• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
Вы слышите? Послушайте!
текст Анастасии Кожевниковой
В Центре современного искусства «Арсенал» в Нижнем Новгороде состоялся ежегодный проект «Electronic Lab». В этом году специальный гость лаборатории — одна из ведущих фигур современного французского искусства Таня Муро
Таня Муро (Tania Mouraud, 1942 г. р.) – художник, автор работ в области современного визуального искусства: фото, видео и музыкального электронного перформанса. Живёт и работает в Париже. Несмотря на возраст, Таня продолжает искать новые возможности самовыражения в урбанистическом искусстве, электронной музыке, перформансах. В своих работах она обращается к проблемам экологии, выражая несогласие с обществом, которое ставит мораль потребления выше человеческой индивидуальности; исследует взаимосвязь искусства с жизнью социума и войной. Таня также затрагивает немаловажный для Запада вопрос равноправия. «Если представить метафорично, то мать сообщает своим детям с рождения некую систему ценностей и я это делаю в своих перфомансах, видео и фотоработах. Именно такая позиция является радикальной относительно патриархальных и капиталистических канонов в искусстве. Находясь в этой позиции, я делаю вклад в их разрушение. Отчасти поэтому мое искусство хорошо воспринимает молодежь. Для меня феминизм история о построении нового общества вместе с мужчинами. Подчеркну, именно вместе. В этом движении, по моему мнению, женщины не выступают против мужчин, не считают себя лучше или выше их. Это движение о любви в противовес патриархальности, в которой есть ненависть». Это третий визит Тани в Россию. До этого она посещала Москву и Санкт-Петербург (видеоинсталяция «Фабрика», 2010).
Фотографии со страницы Вконтакте
На «Electronic Lab» состоялось сразу несколько событий с Таней Муро: перформанс, мастер-классы по «Deep listing» и открытая саунд-сессия с участниками мастер-классов. 
  • 21 февраля. Звуковой перформанс с видео «RbNmLo» Тани Муро.
Выключили свет. На сцене при единственном свете лампы появилась стильная женщина в черной одежде и очках: хрупкая, но величественная. Грациозно села за ноутбук.
Ранее пустой экран заполнили вспышки фейерверка. Однако ставший привычным для любого торжества салют в перформансе вовсе не выглядел празднично. Бесконечные залпы пронзали темное небо, оставляя на нем яркие горящие шрамы из искр и дыма. А пространство зала тем временем наполняли звуки выстрелов, сирен, бьющегося стекла и взрывов. Казалось, что персонаж, от лица которого двигалась камера, наблюдал за событиями лежа на земле, испытав контузию: ракурс снизу вверх, нечастые попытки переползти на другое место, порой размывающиеся кадры с последующим отключением от реальности. Все это сопровождалось низкочастотным гулом, который очень напоминал звон в ушах, а нерегулярные слуховые потери (преднамеренное отключение всего звукового потока) явно отсылали к слуховому перегрузу.
Видеоряд был снят и смонтирован Таней до перформанса, а аудиоматериал комбинировался прямо во время исполнения. «Я записала много природных и городских звуков во время моих поездок по миру — Россия, США, Европа, Азия... Я работаю в основном с лоу-фаем и не занимаюсь редактированием записанного звука. Смесь разных звуковых миров является основой этого перформанса. В процессе исполнения я работаю с этими звуками и создаю вводящий в заблуждение мир, где всё меняется местами: то, что кажется реальным, генерируется в цифровом виде во время записи. И, наоборот, звуки, издаваемые белками в парке, кажутся синтезаторным лупом. Количество звуковых сэмплов нарастает как снежный ком, создавая общий нойзовый эффект… Относительно видео я применяю те же методы, что и в работе со звуком. Я снимаю всякий раз, когда появляется желание. Стилистически я вдохновляюсь взглядами Дзиги Вертова, используя наложение черно-белого изображения. К моим собственным съёмкам я добавляю находки из интернета. Единственное, что связывает этот разнородный материал — сильное чувство беды, стоящее за внешней красотой и живописной привлекательностью образа. Это что-то между городской культурой и так называемой природой, напоминание об ошибочности любого однозначного взгляда» (из интервью Тани для «Арсенала»).
  • 22-23 февраля. Мастер-классы по «deep listening»
«Deep listening» (глубокое вслушивание) популярная музыкальная практика, в основе которой лежит познание мира через звук. Таня является ученицей Полины Оливерос пионера этого жанра, отсюда сформировался основной творческий метод Муро: создание музыки из записей окружающего пространства.
Желающих попасть на мастер-классы оказалась много: несмотря на установленный «Арсеналом» лимит (12 человек) собралось 18 участников. Еще примерно такому же количеству людей попасть на мастер-класс не удалось. Будем надеяться, что в следующем году организаторы будут учитывать интерес публики.
