• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
Новости (архив)

Редакторы страницы: Кристина Агаронян, Александра Локтева
 
27/05/2019

Новая музыка на Дягилевском фестивале

13-й Дягилевский фестиваль в самом разгаре; традиционно значительная часть насыщенной образовательной и концертной программы посвящена современной музыке: в этом году на фестиваль приехали Георг Фридрих Хаас и ансамбль современной музыки Klangforum Wien, а уже на открытии фестиваля состоялась мировая премьера пьесы splinters of ebullient rebellion швейцарского композитора Малин Бонг.
Пока наш корреспондент ведет мини-репортажи с места событий в Инстаграме (@stravinskyonline), мы напомним, на какие концерты еще можно успеть.
Сегодня, 27 мая, в Органном зале состоится концерт Московского ансамбля современной музыки tria ex uno. В программе — Фаусто Ромителли, Гийом де Машо, Георг Фридрих Хаас, Сальваторе Шаррино. Осталось всего пять билетов!
28 мая в Органном зале пройдет концерт к юбилею Эдисона Денисова: произведения композитора исполнят Федор Рудин, Алексей Жилин, Михаил Мордвинов и МАСМ.
29 мая композитор и пианист Антон Батагов исполнит в Органном зале собственную музыку к спектаклю Ивана Вырыпаева «Волнение» ( также прозвучат произведения Филипа Гласса), а 30 мая на заводе Шпагина в 13.00 состоится творческая встреча с композитором.
Вечером 30 мая, на закрытии фестиваля, в исполнении немецкого Mahler Chamber Orchestra и хора MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса прозвучит «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» Мортона Фелдмана. Концерт пройдет в зале Пермского театре оперы и балета.
Помимо этого, сегодня в 14.00 в кафе цеха №4 завода Шпагина состоится презентация книги Алексея Мунипова «Фермата. Разговоры с композиторами». Автор книги в своем телеграм-канале также обещает присутствие Владимира Раннева, «редкие видео» и «анекдоты из жизни композиторов». Вход свободный, по регистрации.
Полная программа доступна на официальном сайте фестиваля.
 
25/05/2019

В МЭИ покажут проект «ГЭС-2 опера»

«ГЭС-2 опера» посвящена истории гидроэлектростанции на Болотной набережной, работавшей с 1907 года, на территории которой в следующем году откроется центр современного искусства V-A-C Foundation. Музыку «ГЭС-2 оперы» написал Дмитрий Власик, её режиссёром стал Всеволод Лисовский, художником — Ирина Корина, либретто написал Андрей Родионов.
Спектакль будет показан в одном из корпусов Московского энергетического института, выпускники которого обслуживали ГЭС-2. Рассказ ведется от лица обходчика электростанции — человека, который каждый день проверяет исправность всего оборудования в здании. В дальнейшем проект продолжит существование в виде акустической инсталляции.
«ГЭС-2 опера» — часть программы «Расширение пространства. Из центра», которую фонд современного искусства V-A-C создает вместе с районными библиотеками, домами культуры, кинотеатрами. В этом проекте вместо символических центров культурного производства — музеев и выставочных пространств — V-A-C обращается к элементам локальной культурно-образовательной инфраструктуры, находящимся вдали от центра Москвы.
 
22/05/2019

Начинается международная часть Транссибирского арт-фестиваля 2019 года

В рамках Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина состоялось несколько мировых премьер: концерт для скрипки с оркестром «… ex oriente lux …»/«… с востока свет …» Александра Раскатова, симфоническая поэма «Музыка моря» Бориса Лисицына, «Дон Жуан и Лепорелло» Энйотта Шнайдера, а также российская премьера новой версии концерта для фортепиано с оркестром Каудии Янг и Гюлы Фекете «Сон в красном тереме». Симфонические концерты фестиваля состоялись в Новосибирске и Красноярске, а также в Санкт-Петербурге и Москве. Традиционно в рамках фестиваля прошла Академия арт-журналистики (куратор — Андрей Устинов).
Следующие концерты пройдут в течение года в разных городах мира — от Токио до Нью-Йорка, а завершится год декабрьскими выступлениями фестивального оркестра в Берлине, Любеке, Киле и Лилле.
 
20/05/2019

Kymatic выступит в Новой Голландии 

21 июня во дворе Санкт-Петербургской «Бутылки» состоится концерт ансамбля Kymatic. В программе — сочинения японских и американских композиторов. Будут исполнены фрагменты цикла Мамору Фудзиеды Patterns of Plants, произведение Сомея Сато Shu, написанное по заказу ансамбля Bang on a Can и пьеса Джона Кейджа Ryoanji, сочиненное в саду камней в Киото. Российская премьера композиции Кейджа состоялась также в исполнении Kymatic в 2015 году.
Начало в 20.00. Вход свободный, но количество мест ограничено. Подробная информация на сайте острова Новая Голландия 
Kymatic — коллектив московских академических музыкантов-импровизаторов, использующий старинные, современные и этнические инструменты, а также электронику. Репертуар ансамбля — произведения XX–XXI веков, новые композиторские сочинения, музыка эпохи барокко и свободная импровизация. Для ансамбля KYMATIC важны синтез искусств и установление связей между разными эпохами и авторами (по информации с официального сайта ансамбля).
 
16/05/2019

Арман Гущян стал резидентом Crossroads – 2019

С 4 по 28 мая в Ереване проходит международный фестиваль «Crossroads-2019. Дни современной музыки в Армении». В качестве резидентов приглашены композиторы Жан-Люк Фафшам (Бельгия) и Арман Гущян (Россия), композитор, дирижер Паоло Риччи (Италия), пианистка Лоранс Мхитарян (Бельгия) и ансамбль Assonance.
Уже состоялись семинары и мастер-классы Жан-Люка Фафшама, мастер-классы и концерты Лоранс Мхитарян. Также в рамках фестиваля пройдут семинар Армана Гущяна (20 мая, Ереванская государственная консерватория имени Комитаса) и три концерта — 23, 24 и 28 мая. Музыканты ансамбля Assonance исполнят произведения Фаусто Ромителли, Армана Гущяна, Клаудио Амброзини, Жан-Люка Фафшама, Жан-Мари Ренса, Арсена Бабаджаняна, Артура Аванесова и других композиторов. Дирижер – Паоло Риччи.
Организатором фестиваля выступило объединение QuarterTone. Фестиваль проходит при содействии Министерства культуры Республики Армения и Армянского всеобщего благотворительного союза.
 
