• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
комментарии
1/10/2020
Она — невероятная
Музыканты из России, Белоруссии и Германии — о своей коллеге, флейтистке Марии Колесниковой.
Владислав Тарнопольский,
шеф-редактор Stravinsky.online
Мы открываем четвёртый сезон Stravinsky.online материалом о главном ньюсмейкере музыкального мира — флейтистке Марии Колесниковой, которая этим летом неожиданно (уверен, что и для себя самой) стала лицом белорусского народного движения.
Большинство реплик в этом материале по нашей просьбе открывается словами: «мы с Марией знакомы с такого-то года», и моя не станет исключением. Мы с Марией вживую познакомились в Штутгарте на одном из последних фестивалей новой музыки ECLAT, до того она стала одной из первых подписчиц Stravinsky.online; а первая на нашем сайте новость о белорусской музыке была посвящена её кураторскому проекту ARTEMP ACADEMY.
Однако мы мыслим этот материал даже не столько как жест поддержки от друзей и знакомых Марии (хотя это, разумеется, тоже важно). Но скорее — как иллюстрацию того, что лидером мощного общественного движения стал честный и порядочный человек с не-фейковой биографией.
Когда в центре событий оказывается кто-то из твоих знакомых — ты, конечно, следишь за происходящим пристальней обычного. И я уже успел прочитать про Марию — примерно в равном количестве — что она «агент Кремля» и «агент Госдепа». Ну, то есть одновременно. По моему наблюдению, такое сочетание обычно преследует как раз самых адекватных людей.
Так вот, Мария с детства занимается музыкой, все последние годы с полной самоотдачей занималась музыкой, и даже вплоть до начала этого лета — занималась музыкой. Она не спецпроект, не засланный казачок со смутным прошлым, она – это она. И те, кто отказываются в это верить, — уже проиграли, потому что они разучились мыслить не в том русле, что их оппоненты, воспринимающие всё исключительно сквозь призму «кольца врагов». А когда появляются такие исключения, как Мария, это воспринимается с недоумением и раздражением («дамочка с дудочкой», как сказал один известный телепропагандист — ну не это ли признание).
Настоящий музыкант — тот, кто живёт своим делом и вообще мыслит по-другому. Я даже думаю, что свою фирменную фразу «Вы — невероятные» она использует не столько как предвыборный слоган, но как музыкальный рефрен. А история с паспортом — не политическая постановка, а нечто, взращенное музыкальными перформансами, в которых ей доводилось участвовать.
Мария Колесникова тождественна самой себе. Она настоящая. И — невероятная.
 