Кто же вошёл в число участников? Люди самых разных специальностей: дизайнеры, художники, программисты, диджеи, искусствоведы, а также команда ребят, которые занимаются импровизацией.
В самом начале занятий Таня показала несколько композиций, рассказав о своих принципах работы с аудио и видео материалом. Потом началась практика. В исполнительском арсенале были самые различные предметы, принесенные из дома: электроника (ноутбуки, синтезаторы и микшерные пульты), акустические инструменты (флейта, гитара, кларнет, губные гармошки, металлофон, акарины), перкуссия (в том числе консервные банки, расческа, пружины, монетки и т.д). При желании любой исполнитель мог пользоваться голосом. Баланс выстраивался благодаря амплификации и грамотной работе звукорежиссера.
Сначала Таня предложила поимпровизировать всем вместе, внимательно слушая, не заглушая и не перебивая друг друга. Совместное музицирование подобно живому общению, где очень важно слушать окружающих и реагировать на все происходящее. Первые попытки построения такого диалога были несколько неудачными: каждый говорил о своем, общая картина не складывалась. Когда контакт между исполнителями был найден, Таня задавала определенные параметры, по которым было нужно формировать материал. Задача каждого при этом была — занять свою звуковысотную нишу.
Два дня по 4-5 часов участники проекта учились слушать себя, друг друга и окружающую среду, реагировать на процессы во время исполнения, вести музыкальный диалог. Домашним заданием для каждого было собрать как можно больше звуков городской среды или домашней обстановки: хруст снега, шум машин, воды и т. д. Особое внимание Таня обращала на запись голосов людей. Каждый участник мастер-класса искал свой набор звуков для создания итоговой композиции, записывая новые сэмплы на диктофон/компьютер или изучая свойства своего акустического инструмента в режиме реального времени. Простая в общении, Таня заряжала всех позитивной энергией: постоянно шутила, рассказывала истории из жизни, делала замечания по делу, направляла процесс.
Подобные лаборатории Таня регулярно проводит за рубежом. Чаще всего они носят название «Аssociation de production №…». Так как это первая лаборатория Тани в России, то было принято решение обозначить сложившийся сессионный коллектив по-аналогии – «Производственное объединение №1».
  • 24 февраля. Саунд-сессия Тани Муро и участников мастер-класса. 
На мастер-классах «Производственное объединение №1» установило хронометраж (1 час) и общую драматургию композиции: постепенно наращивать звуковую массу и затем прекратить игру на самой громкой звучности. Каждый исполнитель определился с набором используемых звуков. Однако что получится в результате, не знал никто.
Композиция, действительно, началась с самых тихих звучностей — перкуссии, голоса, духовых. Постепенно стала подключаться электроника: сперва ненавязчивые шумы, записи человеческой речи (из радиоэфиров, речь Мартина Лютера Кинга, фраза на русском, произнесенная Таней на репетиции «Производственного объединения»), пение птиц, детский смех; затем в композицию постепенно стали вкрапляться другие разнородные звуки, в том числе и сирены (явная отсылка к прошлому перформансу Тани). Звуки комбинировались между собой, создавая удивительную живую материю, которая развивалась волнообразно, дышала и, наконец, достигла своего пика. Весьма неожиданным стало использование одним из исполнителей записи голоса Юрия Левитана от 9 мая 1945 года об объявлении капитуляции Германии, отрывок которой появился в начале композиции, а затем практически полностью прозвучал в точке золотого сечения композиции (совпадение? не думаю!). Как и было задумано, композиция оборвалась на самой громкой звучности. Главной задачей на мастер-классе Таня ставила послушать отзвуки после перформанса, продолжать вслушиваться в гул в пространстве. Удивительно, но от последнего звука композиции до первых аплодисментов прошло 2 минуты 30 секунд молчания! Однако в этот момент слушателей ждал сюрприз: неожиданно прозвучала записанная фраза: «Noting, you loose! Good day Sir!». Еще 20 секунд молчания. Композиция окончена. Аплодисменты!

Читать другие тексты выпуска:

«Непонимание – ключ к пониманию» 
«Непонимание – ключ к пониманию» 
Текст Наили Насибулиной 
О мюзикле-штрихе Дмитрия Курляндского «Парасомнии»  
Эффект присутствия 
Эффект присутствия 
Текст Алины Моисеевой 
О социально-документальном спектакле «Abuse Opera»  
Швейцарская проекция 
Швейцарская проекция 
Текст Дениса Добровольского 
О концерте ансамбля «Студия новой музыки»
Другая Снегурочка 
Другая Снегурочка 
Текст Ангелины Дудиковой 
О московском показе оперы Александра Маноцкова на фестивале «Золотая маска»