14/05/2019

Петер Этвош приехал в Екатеринбург

Композитор Петер Этвош приехал в Урал Оперу, где 16 мая состоится российская премьера его оперы «Три сестры» (1998). Автор, отмечающий в этом году 75-летие, в первый вечер сам встанет за дирижерский пульт одного из оркестров (в опере их задействовано два).Ставить оперу приглашён известный американский режиссёр Кристфер Олден; а в роли основного дирижера выступит главный дирижёр Урал Оперы Оливер фон Донаньи. Опера, в которой чеховский сюжет представлен в трёх действиях глазами каждой из сестёр по очереди, будет идти на русском языке (с английскими субтитрами).
В дни премьеры в Урал Опере и Ельцин-Центре состоятся встречи с композитором и режиссёром, а также лекция венгерского музыковеда Гергея Фазекаша «Любовь и другие демоны: музыка Петера Этвёша». Кроме того, театр подготовил онлайн-гид по опере.
«Три сестры» Этвоша шли в Париже, Амстердаме, Буэнос-Айресе, Дюссельдорфе, Брюсселе, Вене, Будапеште, Эдинбурге и Гамбурге; её первая российская постановка обещает быть одним из ключевых событий сезона. Петер Этвош (1944) — известный венгерский композитор и дирижёр, ученик Золтана Кодаи, автор ряда опер (в частности, «Ангелы в Америке», «Любовь и другие демоны» «Золотой дракон»; в 80-е годы был руководителем знаменитого парижского Ensemble InterContemporain, одного из ведущих коллективов новой музыки в мире.
 
13/05/2019

A&C Quartet исполнит музыку разных континентов

С 16 мая по 21 июня в Новом пространстве Театра Наций струнный квартет A&C даст концерты, посвященные музыке Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Будут исполнены сочинения композиторов ХХ-XXI веков из Аргентины, Венесуэлы, США, Японии, Тайваня, Южной Кореи, Израиля, Ирана, Казахстана, Греции, Рымынии, Швейцарии, Германии и России. В цикле будет представлена «панорама современной струнной музыки разных регионов мира от всемирно известных имен до локальных композиторов своих стран».
Первый концерт 16 мая будет посвящён Америке. В программе — Хорхе Санчез-Чионг, Хосе Мануэль Серрано, Освальдо Голихо, Сантьяго Диес-Фишер, Филипп Гласс, Ла Монте Янг, Тимоти МакКормак, Джон Кейдж и Стив Райх.
Подробную информацию о других программах и ссылки на билеты смотрите в разделе «Афиша» нашего сайта.
 
7/05/2019

Ушёл из жизни композитор Георг Катцер

Об этом сообщает немецкое издание Tagesspiegel.
Георг Катцер родился в 1935 году в Силезии (на территории сегодняшней Польши), а основную часть жизни провёл в Берлине. Катцер сыграл важную роль в развитии электронной музыки (в частности, основал первую в ГДР электронную студию) и музыкального театра. Он отличался активной гражданской позицией — по словам Владимира Юровского, «его композиции всегда имеют подчеркнуто либеральный и антиавторитарный оттенок, и, как следствие, не только эстетическую, но и общественно-политическую ценность» (цит.по «Музыкальной жизни»).
Среди важнейших сочинений Катцера — опера «Страна Бум-бум» (1974), в которой люди питаются ушами и поэтому страдают от короля, запрещающего танцевальную музыку; один из ранних образцов жанра инструментального театра «Сцена для камерного ансамбля» (1975), балет «Чёрные птицы» для Komische Oper (1978), опера «Медея в Коринфе» (2000).
Последняя его премьера состоялась 30 и 31 декабря 2018 года — Катцер написал пролог к Девятой симфонии Бетховена по заказу Владимира Юровского и Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin.
Георг Катцер ушёл из жизни утром 7 мая 2019 в Берлине.
«Сцена для камерного ансамбля» (1975) - видео: https://vimeo.com/143556169
 
24/04/2019

От эпохи Галины Уствольской — к эпохе новых медиа

В мае в Санкт-Петербурге пройдут сразу две важные конференции по современной музыке
В рамках конференции к 100-летию Галины Уствольской 18 мая в стенах Санкт-Петербургской консерватории предполагается обсудить не только различные аспекты её музыкального мира, но и формы влияния ее стиля на композиторов последующих поколений. В числе подтем конференции: музыкальный язык Галины Уствольской; этапы эволюции композиторского стиля; соединение визуального и аудиального в её партитурах; драматургия и формообразование в сочинениях Уствольской; проблемы их интерпретации; Уствольская-педагог в контексте ленинградской композиторской школы.
Организаторы конференции: МеждународМолот, Санкт-Петербургская консерватория, Российский музыкальный союз; Ярослав Судзиловский, Сергей Уваров, Екатерина Давиденкова-Хмара, Михаил Черниговский, Артур Зобнин. Заявки принимаются до 5 мая.
О программе мини-фестиваля Уствольской, к которому приурочена конференция, читайте на странице фестиваля.

25 мая в рамках фестиваля reMusik.org состоится конференция Музыка в эпоху новых медиа».
«С приходом цифровых коммуникационных технологий наступает очередной этап современного искусства — этап нового медийного искусства (New Media Art). Для дискуссий предлагаются следующие темы: научно-техническая революция в музыке: эксперименты со звуком; индивидуальные композиторские техники и использование «всеобщего архива звукозаписей»; алгоритмические системы в новой музыке; технологии инструментального и речевого ресинтеза; единицы представления звуковой информации и модели восприятия в новой музыке; экспериментальный кинематограф и новая музыка; концептуализм как способ артикуляции социальных изменений; понятийный аппарат исследования новейшей музыки; жанровые трансформации в музыке новых медиа; время и пространство в музыке эпохи новых медиа».
Организаторы конференции: Международный фестиваль новой музыки reMusik.org, Санкт-Петербургская консерватория, Академия русского балета имени А. Я. Вагановой.
Заявки принимаются до 1 мая.
 