Сергей Невский,
композитор
Мы познакомились с Машей летом 2016 года в Штутгарте, на премьере моей оперы «Pazifik Exil». Тогда Маша была просто музыкантом, интересующимся современной музыкой. У нее был небольшой ансамбль — трио (флейта, саксофон и голос), а также она время от времени проводила концерты в Минске, в пространстве Ок16, возникшем из ничего, при частной поддержке. А уже в марте 2018 года Маша провела в первый в Беларуси композиторский воркшоп, на базе Гёте-института и ОК-16 в некотором диалоге с Союзом композиторов. Маша тогда очень много со мной советовалась, потому что она хотела использовать опыт московского проекта «Платформа». Ей было интересно, как создаются с нуля институции, занимающиеся современным искусством, без государственной поддержки. И когда мы с Мартином Шюттлером приехали в Минск в 2018 году, мы поняли, что ситуация с современной музыкой в Беларуси куда более драматична, чем на Украине, и тем более в России. Современная музыка буквально начиналась с нуля. Поскольку государство никак не проявляло интерес к современной музыке, у Маши появилась идея использовать для поддержки частный капитал. Как раз одним из людей, который поддерживал новое пространство ОК16, был Виктор Бабарико. В своей лекции, выложенной на Ютубе, Маша очень подробно говорит о социальных задачах бизнеса; и действительно, за последние два года бизнес стал принимать более активные действия в поддержке современного искусства.
Маша работала два года менеджером на фестивале Eclat. Она сделала то, что сейчас в целом происходит во многих старых музыкальных институциях в Германии: она развернула их в сторону социальных медиа. Маша очень плотно занялась инстаграмом фестиваля. Руководителю фестиваля Кристине Фишер она говорила: «Знаете, что угодно можно рекламировать только при помощи секса и кошек. Но, поскольку секс с современной музыкой трудно совместим, давайте возьмем кота Сергея Невского, Шёнберга, и сделаем с ним видео». И мы действительно сделали несколько видео, где мой кот Шёнберг комментирует концерты современной музыки. В итоге, он стал медийной звездой: кликов у него было больше, чем у Лахенмана. При этом, конечно, содержание не приносилось в жертву: это было сделано с полным осознанием серьезной миссии современной музыки. Так Маша пыталась привлечь дополнительную аудиторию, и объяснить немцам, которые (в особенности старшее поколение) дистанцированы от социальных сетей, что это не только необходимо, но и может быть интересным.
Также в Штутгарте она работала в объединении InterAKT Initiative, устраивала различные события, связанные с современной музыкой. И когда я был в Штутгарте на демонстрации, то видел, как её коллеги, музыканты, играли, в частности, «Ave Maria» Шельси. Это было очень трогательно.
Маше вновь предлагали работу на фестивале, но она хотела делать больше проектов в Беларуси. Это вполне понятно: ведь если ты чувствуешь, что на родине это востребовано, то ты получаешь от этого особый драйв. И последним, чем она занималась в Штутгарте, стал пиар для первого постковидного фестиваля Die irritierte Stadt («Заблудившийся город»), который проходил в июле 2020 года. В какой-то момент Маше пришлось делить время между работой на фестивале и избирательной кампанией, и в конце концов она сдала этот пост и целиком погрузилась в политическую борьбу. Понятно, что её политическая работа является абсолютно естественным продолжением её музыкальной работы.
Мария Колесникова и тот самый кот Шёнберг. Фото: facebook.com
 
Константин Яськов,
композитор
Марию Колесникову я знаю уже около 20-ти лет. Мы были однокурсниками в Белорусской государственной академии музыки. Однако тогда — в студенческое время — не стали близкими друзьями, никогда вместе не работали над какими-либо совместными музыкальными проектами.
Ситуация изменилась, когда Маша, уехав после академии на учёбу в Германию, стала приезжать в Минск, и во время этих визитов, если мы пересекались, она постоянно говорила о том, что Беларусь отрезана от мира «новой музыки», нужно что-то менять, как-то действовать. Все, с кем она здесь общалась, это понимали, поддерживали и пытались что-то делать. Было много энтузиазма, но не хватало ресурсов. Поэтому проекты реализовывались очень тяжело и носили разовый характер.
Принципиально ситуация с «новым искусством» в Минске стала изменяться в лучшую сторону 4-5 лет назад, когда заметно активизировалось движение «культурных хабов» или «пространств». Так было до недавнего времени... Маша удачно и успешно включилась в этот процесс не только как исполнитель, но и как профессиональный менеджер. Она стала драйвером «новой музыки» в Минске. Через проекты хаба OK16 ей удалось скооперировать множество композиторов и музыкантов.
Думаю, сейчас можно об этом сказать: были амбициозные, близкие к реальному воплощению планы по созданию в Беларуси лаборатории новой оперы. Лучшие литераторы, композиторы, хореографы, режиссёры и музыканты уже были готовы к работе по созданию первых спектаклей. Но всё началось сыпаться с началом давления и репрессий…
Уверен, что время реализации этих планов настанет. Моё персональное общение и композиторская работа с Марией оставили глубокую уверенность в том, что нет ничего не возможного не только в искусстве, но в жизни.
 
