14/02/2019

Подготовила Кристина Агаронян

 
Пла­­н­­ы сезона: Московский ансамбль современной музыки

Об основных событиях с комментариями директора МАСМ Виктории Коршуновой

 

Концерты в Москве

В сезоне 2018/19 в Камерном зале филармонии МАСМ проводит абонемент «100 партитур, которые я возьму на необитаемый остров».

Сейчас удивить московскую публику сложно, но идея нашего абонемента оказалась интересной и новой для неё: в прошлом году билеты на концерты были сразу распроданы. Название абонемента возникло под впечатлением от шуточного произведения Дэвида Лэнга Ark Luggage («Багаж для Ноева ковчега») для сопрано и фортепиано (оно было исполнено в первом концерте цикла — прим. ред.). В нём по сюжету герой собирает чемодан, и составляет список из 92 артефактов, которые он предлагает взять на Ноев ковчег, причем, артефакты совершенно разного плана — от самых простых бытовых вещей до глубоких философских эссе. Выбор произведений для нашего цикла субъективен, при составлении программы мы не преследовали каких-либо исторических, хронологических, эстетических или иных принципов. Каждое сочинение программы предлагает один из музыкантов. Он же и комментирует его уже на самом концерте.

Виктория Коршунова


Два из трех концертов абонемента состоялись в декабре и феврале. Познакомится с их видеозаписями можно на сайте филармонии:
17 декабря 2018 - Get in!
10 февраля 2019 - Coming together!

Третий концерт абонемента состоится 10 апреля.
В программе: Come out! Стива Райха в транскрипции для исполнителя и электроники, 4:33 Джона Кейджа в транскрипции для ансамбля (!), а также произведения Джорджа Крама («Одиннадцать эхо осени»), Карлхайнца Штокхаузена (Клавирштюк № 9 для фортепиано) и Арнольда Шёнберга («Камерная симфония № 1» в транскрипции для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано А. Веберна).

Подробнее о событии

Цикл продолжится и в следующем сезоне — 2019/20. Познакомится с темами и программами концертов уже можно на сайте филармонии.

17 февраля в рамках культурно-образовательного проекта «Эшколот» в центре ДОМ состоится лекция-концерт «Вена в Голливуде» (лектор — музыкальный критик Алексей Мунипов).
Ася Соршнева, Глеб Хохлов, Ирина Сопова и Илья Рубинштейн исполнят струнные квартеты А. Шёнберга, Э. Корнгольда и Э. Тоха.
24 февраля лекция-концерт пройдет в Санкт-Петербурге, на Новой сцене Александринского театра.

Подробнее о концертах — на сайте «Эшколота».

С 20 февраля по 9 марта МАСМ в очередной раз примет участие в исполнении оперного сериала «Сверлийцы» (премьерные показы состоялись в 2015 году).
Подробную информацию о сериале можно найти на сайте Электротеатра Станиславский.

В апреле МАСМ станет участником конференции и камерного концерта, приуроченных к 90-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Мероприятия проводятся совместно с Союзом композиторов России и Екатериной Купровской.
Весной планируется ряд концертов в музеях Москвы: в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, в Мультимедиа арт музее, Музее истории ГУЛАГа.

 

Гастроли в городах России

Московский ансамбль современной музыки — это, прежде всего, гастролирующий коллетив.

Виктория Коршунова


География выступлений МАСМ обширна: ансамбль проводит концерты по всей России. В апреле МАСМ посетит Восточную Сибирь и Дальний Восток. Музыканты примут участие в ежегодном фестивале камерной музыки «Пиццикато» (Улан-Удэ) и выступят с концертами в Иркутске и Хабаровске.

В марте ансамбль даст концерт в Ростове-на-Дону, в мае — в Калининграде, а в июне — в Смоленске; кроме этого, в Калининграде ансамбль проведет мастер-классы. Также МАСМ примет участие во вручении ежегодной премии Сергея Курехина в Санкт-Петербурге.

В Нижний Новгород ансамбль приедет несколько раз. В марте вместе с певицей Ольгой Власовой МАСМ исполнит вокально-инструментальные композиции Алексея Сюмака и Владимира Раннева. В мае вместе с Наталией Пшеничниковой ансамбль представит проект «Негромкие песни войны» с музыкой Александра Маноцкова, Владимира Николаева, Алексея Сысоева, Владимира Раннева, Дмитрия Курляндского и Владимира Горлинского. Несколько лет назад проект успешно прошел на московских площадках. В июне планируется выступление на фестивале «Опус 52».