24/04/2019

Теодор Курентзис наведёт «восемь мостов» между российскими композиторами и немецкой публикой

5 мая на известном немецком фестивале «ACHT BRÜCKEN» («Восемь мостов») оркестр SWR под управлением Теодора Курентзиса исполнит новое сочинение Сергея Невского, а также интерактивный оркестровый перформанс «Буйство весны» Дмитрия Курляндского. Накануне во Фрайбурге оркестр также исполнит «Буйство весны» и фортепианный концерт Марко Никодиевича. Также в программе обоих концертов вторая симфония Сергея Рахманинова
Фестиваль ACHT BRÜCKEN проходит в Кёльне ежегодно в начале мая. Как правило, в центре программы находится творчество известного композитора ХХ либо начала ХХI века. В этом году акцент сделан на музыке Жоржа Апергиса (в России в регулярном репертуаре находится лишь его «Красная шапочка», о которой мы писали ранее).
 
22/04/2019

Открыт прием заявок

О российских академиях, лабораториях и мастер-классах для композиторов в материале Владислава Тарнопольского
 
20/04/2019
Молодые режиссёры современных опер расскажут о своих проектах
24 апреля в Центре Вознесенского молодые режиссёры, наиболее активно разрабатывающие в России современные оперные форматы, в разговоре с редакторами Stravinsky.online Реной Фахрадовой и Татьяной Яковлевой обсудят, как сегодня изменились границы этого жанра. Они представят свои проекты, осуществлённые за последние пять лет, а также поделятся ближайшими планами.
В разговоре примут участие Алексей Смирнов (театр музыкальных инструментов «Красная шапочка» Жоржа Апергиса на фестивале NET, музыкальный променад «ARTинки с выставки» на Премии Кандинского, документальная опера «Письма Ван Гога» Григория Фрида в Мариинском театре, мультимедиа-опера «Curiosity» Николая Попова на проекте «КоОПЕРАция» и др.);
Екатерина Василёва (документальная опера «Дневник Анны Франк» Григория Фрида в Театре Покровского, «Сны Минотавра» Ольги Раевой на фестивале TERRITORIЯ в Театре Наций, «Архипелаг ГУЛАГ» Марины Хорьковой в Theater Am Gleis, Швейцария; лаборатории «КоОПЕРАция» и «КоОПЕРАция-2» в МАМТе и на Архстонии и др.);
Сергей Морозов (проект «Конституция» в Центре Мейерхольда, опера «Отпечатки» Анны Поспеловой на проекте «КоОПЕРАция», опера «Аленький цветочек» Николая Сидельникова; соавторство в музыкальных перформансах и перформативных звуковых инсталляциях и др.);
Ася Чащинская («Фрукты на дне вазы» Андрея Бесогонова в рамках проекта «Брэдбериопера» на Дягилевском фестивале; опера с парфюмерией «Блуждающие огни» Адриана Мокану на проекте «КоОПЕРАция»; участие в разработке первого российского иммерсивного оперного спектакля «Пиковая дама» и др.)
Дискуссия организована в рамках параллелльной программы к опере-инсталляции «Некийя» Дмитрия Курляндского Центром Вознесенского совместно с образовательным проектом Science.me. Вход свободный по регистрации.
 
19/04/2019
Завершается выставка «Неизвестный Стравинский: история одного голоса»
До конца недели в Доме-музее М. Н. Ермоловой идёт выставка к 175-летию со дня рождения оперного певца Фёдора Стравинского — отца композитора Игоря Стравинского.
По словам куратора, выставка представляет собой тотальную инсталляцию, посетителю которой предлагается совершить путешествие в «три вселенные» Фёдора Стравинского: историю семьи, театральное закулисье и личный мир музыканта.
На экспозиции можно увидеть генеалогическое древо семьи Стравинских, уходящее к XVI веку, родовой герб Сулима, афиши и рукописные партитуры и либретто с пометками Фёдора Стравинского, эскизы декораций спектаклей с его участием , портреты композиторов с автографами и восторженными посвящениями, разворачиваются перед зрителем калейдоскопом искусного перевоплощения и вживания в самые разнообразные характеры – от Скулы до Ивана Грозного, от Мефистофиля до Олоферна, личные фотографии Стравинского, оригиналы писем, часть его легендарной библиотеки и коллекция гравюр.
Экспозиция дополнена пространственной инсталляцией художника Алексея Якименко, в которых Фёдор Игнатьевич предстанет во всех своих знаменитых театральных образах и саунд-инсталляцией Александра Снегирёва, где современный писатель озвучил «дневниковые» записи музыканта. Все экспонаты выставляются впервые.
Куратор выставки — Анастасия Козаченко-Стравинская.
(по материалам официального анонса)
 
19/04/2019
Оркестровые сочинения Шнитке и Вайнберга исполнят на фестивале Института Шнитке
На этой неделе открылся музыкальный фестиваль “На пересечении прошлого и будущего”, инициированный Московским государственным институтом им. Альфреда Шнитке. Концерты фестиваля проходят в Концертном зале Института Шнитке, Колонном зале Дома Союзов, Камерном зале Дома музыки, в Центре Павла Слободкина. В программах — музыка Альфреда Шнитке, Игоря Стравинского, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Антона Веберна, Бела Бартока, Франка Мартена, Андре Жоливе, Моисея Вайнберга, Родиона Щедрина, Николая Попова.
Гость фестиваля — Herzogenberg Chamber Choir (Грац), который исполнит немецкую и австрийскую камерную хоровую музыку. В дневной программе преподаватели МГК им. П.И.Чайковского и МГИМ им. А.Г.Шнитке расскажут о тенденциях современной музыке.
Полное расписание концертой программы можно посмотреть на сайте фестиваля.
 