Виктор Копытько,
композитор
С Машей я работал, к сожалению, лишь в одном моём произведении, Симфонии Четырёх Флейт. Она исполнила её со своим ансамблем флейтистов в Штутгарте лет 10 назад. Сыграли прекрасно, Маша прислала мне запись, она выложена в Ютубе.
Я помню, что, когда посылал Маше ноты, сопроводил их некоей аннотацией... Она всё постаралась реализовать. Мы с Машей после этого очень изредка перестукивались с приветствиями до последнего времени, а в период выборов президента и начала погромов тоже несколько раз переписались.
Маша — человек выдающийся во всех отношениях. И как музыкант тоже. Я восхищаюсь ею.
 
Кирилл Чернегин,
композитор
Заочно мы с Машей познакомились в феврале 2018 года. Тогда она делала в Минске композиторскую академию (ARTEMP ACADEMY), и это был первый такого рода проект на территории Беларуси. А уже летом она попросила меня написать произведение для фестиваля, который проводился в Минске в августе, на территории хаба ОК-16. Я написал пьесу для флейты, саксофона и голоса. Маша не только исполняла её, он контролировала в тот момент всё, взяв на себя не только организацию, но и репетиционный процесс. И я очень редко встречаю в практике музыкантов такого высокого уровня, как Маша, которые бы с таким же вниманием и тщательностью подходили к тексту, хотя у меня, к сожалению (или к счастью?), далеко не самые простые партитуры. И меня очень удивил тот огромный энтузиазм, с которым Маша подошла к новому для неё материалу. Она буквально с первой репетиции схватила, что нужно сделать, как. И они исполнили потрясающе: именно тогда впервые в моей жизни на исполнении моего сочинения плакали сами музыканты и плакали люди в зале.
На концерт тогда пришло очень много людей, человек 300 или даже больше. У Маши вообще потрясающий талант собирать огромное количество людей, причём, людей, которые раньше бы никогда не пошли на подобное мероприятие, ведь мы же говорим о современной музыке. И люди не уходили с концертов (как это часто бывает), они оставались до конца, слушали.
Осенью 2018 года Маша помогла мне организовать вместе с Борисом Юрьевичем Юханановым показ всех частей оперы «Сверлийцы» в ОК16. Потом она все больше работала в Германии и мы, к сожалению, стали меньше общаться.
Сейчас я нахожусь в Минске, и это совершенно невероятная история. Такая же невероятная, как в знаменитой фразе Маши («Спасибо, вы невероятны»). У меня есть знакомый, известный режиссер, который позвонил мне 14-го августа и сказал: «Кирилл, у тебя есть друзья в Беларуси?». Я ответил, «Конечно есть». После чего он сказал: «Значит, 16 августа, Пулково, самолёт. Надо лететь». И я полетел. Оказавшись в Минске и доехав до центра города (а это было воскресенье), я сразу же очутился в толпе людей с флагами, счастливых, улыбающихся — в тот момент только закончился митинг. Я пришел в изумление. Собственно, тот режиссёр сказал мне: «Сиди, смотри и пиши». Я не понимал тогда, к чему он ведет, но, видимо, он понимал больше меня. И вот уже 9 октября в клубе Lo-Fi Social Club состоится концерт в поддержку Маши и всех политзаключенных. Я предложил идею концерта и написал сочинение, где использовал шесть известных белорусских песен. Его исполнение будет перемежаться с электроникой, под которую Никита Монич будет читать стихи белорусских поэтов. Также на концерте прозвучит пьеса Марины Лукашевич, написанная специально для этого вечера.
Мы все очень надеемся, что Маша скоро выйдет и мы снова ее увидим в качестве исполнителя и общественного деятеля.
 