С 22 по 25 апреля в Казани состоятся «Композиторские читки» для молодых композиторов (в прошлом году мероприятие проходило в Москве). Организаторы: Союз композиторов России, Московский ансамбль современной музыки и Центр современной музыки Софии Губайдулиной. Курируют «читки» в этом году российские композиторы, члены Союза композиторов России Александр Хубеев, Николай Хруст и Эльмир Низамов. Специальный гость — Джонву Им (Jongwoo Yim), профессор Унивеситета в Ханьяне (Сеул, Южная Корея).

МАСМ исполнит сочинения участников лаборатории, примет участие в их обсуждении и проведет мастер-классы. Также в планах провести «Композиторские читки» в Москве в июле.

В Казани в апреле состоится концерт электро-акустической музыки, концерт-воркшоп в мае.

Ансамбль примет активное участие и в Дягилевском фестивале в Перми: коллектив исполнит произведения Георга Фридриха Хааса (композитор приедет на фестиваль), Сальваторе Шаррино, Фауста Ромителли и других композиторов. Солисты ансамбля проведут открытую репетицию и дадут мастер-классы для участников образовательной программы фестиваля.

В рамках Дягилевского фестиваля состоится концерт «Хироши Йошимура. Музыка для девяти открыток». Автор проекта — флейтист Иван Бушуев.

Хироши Йошимура — один из пионеров японской электронной музыки, работавший в жанрах: японский эмбиент, минимал, экологическая музыка (возможно, конкретная музыка) и электроника. Он занимался инсталляциями и музыкальным дизайном, а также композицией. Сквозь призму простоты и минимума средств в его работах прослушивается архитектурная и очень глубоко выстроенная структура. Именно поэтому, изучая первый альбом Хироши 1982 года «Музыка для девяти открыток» (Music for Nine Post Cards), мне захотелось зафиксировать его в нотах. Я услышал чуткую и тонко выстроенную работу композитора, который, интуитивно или же направленно действуя, тремя-четырьмя линиями мог создать слепок пространства. В тот момент я стал записывать его нотами. Это не первый раз, когда электронную музыку фиксируют в нотном тексте. Мне захотелось совместить синтезированные тембры с акустическими инструментами, так как сама ткань является инструментальной. Данный опыт стал для меня любопытным из-за смены жанра фиксации. Некоторые партитуры написаны простым языком, но в нескольких приходилось придумывать подходящую нотацию, а именно для, с одной стороны, четкого понимания идеи, с другой — свободы подхода к ней, чтобы у всего нотного текста появлялся параметр интерпретации, такой необходимый для музицирования. Когда я закончил нотный набор всех треков альбома, то издал его в качестве открыток. К каждой партитуре есть правило для исполнения и открытка, созданная художницей Ольгой Бороздиной.

Иван Бушуев (источник: официальный сайт ансамбля).

 

Зарубежные фестивали

8 и 9 февраля ансамбль принял участие в фестивале «Дни новой музыки в Тюбингене» (Tage Neuer Musik Tübingen) в Германии.

Тема фестиваля в этом году «Русская музыка ХХ—ХХ1 вв». Каждый год организаторы приглашают для участия определенный коллектив. В этом году в качестве резидентов фестиваля пригласили нас. Мы представили сочинения 16-ти российских композиторов в 4-х абсолютно разноплановых концертах. Выбор сочинений для исполнения был совместный с организаторами фестиваля. Мы исполнили произведения Николая Рославца, Леонида Половинкина, Ивана Вышнеградского, также прозвучли произведения Галины Уствольской, Эдисона Денисова, Ирины Емельянцевой, Сергея Слонимского, Павла Карманова, Марка Белодубровского, Софии Губайдулиной, Артура Лурье, Юрия Каспарова, Альфреда Шнитке, Алексея Сысоева, Сергея Павленко, Александра Радвиловича, Дмитрия Курляндского, Сергея Невского. Некоторые сочинения звучали в авторских транскрипциях МАСМа. Так, на фестивале состоялась премьера транскрипции Олега Танцова произведений Артура Лурье «Ave Maria» и «Salve Regine» (1917) для голоса, флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.

Виктория Коршунова


В июне МАСМ отправится на гастроли в страны Восточной Азии. Ансамбль примет участие в фестивале Daegu International Contemporary Music Festival (DCMF) в Южной Корее (с тремя концертными программами, включая исполнение Vortex Temporum Жерара Гризе). Помимо этого, в июне МАСМ проведет концерты и мастер-классы в качестве ensemble-in-residence в Шанхайской консерватории.

Полная информация о концертах будет дана на нашем сайте в разделе Афиша.

Подробнее обо всех событиях на сайте Московского ансамбля современной музыки