18/04/2019
Российский национальный музей музыки проведёт цикл творческих встреч
Первая встреча пройдёт в Музее Прокофьева (филиале Российского национального музея музыки) в пятницу 19 апреля. Она будет приурочена к 90-летию со дня рождения Эдисона Денисова и будет посвящена его влиянию на развитие русской музыки. Среди участников беседы — Владимир Тарнопольский, Александр Вустин, Иван Соколов, Антон Ровнер. Также на встрече прозвучит камерная музыка Эдисона Денисова.
Вход свободный по регистрации.
 
17/04/2019
Объявлены итоги «Золотой маски» 2019 года
Владимир Раннев получил премию как лучший композитор за оперу «Проза» (Электротеатр «Станиславский»); также «Маску» за прозу получил художник по свету Сергей Васильев. Лучший оперный спектакль — «Жанна на костре» Артюра Онеггера (дирижёр Теодор Курентзис, режиссёр Ромео Кастеллуччи; Пермский театр оперы и балета); лучший балетный спектакль — «Нуреев» Ильи Демуцкого (дирижёр Антон Гришанин, режиссер Кирилл Серебенников, хореограф Юрий Посохов; Большой театр). Специальную премию жюри музыкального театра получила опера «Сны Иакова, или Страшно место» (композитор и режиссёр — Александр Маноцков). «Маска» также присуждена спектаклю Бориса Павловича «Пианисты» в новосибирском театре «Глобус» (композитор — Роман Столяр) — постановка признана лучшей в номинации «драматический спектакль малой формы».
О номинантах на премию «Золотая маска» — в статье Алины Моисеевой.
 
15/04/2019
К юбилею «Студии новой музыки» Йоханнес Шёльхорн написал пьесу «Для Москвы»
Пьеса, заказанная композитору «Студией» и Гёте-институтом в продолжение проекта «Суррогатные города», построена на диалоге с музыкой Скрябина: «Почти сто лет назад композитор Александр Скрябин активно исследовал проблемы тональности и тембра. «à Moscou» - это возвращение к звучанию поздних миниатюр Скрябина и своего рода попытка заново поставить вопросы о тональности, тембре и форме. При этом сочинение лишено взаимосвязей с каким-либо конкретным сочинением Скрябина — в самый решающий момент музыкальная мысль сворачивает с проторенного пути уже известной истории, чтобы попытаться отыскать новые тропинки» (из авторской аннотации).
Мировая премьера сочинения состоится 18 апреля на концерте «С иронией и без. Современная немецкая музыка». Другая пьеса Шёльхорна, которая будет исполнена в этот вечер – «Анаморфозы» – представляет собой жанр транскомпозиции, в котором композитор обращается к материалу эпохи барокко. В этой пьесе музыка Баха подвергается радикально-авангардной обработке, которая парадоксальным образом сочетается с джазово-свинговой манерой изложения. Также прозвучит его обработка и оркестровка «Лунного Пьеро» Макса Ковальского (1913) и российская премьера пьесы Сары Немцов «Красноречивое молчание».
Накануне концерта, 16 апреля, Йоханнес Шёльхорн, обладатель премии Intercontemporain, професор университетов Фрайбурга, Цюриха, Ганновера и Кёльна, ученик Клауса Хубера и Матиаса Шпалингера проведёт творческую встречу в Консерватории.
 
15/04/2019
Самый масштабный по международному представительству фестиваль объявил программу 2019 года
Санкт-Петербургский фестиваль новой музыки reMusik.org в 2019 году пройдёт с 21 по 25 мая. В нем примут участие музыканты из Швейцарии, Бельгии, Германии, Кипра, Италии, Польши, США, Франции, Эстонии, Сербии, Кореи, Мексики, Америки, Китая, Японии и Австралии. С концертами выступят швейцарские ensemble für neue musik zürich и Quatuor MAKROKOSMOS, Ensemble Garage (Германия), Chronos Contemporary Music Ensemble (Кипр), Ensemble for New Music Tallinn (Эстония), отмечающая в этом году своё 25-летие Студия новой музыки и молодой A&С Quartet.
Программа пятидневного фестиваля, который откроется 21 мая в Концертном зале Мариинского театра, целиком состоит из российских премьер сочинений известных современных композиторов: Wolfgang Rihm, Francesco Filidei, Martin Matalon, Nadir Vassena, Alexander Schubert , Simon Steen-Andersen, Yair Klartag, Michael Beil, Brigitta Muntendorf и др., а также новых сочинений российских композиторов.
Впервые в рамках reMusik.org пройдут 10-дневные международные композиторские курсы. Приглашенными преподавателями курсов стали Raphael Cendo (Франция), Oscar Bianchi (Швейцария) и Vladimir Tarnopolski (Россия). В концертную программу также включены российские премьеры их произведений; кроме того, на фестивальной неделе пройдут их творческие презентации в стенах Санкт-Петербургской консерватории. На последний день фестиваля запланирована научная конференция «Музыка в эпоху новых медиа».
Фестиваль проводит Санкт-Петербургский центр современной музыки reMusik.org, художественный руководитель – композитор Mehdi Hosseini.
Полная программа выложена на сайте фестиваля.
 
14/04/2019
В Томске открывается масштабный фестиваль к юбилею Эдисона Денисова
14 апреля на родине Эдисона Денисова в Томске стартует фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова», приуроченный к 90-летию со дня его рождения. В пятнадцати оркестровых и камерных концертах прозвучат сочинения Денисова, его педагога Виссариона Шебалина и его учеников (в частности, состоятся мировая премьера «Трёх портретов» Дмитрия Смирнова и второе российское исполнение «Tabula Russia» Владимира Тарнопольского), музыка Альфреда Шнитке, Дмитрия Курляндского, премьера симфонической поэмы Алексея Чернакова и др.
Также прозвучат сочинения любимых композиторов Денисова (Моцарт, Шуберт, Дебюсси, в том числе в оркестровках Денисова), а одна из программ носит название «Органная музыка от Перотина и Леонина до Денисова». Кульминацией «Классического лета» станет исполнением ранней оперы композитора «Иван-солдат» 4 июля.
Оркестровую часть программу исполняет Томский академический симфонический оркестр, главный дирижёр и художественный руководитель – Михаил Грановский.
Полное расписание фестиваля см. на сайте.
 