Мария Алиханова,
флейтистка
С Машей Колесниковой я встретилась в августе 2016 года, на курсах новой музыки в Дармштадте. До этого я переписывалась с ней в Facebook, мне рекомендовали к ней обратиться за советом по поводу жилья на курсах, и​ рекомендовали как​ очень отзывчивого​ человека, который​ ​ обязательно поможет.​ Сейчас открыла нашу с ней переписку и поняла — господи, как же я её тогда бомбила сообщениями про это​ жильё, и она мне на все сообщения отвечала и помогала советом!​
Лично мы встретились уже на​ курсах, куда она приехала всего на один день. Она мне​ очень много рассказывала​ о ситуации в Беларуси, и было видно, что она очень переживает. Маша не​ из тех,​ кто уехал и жил исключительно немецкой жизнью, вычеркнув свою прошлую жизнь и стараясь приспособиться к новой. На всём коротком пути от буфета до школы создалось впечатление, что она знала абсолютно всех — она была всегда и всем безмерно рада, со всеми разговаривала и одаривала всех своей фирменной​ улыбкой. После этой встречи​ мы много писали друг другу и советовались по поводу инструментов, так как она тоже играет очень много современной музыки.​ А полтора года назад мы благодаря Facebook'у поняли, что разбираем одну и ту же пьесу,​ Invocation Vl Беата Фуррера.​ Маша​ очень помогла мне​ с разбором, так как продвинулась дальше и раньше дошла до конца. Я поняла, что она профессионал ​высокого уровня, с очень добросовестным подходом — мельчайшие детали она разбирала очень подробно, внимательно​ подходила к тексту, проверяя каждый звук по записи,​ учила меня некоторым приёмам​ и предупреждала​ об ошибках в тексте. Это​ ​характерно для европейских​ коллег, работающих в современной музыке,​ и получивших там образование, в​ Москве я нечасто​ встречаю​ такой подход.​
А второй и последний раз мы встретились в Минске, я играла Баха в совместном проекте Белорусского камерного оркестра и солистов московского оркестра Pratum Integrum, а​ Маша была на концерте, и в антракте мы увиделись. И опять — море радости, улыбок и доброжелательности! В тот раз она приезжала в Минск на свой день рождения, а также организовывала​ независимый композиторский семинар в культурном пространстве под названием ОК16, куда также​ приглашала​ Сергея Невского. Она ведь стала арт-директором ОК16 и пыталась расшевелить​ в Минске современную культуру.​
 
Александра Филоненко,
композитор
Плотное творческое сотрудничество и дружеские отношения с Машей у нас длятся уже пять лет. Впервые мы познакомились с Машей на курсах современной музыки в Дармштадте, впоследствии чего наше знакомство переросло в творческую коллаборацию. Так, впоследствии была создана творческая команда «Интеракт инициатива», специализирующаяся на новых мультимедиальных проектах, раскрывая как темы актуального искусства так и культурно-социальные темы, проблемы. Вместе мы смогли сделать три проекта, в одном из которых Маша выступила как непосредственно куратор и как исполнитель. «Невероятность» Маши можно наблюдать во многом, её фантастическая энергия, ум, смелость и музыкальность, полную отдачу искусству я могла наблюдать, когда мы работали над моей пьесой «Ржавчина», где, помимо игры на флейте, Маша должна была играть на электрогитаре. Я думаю, не каждый флейтист отважился бы играть на электрогитаре, но Машу было этим не испугать. Маша выступила абсолютно с равноправной партией гитариста. Я думаю, благодаря таким как Маша Колесникова, Виктория Витренко, певица и сокуратор «Интеракт Инициативы», могут быть реализованы новые потрясающие проекты.
Я очень надеюсь, что весь этот ужас и несправедливость вскоре закончится и Маша будет на свободе.
Совет объединения InterAKT Iniciative: Ясмин Шедлер, Виктория Витренко, Мария Колесникова. Фото: © Юлия Шефер, источник: https://interakt-initiative.com/

Материал подготовила Кристина Агаронян