• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
«Музыка — это всё, что звучит внутри... снаружи и между»
Текст: Ольга Бочихина

Авторский комментарий к ID-перформансу
IN↔OUT

14 и 16 октября в рамках Международного фестиваля-лаборатории современной музыки «Gnesin Contemporary Music Week – 2020» состоится ID-перформанс INOUT (автор идеи — Ольга Бочихина; кураторы — Ирина Севастьянова и Татьяна Яковлева).
Как обозначено на страничке события, название отражает структуру site-specific перформанса: входа, выхода и траектории движений внутри и между пространствами. Участники и гости будут наблюдать за своими ощущениями и фиксировать то, что им покажется наиболее интересным. 
IN
О чём этот перформанс?

Идея перформанса родилась как комплементарный ответ на название книги Елены Дубинец «Музыка — это все, что звучит вокруг», посвященной американским композиторам поколения Кейджа. Музыка — это все, что звучит внутри... снаружи и между.
По мысли Кейджа, музыки не существует до того, как она становится слышимой: «мы не слышим ничего, пока оно не прозвучит». Значит, мы должны учиться слушать то, что вовне. Мне захотелось парадоксальным образом соединить эти две несводимые с точки зрения Кейджа линии: музыка как слышимое (то есть существующее в окружающем мире), и музыка как слышимое, которое становится частью неслышимого (то есть существующего только в «уме и чувствах человека»). Мне захотелось воспроизвести этот процесс одновременно как практику «нахождения внутри» и как практику ретрансляции — обратной связи: аудифицировать то, что слушаешь внутри.
В некотором роде — это несимметричный ответ. Кейдж говорил о том, что к идее пьесы тишины его подтолкнули белые полотна Роберта Раушенберга — «посадочные площадки для пылинок и теней окружающего мира». Тишина — это то, что он хотел обнаружить, войдя в пустую звукоизолированную комнату в Кембридже, в Гарвардском университете и вышел, убедившись, что её нет. Есть два звука (о которых упоминает Кейдж), которые есть твоя проекция и идентификация, своего рода твой звуковой паспорт или твои звуковые отпечатки. И я поняла, что если «окружающий» мир слышимого белый, выражаемый как проекция себя в мир в пустой комнате, значит мир внутреннего — это …
Роберт Раушенберг, White painting
Что значит быть внутри?

Быть «внутри» значит быть и существовать внутри комнаты, внутри инструмента, внутри своей головы, в собственном звучащем мире, собственном звучащем теле, в воображаемой звуковой вселенной уже написанной музыки, «внутри услышанного» окружающего мира. Это процесс наблюдения за собой, это поэтизация идеи того, что звучит внутри себя/комнаты/инструмента, когда произведение перестает быть вещью, а становится процессом, транслирующим себя доступными способами.

Какими способами?

В отдельных частях перформанса участникам будет предложено исследовать мир слышимого по обе стороны: изнутри и снаружи, через самоидентификацию, тактильно и аудиально. В том числе это процесс наблюдения над тем, как одна и та же идея может проявлять себя в разных репрезентациях — в трёх разных комнатах с разными стратегиями и отношениями.
IN↔OUT это формула.
Три комнаты, три «действия»:
Первая: IN — музыка внутри
Вторая: — музыка между
Третья: OUT — музыка снаружи
Это формула, которая распространяется на три дня:
Первый день перформанса IN. Третий день OUT.
А между ними запланирован день дискуссии — круглый стол, на котором кураторы, участники, докладчики попробуют «овнешнить» свой опыт «жизни внутри» внутри разговора как некоторой художественной формы. Фактически это разговор о процессе работы, который становится одновременно художественной практикой= исследованием темы=её результатом, где участник=исполнитель=слушатель=etc:

вопросы?
что такое художественная практика и как она зависит от выбранных медиа — от того, через что она будет себя транслировать? «вещь», становящаяся процессом или процесс, становящийся «вещью»? как долго можно жить внутри своей головы?
что такое ретрансляция? что значит транслировать и проецировать себя?
In / Out — это вопрос про одновременность себя самого.
In / Out — это также хайдеггеровский вопрос про «вещь». «Вспоминая, значит думая о вещи как вещи, мы оказываемся способны к ней прислушаться» (М. Хайдеггер. «Вещь»).

OUT
Для меня этот перформанс — это часть открытой поведенческой стратегии в процессе «нащупывания темы», на этом он не закончится, в качестве одной из репрезентаций станет документация пьесы для фортепиано и электроники, мировая премьера которой состоится в 2021 году в рамках международного проекта Performing Precarity в сотрудничестве с Ellen Ugelvik (фортепиано, Норвегия). Эта работа продолжит начатый разговор, равно как и разговор об идентификации (слуховой и визуальной): мы так или иначе привыкли связывать свою репрезентацию в мире с присутствием собственного телесного знака, либо его заменителя. Значит ли это, что мы есть только в момент своего присутствия? и где мы находимся, когда «отсутствуем» как знак? всегда ли мы находимся там, где мы присутствуем как «знак»?

Материал подготовила Татьяна Яковлева