10/04/2019
Композиторы Ален Госсен (Франция), Йоханнес Шёльхорн (Германия) и Роджер Редгейт (Великобритания) приезжают в Москву в апреле
Роджер Редгейт (1958) – представитель течения «новая сложность», известный ученик Брайана Фернейхоу — 11 апреля выступит в Академии Гнесиных с докладом «Онтология сочинения: исследование творческого дискурса» на конференции «Музыкальная композиция в разъяснениях автора (от интенции к опусу)». В этот же день музыковед Анастасия Гундорина расскажет о композиционном методе Редгейта на примере пьесы «Black Icons», написанной по заказу «Студии новой музыки» в 2011 году.
Сочинениям Сальваторе Шаррино, Марка Андре, Микаэля Левинаса будут посвящены выступления Ирины Снитковой, Татьяны Цареградской и Pereira-Jorge Rui.
Йоханнес Шёльхорн (1962) – обладатель премии Intercontemporain, професор университетов Фрайбурга, Цюриха, Ганновера и Кёльна, ученик Клауса Хубера и Матиаса Шпалингера – 16 апреля проведёт творческую встречу в консерватории, а 18 апреля участие в концерте «Студии новой музыки» «С иронией и без. Современная немецкая музыка».
Ален Госсен (1943) – классик французской музыки, ученик Оливье Мессиана, приедет в Москву впервые с 2008 года. 23 апреля на встрече Ален Госсен в консерватории он расскажет о своём струнном квартете, который прозвучит 26 апреля в Центре Искусств. Москва в исполнении A&C Quartet.
 
10/04/2019
A&C Quartet исполнит сочинения Освальдо Голихова в Москве и Петербурге
В рамках проекта «Эшколот» состоится концерт-лекция «Сны и молитвы Исаака Слепого». Доктор философии Авишай Бар-Ашер (Иерусалим) выступит с лекцией об этом мистике и эзотерике 12-13 веков «Язык, молитва и творение: Исаак Слепой и рождение каббалы»; а A&C Quartet исполнит музыку Освальда Голихова, в том числе посвященное Исааку Слепому сочинение «The Dreams and Payers of Isaac the Blind».
Освальдо Голихов — американский композитор аргентинского происхождения. Родился в семье еврейских выходцев из Румынии и советской Украины, покинувших Европу в 1920-х годах. Музыка Голихова вбирает в себя как еврейские традиции (клезмерские и литургические), так и мотивы латиноамериканского танго. С начала 1990-х постоянно сотрудничает со струнным квартетом Сент-Лоуренса, Кронос-квартетом и др. В 2006 году назван в США композитором года и получил премию Grammy.
Освальдо Голихов о Исааке Слепом и своей пьесе: «Исаак посвятил жизнь своему искусству с не меньшей страстью, чем клезмеры или музыканты струнного квартета… Слепота не менее важна для этого произведения, чем сны и молитвы. Мой hommage Исааку из Прованса – это сочинение для слепых музыкантов, которое они могут играть наизусть. Слепота напомнила мне о том, как изначально сочинялась музыка: она была искусством, опиравшимся на нашу способность петь, слышать и строить замки звука в своей памяти» (приводится с сокращениями).
Концерт-лекция пройдет в Москве 11 апреля в КЦ ДОМ и в Санкт-Петербурге 14 апреля на Новой сцене Александринского театра.
 
09/04/2019
В Центре Вознесенского расскажут об Одиссее, Орфее и оперных проектах молодых режиссёров
Центр Вознесенского, Science.me и Stravinsky.online подготовили специальную программу к опере-инсталляции Дмитрия Курляндского «Некийя», состояющую из двух вечеров.
10 апреля Владислав Тарнопольский на лекции «Четыре "сошествие в Аид". Как это было в операх 1600-х и 2000-х годов» расскажет о двух «пограничных» этапах в истории оперы; о том, как "сошествие в Аид" на заре оперной эры запечатлел Монтеверди и как по-разному этот мотив трактуют в своих опусах современные композиторы — Беат Фуррер, Изабель Мундри и Дмитрий Курляндский.
24 апреля на встрече режиссёры Алексей Смирнов, Екатерина Василёва, Сергей Морозов и Ася Чащинская, наиболее активно разрабатывающие в России современные оперные форматы, обсудят, как сегодня изменились границы этого жанра. В рамках дискуссии «Молодые режиссеры - о современной опере» они представят свои проекты, осуществлённые за последние пять лет, а также поделятся ближайшими планами. Модераторы беседы – редакторы Stravinsky.online Рена Фахрадова и Татьяна Яковлева.
«Некийя» (спуск Одиссея в Аид, где он общается с душами умерших) - опера-инсталляция Дмитрия Курляндского. По его словам, «Текст самоценен; и задача композитора, в сущности, сводится к тому, чтобы услышать в нём музыку». Опера написана для 4-х голосов (Александра, Алкеста, Эвридика, Иокаста).
В одном из залов Центра Вознесенского она транслируется до 12 мая в закольцованном режиме (в часы работы Центра); синхронно с 4-канальным звуком на шести экранах передавается видео Елены Немковой.
 
29/03/2019
Звуковая инсталляция в Галерее на Солянке
С 30 марта по 7 апреля в Государственной галерее на Солянке будет представлена пространственно-звуковая инсталляция Сергея Филатова «SeedShaker: в ожидании благоприятной среды и подходящего времени». Работа художника раскрывает акустические свойства материалов через преобразование звука в пространстве. Ее особенность - в обращении к принципу непрерывной изменчивости, характерному для природных явлений. Инсталляция воплощает ту стадию развития, когда еще непроявленная сила, содержащая в себе все имеющиеся возможности, готовится к своему раскрытию.
Звуковая скульптура состоит из сферических сосудов с семенами растений, которые приходят в движение от вибрации встроенных моторов – эксцентриков. Звучание каждого шара обособлено по тембру и громкости. Своим колебанием инсталляция образует варьирующее в пространстве перкуссионное полотно, трансформации которого могут наблюдать посетители, перемещаясь относительно источников звука.
В день открытия выставки, 30 марта в 19:00 Сергей Филатов и Александр Зубарев представят в пространстве инсталляции аудио-пластический перформанс «Когда я ветер». Во время перформанса, объединив воспринимаемого и воспринимающего, выстроится третье пространство восприятия, где зритель сможет увидеть очертания звука и услышать телесную реакцию на изменение звукового ландшафта.
Сергей Филатов — художник в сфере визуального искусства и звука, музыкант, создатель музыкальных инструментов и звуковых скульптур. Является членом союза художников России и Резидентом российского сообщества саунд-арта. Внимание к звуку - один из основополагающих принципов творчества Сергея Филатова. В ряде его произведений конструирование звуковых скульптур перерастает в звуковую архитектуру, которая варьируется, опираясь на природные принципы спонтанности звуковых текстур. В 2016 году художник стал победителем в номинации «Лучший медиа-объект» международной Премии в области современного искусства им. С. Курёхина, а в 2018 - обладателем главной награды VII международной Премии в области современного искусства Premio COMEL.
Подготовила Александра Мороз
 
