Светлана Сигида рассказывает о его творчестве в подкастах для «Радио культура».
Концерт Терри Райли и Гьяна Райли в Москве состоится 8 декабря в 20.00, в КЦ «ЗИЛ».
Купить билеты; страница мероприятия в Москве на Facebook

Концерт Терри Райли и Гьяна Райли в Петербурге состоится 11 декабря в 20.00, на сцене «Лендок».
 
2/12/2019

Дети-либреттисты представят свои оперы на КоOPERAции

7 и 8 декабря в театре Станиславского состоятся показы опер, написанных в рамках лаборатории для драматургов и молодых композиторов – КоOPERAция-2019. В этом году руководитель проекта Екатерина Василева разработала новый формат – либретто для опер было предложено написать детям. Молодым авторам предоставили полную свободу в выборе сюжета. Смелые, местами шокирующие, затрагивающие вопросы жизни и смерти, травлю в школе, конфликт поколений и другие актуальные темы были реализованы в сотрудничестве с молодыми композиторами.
Дмитрий Мазуров:
«На первой сессии лаборатории мы показали свою музыку, а дети сами выбирали, с кем из нас они хотят работать. Я показал свои работы, и мальчики сразу сказали, что они хотят работать со мной, поскольку у них хоррор. (Дмитрий Мазуров написал музыку к опере-хоррору "Dark", либретто Даниил Козловский, Петр Алистархов, Михаил Левинсон - прим. ред.) Я рад, что мне достался именно этот сюжет, думаю, в руки каждого из композиторов в итоге попало что-то, что было созвучно их творчеству".
Всего на КоOPERAция - ДЕТИ будет представлено 4 оперы по 30 минут: «Я живу у ведьмы», «Порох и заячьи ушки», «Виновны!», «Dark». Музыку к ним написали Татьяна Шатковская-Айзенберг, Андрей Бесогонов, Игорь Яковенко, Дмитрий Мазуров. Кроме того, в рамках лаборатории состоятся показы спектаклей для самых маленьких: «Дерево» и «Шумовички». Проект Беби-опера также создан Екатериной Василевой в рамках лаборатории и нацелен на создание профессиональными драматургами и композиторами произведений, чтобы с рождения прививать зрителям любовь к музыкальному театру.
Более подробную информацию можно найти на сайте театра
КоOPERAция-2018. Автор Дмитрий Фарнетти