15/04/2019

Новая музыка на фестивале «Золотая маска»
В Москве завершается национальный театральный фестиваль «Золотая маска». В этом году новую музыку можно было услышать не только в опере или балете, но и в драме, в современном танце и перформансе. Среди оперных постановок были представлены сразу два спектакля, где в роли режиссеров выступали сами композиторы.
В канун церемонии вручения премии, которая пройдёт 16 апреля, Алина Моисеева напоминает, какие композиторы претендуют на «Маску» в 2019 году.

Опера «Снегурочка»

(Независимый театральный проект, Санкт-Петербург)


Композитор: Александр Маноцков
Режиссер: Елена Павлова

У оперы «Снегурочка» две сценических версии. Первая — результат работы Александра Маноцкова с новосибирским театром «Старый дом» в постановке Галины Пьяновой. Вторая — его независимый проект с режиссером Еленой Павловой, который сегодня идет в питерских катакомбах Петрекирхе. В 2017 году спектакль уже был номинирован на «Золотую маску» и получил две премии. Опера создана по мотивам пьесы А. Островского. В безмолвном царстве берендеев правом голоса наделены только Снегурочка и Царь Берендей. Остальные персонажи озвучены средствами оркестра из традиционных инструментов и бытовых предметов. На первом плане спектакля — социальный конфликт, в ходе которого главная героиня оказывается не способной к существованию в чуждом ей мире, живущим по своим законам и правилам.

Опера «Сны Иакова, или страшно место»

(Фонд поддержки современного искусства «Живой город» и Фонд исполнительского искусства Республики Татарстан «Сфорцандо», Казань)


Композитор, режиссер: Александр Маноцков
Сценография, костюмы: Александр Маноцков, Ксения Шачнева
Ассистент режиссера: Василиса Шмелеева

Опера «Сны Иакова, или страшно место» — первая часть еще не оконченной трилогии Александра Маноцкова, где композитор одновременно и режиссер, и сценограф. Либретто оперы объединяет в себе тексты Ветхого Завета, монастырских летописей, архивных материалов репрессированных заключенных и пациентов психиатрической больницы города Свияжска.

Опера «Проза»

(Электротеатр Станиславский, Москва)


Режиссер, композитор: Владимир Раннев
Художник: Марина Алексеева
Художник по свету: Сергей Васильев
Музыкальный руководитель: Арина Зверева

«Проза» стала второй оперой Владимира Раннева, где композитор выступил, в том числе, и как режиссер. Постановка первого подобного проекта («Два акта») состоялась в 2014 году в Эрмитаже.  В «Прозе» одновременно сосуществуют сразу два литературных текста. Первый — почти бессобытийный чеховский рассказ «Степь», который распевается acapella солистами Электрохора и вокалистами ансамбля N’CAGED. Второй — написанный почти сто лет спустя, рассказ «Жених» фантаста и метафизика Юрия Мамлеева. Его в виде комиксов транслируют на экран, расположенный в многомерном сценическом пространстве.

Опера «Abuse»

(Театр. На вынос, Санкт-Петербург)


Композитор: Кирилл Широков
Режиссеры: Алексей Ершов, Максим Карнаухов

Создатели андеграундного стрит-арт  проекта «Театр. На вынос» Алексей Ершов и Максим Карнаухов совместно с композитором Кириллом Широковым представили социально-документальную оперу «Abuse». Герои спектакля — жертвы и свидетели сексуального, физического и психологического насилия. Основой либретто-партитуры стали результаты соцопроса, в ходе которого людям предлагалось ответить на единственный вопрос: «За что России бьют?».

Спектакль «Мельников. Документальная опера»

(Музей архитектуры А.В. Щусева, Москва)


Режиссер: Анастасия Патлай
Композитор: Кирилл Широков
Художник: Яков Каждан

Спектакль «Мельников. Документальная опера» посвящен советскому архитектору Константину Мельникову и связан с исследовательским проектом по изучению наследия художника. Текст пьесы состоит из материалов личного архива архитектора: писем, дневниковых записей, материалов из прессы, воспоминаний. Партитура спектакля основана на ритмическом узоре окон на доме Мельникова.

«Орфические игры. Панк-макраме»

(Электротеатр Станиславский, Москва)


Автор проекта, режиссер-постановщик: Борис Юхананов
Композиторы: Владимир Горлинский, Дмитрий Курляндский, Кирилл Широков
Дирижер: Дмитрий Матвиенко
Хореограф-постановщик: Андрей Кузнецов-Вечеслов
Художник-постановщик: Иван Кочкарев

Шестьдней подряд на основной сцене Электротеатра «Станиславский» шел новопроцессуальный оперный сериал «Орфические игры. Панк макраме». Единым потоком были показаны 33 спектакля выпускников Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-5) Бориса Юхананова. Общее количество заявленных участников — сто человек. В основе проекта — античный миф об Орфее, а также тексты Жана Ануя и Жана Кокто.

«Фразы простых людей»

(Театр ТРУ,Санкт-Петербург)


Композитор: Настасья Хрущева
Режиссер: Александр Артемов

Перформанс с контентом из популярного паблика «ВКонтакте» показал питерский андеграундный «Театр ТРУ». «Фразы простых людей» — это «культурная матрица русского человека, которая сбирается по элементам, по фразам, которые составляют внутреннюю систему русского человека, его культурный код». Форма этого постдраматического минимал-хардкор DIY-концерта представляет собой чередование противоположностей: сложного и простого, тихого и громкого, восточного и западного, медленного и быстрого, русского и французского.

«Камилла» (современный танец)

(А. Гарафеева и Ко, Москва и Дягилевский фестиваль, Пермь)


Композитор: Алексей Ретинский
Хореография и исполнение: Анна Гарафеева

«Камилла» — танцевальный перформанс в стиле буто с восьмиканальной электроникой, вдохновленный творчеством скульптора Камиллы Клодель. Возлюбленная, соавтор, ученица и натурщица Огюста Родена, она долгое время оставалась в тени славы знаменитого мастера. Еще один важный фактор — ее трагическая судьба, связанная с профессиональной и женской нереализованностью и десятилетним заключением в психиатрической лечебнице. Для авторов перформанса было важно раскрыть образ Камиллы через воздействие ее художественного языка и творческой энергии, которые спустя годы оказались сильнее трагических жизненных обстоятельств.

«40» (современный танец)

(Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва)


Хореография и исполнение: Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто
Композитор: Кира Вайнштейн

Спектакль современного танца «40» — попытка исследования мифологии рождения и смерти. По словам авторов, «число 40 символизирует переход от настоящего к будущему, саму жизнь и ее конечность. 40 означает пост, испытание, очищение, странствие и ожидание». Звук в этой постановке выполняет роль «декорации» и представляет собой саундтрек акустической записи естественной среды.

Балет «Нуреев»

(Большой театр, Москва)


Композитор: Илья Демуцкий
Режиссер: Кирилл Серебренников
Хореограф: Юрий Посохов
Дирижер: Антон Гришанин

Балет «Нуреев» — самая резонансная постановка прошлого сезона. Спектакль о жизни знаменитого танцовщика-эмигранта представляет собой сложный синтез танца, драмы и оперы. В основе сюжета — ключевые моменты биографии Рудольфа Нуреева, чередующиеся с аукционом, где распродаются личные вещи Нуреева.