27/03/2019
Музыкальный спектакль Жоржа Апергиса покажут в Аптекарском огороде
3 апреля «Красную шапочку» Жоржа Апергиса в постановке Алексея Смирнова покажут солисты Студии новой музыки (художник-постановщик: Елена Бодрова, художественный руководитель: Владимир Тарнопольский). В постановке принимают участие Никита Агафонов, Евгений Бархатов, Владимир Устьянцев, Екатерина Фомицкая, Мона Хаба, Наталия Черкасова.
Премьерные показы спектакля «Красная шапочка» состоялись 18 ноября и 9 декабря 2017 года в рамках международного театрального фестиваля NET на сцене Центра имени Мейерхольда. В этот раз пьесу представят публике в рамках программы «Золотая Маска в городе», цель которой показать спектакли и перформансы в общественных пространствах – парках, метро, библиотеках и других. Все события бесплатны и открыты для зрителей.
Начало в 20.00. Регистрация на мероприятие открыта с 25 марта, следить за новостями можно на сайте фестиваля.
Подготовила Наталья Вересковская
 
24/03/2019
В театре «Практика» появился свой музыкальный ансамбль
6 апреля пройдет концерт музыкальной лаборатории при театре «Практика». На большой и малой сценах театра в 16:00 и 21:00 состоятся дебютные концерты «Еще не поздно узнать о современной музыке». В программе – сочинения современных композиторов Европы и Америки. Некоторые произведения будут впервые исполнены в России. Фойе театра также превратится в концертную площадку – в нем будет размещена аудиоскульптура Сергея Филатова.
Специальные гости — Юлия Пересильд (вокал), Алексей Сюмак (кларнет), Петр Главатских (мультиперкуссионист).
Программа концерта:
  • Михаэль Байль - Caravan
  • Франческо Филидеи - I funerali dell’anarcico Serantini
  • Александр Шуберт - Scanners
  • Джон Кейдж - Story (from Living Room Music)
  • Жорж Апергис - 7 Crimes de L’amour
  • Стив Райх - Clapping music
Ансамбль «Практика» состоит из молодых исполнителей, выбранных в результате прослушиваний, которые завершились 25 февраля. Коллектив был создан в рамках музыкального направления – нового проекта театра «Практика» (куратор – Алексей Сюмак, руководитель – Ольга Власова), предполагающего взаимодействие искусств: диалог современной музыки и драматического театра. В планах проекта – концерты современной музыки, оперные постановки, а также лаборатория «Практика современного слушателя», презентация которой состоится в день концерта. Лаборатория ставит целью вовлечение публики в творческий процесс и включает в себя мастер-классы по сочинению и исполнению музыкальных и текстовых партитур, занятия с композиторами, режиссерами, драматургами и современными исполнителями.
Подготовила Александра Мороз
 
15/03/2019
Лекция Владислава Тарнопольского о новом музыкальном театре
Уже завтра, 16 марта, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоится последняя лекция совместного проекта Студии МАМТ и сайта Stravinsky.online. Шеф-редактор Stravinsky.online Владислав Тарнопольский представит лекцию «Новые оперы в новейшее время: премьеры в театре после 1991 года». О чем будет лекция и почему её нельзя пропустить, Владислав рассказал на странице «Студии» в Facebook.
Начало лекции в 15.00.
Цикл лекций «Век современности» рассказывает об основных линиях развития оперы в России в ХХ веке на материалах из истории Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Участники лектория могут взглянуть глазами современников на самые известные оперные произведения, впервые увидевшие свет рампы в стенах Музыкального театра; а его сегодняшние новаторские проекты рассмотрены в историческом контексте. В рамках проекта в Музыкальном театре с лекциями выступили Наталья Сурнина, Марина Раку, Елена Долинская, Дмитрий Абаулин, Светлана Савенко.
 
11/03/2019
Обзор событий к юбилею Эдисона Денисова
В 2019 году исполняется 90 лет со дня рождения Эдисона Денисова. В честь юбилея произведения композитора включены в программы многих концертов и фестивалей.
Так, 12 марта в Малом зале Академии Гнесиных в рамках проекта Gnesin Contemporary Music Week состоится концерт, где наряду с произведениями композиторов XX и XXI века исполнят отдельные номера из его цикла «Жизнь в красном цвете».
5 июня в Московской филармонии в рамках абонемента «Истории с оркестром» ГАСО им. Светланова под управлением Владимира Юровского исполнит пьесу Денисова «Живопись».
Ряд монографических концертов 21 февраля открыл ансамбль Студия новой музыки. Помимо сочинений Денисова в программе была представлена новая нотация «Пения птиц», сделанная композитором и пианистом Иваном Соколовым. Воспоминаниями о Денисове поделился Владимир Тарнопольский.
Познакомится можно по ссылке.
Еще один концерт, полностью посвященный музыки Денисова, 13 апреля проведет Студенческое научное общество Московской консерватории. В нем примут участие студенты МГК и РАМ им. Гнесиных. Концерт пройдёт в Овальном зале музея им. Н.Г. Рубинштейна.
В программе: Соната для двух скрипок, «Знаки на белом», Соната для кларнета, вокальный цикл «Жизнь в красном цвете», часть из цикла «Боль и тишина» для голоса, альта, кларнета и фортепиано.
Серия концертов-посвящений продолжится 29 марта: в Рахманиновском зале прозвучит Трио Денисова в исполнении Фёдора Рудина (скрипка), Александра Рудина (виолончель) и Ивана Рудина (фортепиано): подробности
Юбилейный концерт пройдет и в рамках Дягилевского фестиваля - 28 мая. Программа будет опубликована на сайте.
Ряд мероприятий к юбилею проведёт Союз композиторов России. Среди них научная конференция «Эдисон Денисов: Россия и Франция» и концерт МАСМ с камерной музыкой композитора. Оба события состоятся 2 апреля.
4 апреля пройдет лекция музыковеда и вдовы композитора Екатерины Купровской, а также лаборатория для студентов РАМ имени Гнесиных от солистов Студии новой музыки. Подробнее о событиях читайте на сайте Союза композиторов с 18 марта.
Подготовила Наталья Вересковская
 
10/03/2019
«Броненосец "Потёмкин"» с озвучкой в исполнении Персимфанса покажут в Зарядье
14 апреля в Большом зале «Зарядье» состоится показ легендарного фильма «Броненосец "Потёмкин"» с музыкой Эдмунда Майзеля в исполнении Персимфанса.
Самое известное музыкальное сопровождение фильма Сергея Эйзенштейна включало в себя музыку из симфоний Шостаковича. Однако в 1926 специально для европейского проката немого фильма немецкий композитор Эдмунд Майзель (1894−1930) написал свой вариант сопровождения, в которое также включил разнообразные шумы.
Авторская версия «Броненосца» была восстановлена в 2005 году под общим руководством Фонда Deutsche Kinemathek, при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства. В качестве озвучки было решено использовать музыку именно Эдмунда Майзеля. Эту версию и покажут в «Зарядье». Начало концерта в 19.00. Подробнее на сайте «Зарядья»
В этот же день, в 12.00, солисты Персимфанса исполнят в «Зарядье» музыку Берга, Мосолова, Веберна и Прокофьева. Подробная программа
Персимфанс (Первый симфонический ансамбль) просуществовал в Москве с 1922 по 1932 год. Оркестр без дирижера, созданный по инициативе скрипача Льва Цейтлина, возник под влиянием идей «коллективного труда» и борьбы со всякой диктатурой. Ансамбль состоял из 90 музыкантов, среди которых были солисты оркестра Большого театра, профессора и студенты Московской консерватории.
В 2009-м году Персимфанс был реконструирован по инициативе Петра Айду на базе Музыкальной лаборатории Театра «Школа драматического искусства».
Подготовила Кристина Агаронян
 
4/03/2019
Кронос-квартет приезжает в Москву
6 марта в Большом зале «Зарядье» пройдет концерт американского коллектива Kronos Quartet. Репертуар ансамбля охватывает различные направления музыки XX и XXI века: от «классики» авангарда до переложения поп и рок-композиций. Стилевое разнообразие исполняемых квартетом произведений будет представлено и в программе, привезённой в Россию.
Так на концерте состоится мировая премьера сочинения Владимира Мартынова «Andante Amoroso», написанного специально для квартета в рамках проекта Fifty for the Future: The Kronos Learning Repertoire.
В исполнении ансамбля также прозвучит фрагмент из «Sun Rings» Терри Райли — произведения, сочиненного для хора, квартета и видеоарта. В основе пьесы Райли лежат звуки преобразованных плазменных волн, записанные аппаратами NASA в открытом космосе. Впервые оно было исполнено Кронос-квартетом в Москве в 2006 году.
Наряду с этим в концерте прозвучат произведения Кшиштофа Пендерецкого, Джона Освальда, Ислама Чипси, Александры Вербаловой, Антонио Хаскелла, Николь Лизе, Майкла Гордона, Астора Пьяцоллы, Н. Раджам, композиция группы Konono Nº1 и обработка известной американской баллады «Дом восходящего солнца».
Кронос-квартет — ансамбль из Сан-Франциско, более 40 лет исполняющий новую музыку. Коллектив дал более тысячи концертов по всему миру, выпустил более 60 записей и заказал произведения более 950 композиторам и аранжировщикам, а в 2004 году стал обладателем премии Grammy (за исполнение «Лирической сюиты» Берга). Состав квартета: Дэвид Харрингтон (скрипка), Джон Щерба (скрипка), Хэнк Датт (альт), Санни Янг (виолончель).
Подготовила Александра Мороз
 
2/03/2019
В Электротеатре Станиславского начинается новый музыкальный абонемент
Новый музыкальный абонемент театра будет посвящен спектральной музыке. На трёх концертах цикла прозвучат произведения Фридриха Хааса, Горацио Радулеску, Джачинто Шелси, Сергея Невского, а также Яр Клартага и Allain Gaussin. Первый концерт — 2 марта, следующие — 17 апреля и 28 июня. Куратор абонемента — Глеб Хохлов.
10 марта также пройдёт концерт «Невозможный язык», продолжающий ещё один музыкальный абонемент театра. Этот цикл посвящен перформативным концертам для ударных инструментов. В программе музыка Эдисона Денисова, Сальваторе Шаррино, Яниса Ксенакиса и других.
Подготовила Наталья Вересковская
 
1/03/2019
Молодые композиторы объединятся с постдраматургами
C 1 по 10 марта в Москве состоится вторая сессия лаборатории «Практика Постдраматурга», которая будет посвящена сотворчеству драматургов и современных композиторов. К участию в лаборатории приглашены композиторы Кирилл Широков, Дарья Звездина, Олег Крохалев, Евгения Бриль, Елизавета Згирская, Анна Поспелова, Владимир Горлинский, Николай Хруст, Александр Хубеев, Борис Лесной, Полина Коробкова и Михаил Пучков.
Вместе с драматургами Екатериной Августеняк, Ксенией Галыга, Гульнарой Гариповой, Михаилом Дегтяревым, Андреем Жигановым, Микитом Ильинчиком, Викторией Костюкевич, Михаилом Левиным, Серафимой Орловой, Ксенией Савельевой, Евгением Сташковым они будут работать над совместными мини-проектами, которые будут представлены 10 марта в Малом зале театра «Практика».
К рабочим группам в качестве советников и наблюдателей присоединятся театроведы и критики, участвовавшие в прошлой сессии Лаборатории («драматург + театровед»): Ольга Тараканова, Полина Пхор, Екатерина Троицкая, Аня Банасюкевич, Настя Коцарь и Аня Жук.
«Лаборатория постдраматурга» организована театром «Практика», СТД РФ и фестивалем «Любимовка» при поддержке фонда Михаила Прохорова. Кураторы — Михаил Дурненков и Евгений Казачков.
Подготовил Владислав Тарнопольский
 
26/02/2019
Планы сезона: образовательные проекты для композиторов
С 22 по 25 апреля Союз композиторов России совместно с Московским ансамблем современной музыки и Центром современной музыки Софии Губайдулиной проведут «Композиторские читки» в Казани (кураторы - Александр Хубеев, Николай Хруст и Эльмир Низамов). Программа «Читок» включает в себя лекции и индивидуальные занятия с кураторами проекта, а также обсуждение сочинений участников с исполнителями. Темой образовательной части «Композиторских читок» станет электронная и электроакустическая музыка. Специальный гость образовательной программы Джонву Им (Jongwoo Yim), директор CREAMA, профессор композиции и электроакустической музыки Университета Ханьян (Hanyang University, Корея). К участию в проекте приглашаются композиторы от 18 до 35 лет. Крайний срок подачи заявок — 15 марта.
Подробности на сайте.
В Санкт-Петербурге с 21 по 28 апреля пройдет Второй международный семинар для молодых композиторов. В этом году семинар будет проводиться по двум направлениям: «музыка для камерного ансамбля» и «музыка для камерного хора». В программе — лекции, мастер-классы, репетиции с ансамблем, а также индивидуальные занятия с педагогами-композиторами: Анатолием Королевым (Россия) и Дариушом Пшибыльским (Польша). По итогам работы семинара произведения, написанные участниками для Петербургского МолОт-ансамбля и камерного хора Festino, будут исполнены на концерте 28 апреля. Также 21 апреля в рамках семинара пройдет концерт, на котором прозвучат произведения композиторов – педагогов. Список участников семинара будет опубликован 3 марта. Кураторы семинара: Ярослав Судзиловский, Артур Зобнин, Александра Макарова.
Подробности на сайте.
Центр современной музыки reMusik.org организует образовательный проект «Композиторские курсы», который пройдет в рамках VI Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки с 17 по 26 мая. В программе курсов индивидуальные занятия с композиторами: Оскаром Бьянки (Швейцария), Рафаэлем Сандо (Raphaël Cendo, Франция) и Владимиром Тарнопольским (Россия), лекции, воркшопы с исполнителями, творческие встречи с гостями фестиваля и презентации студентов - композиторов. Избранные сочинения участников курсов будут включены в программу фестиваля reMusik.org-2020 и опубликованы издательством reMusik.org. Куратор проекта – Александр Хубеев.
Подробности на сайте.
Образовательную программу для композиторов проведет Université d'altitude (Франция). После серии мастер-классов, которые пройдут под руководством Рафаэля Сандо и Андреаса Фишера (Andreas Fischer) в апреле и мае, 10 участников будут приглашены в Сен-Мартен-Везюби. Финальный этап программы состоится с 22 июля по 3 августа. В рамках курсов пройдут мастер-классы и занятия Дмитрия Курляндского, Пьерлуиджи Биллоне (Pierluigi Billone), Мисаэль Гоша (Misael Gauchat, со-директор издательства Maison ONA) и Жан-Филиппа Вюрца (Jean-Philippe Wurtz, дирижер и художественный руководителя Ensemble Linéa и Voix Nouvelles [Royaumont]); конференция по теории и истории искусств, а также социологии музыки, где выступят с докладами Эрик де Шассе (Éric de Chassey, профессор истории современного искусства и управляющий директор INHA) и Милена Якшич (Milena Jakšić, социолог, исследователь в CNRS) и Пьерси Рус (Piersy Roos). Сочинения участников-композиторов будут исполнены на двух заключительных концертах ансамблем Neue Vocalsolisten. Крайний срок подачи заявок – 26 февраля. Подробности на сайте.
Подготовила Александра Мороз
Фото с сайта: reMusik.org
 
25/02/2019
Новая пьеса Хайнера Гёббельса будет представлена в Петербурге
Российская премьера пьесы Хайнера Гёббельса «Все, что произошло и могло произойти» пройдет 31 октября 2019 года в Санкт-Петербурге. Показ состоится в рамках международной Театральной олимпиады.
Произведение было создано в 2018 году под впечатлением от книги чешского писателя Патрика Оуржедника «Европеана: краткая история двадцатого века». Книга Оуржедника написана в жанре этического исторического эксперимента, в абсурдистском ключе, раскрывая события прошедшего века не через факты, а образы и аллегории. В пьесе используются отрывки из этой книги, а действие разворачивается на фоне кадров из телевизионной программы Euronews «No Comments».
Хайнер Гёббельс в интервью газете Manchester evening news сказал: «Настало время осознать, что произошло в XX веке. Не только для Великобритании, для всех. Понять, почему мир с 1989 не пошёл по пути развития, который все ждали. В то время, как все мы думали, что лучший мир скоро наступит».
Мировая премьера состоялась на Манчестерском международном фестивале в октябре 2018 года, в пространстве заброшенного вокзала Мейфилд.
Подробную информацию о пьесе можно узнать на сайте Artangel и на официальном сайте Гёббельса.
Театральная Олимпиада — международный фестиваль, проводится 25-й раз, в России — во второй (в 2001 году Олимпиада прошла в Москве). В рамках фестиваля в Санкт-Петербурге и других городах России с июня по декабрь 2019 года пройдут гастроли зарубежных театров и национальных театров из регионов России, а также лекции и мастер-классы.
Подготовила Наталья Вересковская
 
14/02/2019
Планы сезона: Московский ансамбль современной музыки
Stravinsky online продолжает публикации цикла #планы_сезона. О ближайших концертах и гастролях Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) с комментариями директора ансамбля Виктории Коршуновой читайте на этой странице.
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)