• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
ТРИБУНА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
Stravinsky.online начинает публикацию архива журнала «Трибуна современной музыки» – первого в современной России издания, целиком посвящённого новой музыке. В течение нескольких лет с 2005 года вышло всего восемь выпусков «Трибуны», однако в них были представлены и все протагонисты новой музыки в России, и ключевые лица международной сцены – Хельмут Лахенман, Вольфганг Рим, Джон Кейдж, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Армин Кёлер и др. – которым был посвящён целый ряд очерков и интервью. Среди авторов журнала – Валерия Ценова, Марина Гайкович, Рауф Фархадов, Дмитрий Ухов, Михаил Дубов, современные российские композиторы.
Уже доступны первые материалы Архива – интервью Марины Гайкович с композитором Вольфгангом Римом и набросок его творческого портрета от Марины Гайкович и Антона Сафронова.
Архивариусом архива «Трибуны современной музыки» на Stravinsky.online стала музыковед, аспирантка Московской консерватории Кристина Агаронян.
---
Редакция Stravinsky.online благодарит создателей «Трибуны современной музыки» Дмитрия Курляндского и Наталью Курляндскую за разрешение опубликовать архив издания, а также Антона Светличного за предоставленные печатные экземпляры журнала.
 

Дмитрий Курляндский, главный редактор «Трибуны»

Идея журнала родилась еще в 2003 году. Хотелось создать общедоступную информационную платформу, ориентированную не только на профессиональное сообщество, но и сторонних наблюдателей, которая могла бы описать и структурировать имевшиеся в то время (немногочисленные) инициативы, сформировать и объединить среду заинтересованных в новой музыке людей, заговорить с ней.
Журнал работал именно как трибуна, с которой новая музыка могла быть чуть заметнее за пределами профессиональной территории. Пускай мы не вышли на большие тиражи, но в своё время журнал очевидно дал один из важнейших импульсов к выходу современной музыки из еёпривычных консерваторско-филармонических рамок, к обнаружению её как искусства, открытого к публичному высказыванию, диалогу и взаимодействию с другими средами существования, помимо концертной сцены.
Ещё один принципиальный момент – в журнал писали в основном композиторы. О музыке заговорили от первого лица. «Трибуна», кажется, открыла такое популярное сегодня явление, как «говорящий композитор». Конечно, совсем скоро развитие интернета позволило этому явлению расцвести.

Наталья Курляндская, директор «Трибуны»

«Трибуна современной музыки» дала слово тем, у кого до тех пор слова не было вовсе – композиторам. Оно впервые зазвучало за пределами концертных залов и встало в книжных домах на одну полку со словами о театре, литературе, искусстве.
Одной из ключевых рубрик журнала стала «Трибуна» – рассуждения композиторов и музыкантов на предложенную тему, будь то «О чём музыка?», «Время и композитор», «Музыка и общество». Молодые композиторы смогли на страницах нашего журнала представить свои творческие манифесты. Мы выпустили серию переводных статей (например, текст авторитетного немецкого музыковеда Штефана Фрике о движении Флюксус в музыке), материалы о крупнейшем оркестровом фестивале новой музыки в Донауэшингене и Центре искусств и медиатехнологий в Карлсруэ.
На заре эпохи интернета, ещё до появления социальных сетей, наш журнал старался создать «карту» новой музыки и объединить в «сеть» тех людей, кто ею интересуется. Я рада, что теперь материалы нашего издания снова будут собраны в одном месте и доступны всем желающим. И мне самой интересно взглянуть на эти публикации, как они читаются 15 лет спустя.

Владислав Тарнопольский, шеф-редактор Stravinsky.online

В России современная музыка рождается заново каждые несколько лет – возможно, чаще, чем где бы то ни было. В канун перестройки – вместе с Ансамблем солистов Большого театра п/у Александра Ивашкина, на рубеже 1990-х – с активизацией АСМа-2 и появлением МАСМа, в 1993-м – с появлением «Студии новой музыки» и фестиваля «Московский форум», в середине 2000-х – с композиторскими объединениями «Сопротивление материала» и «Пластика звука», в начале 2010-х – с проектом «Платформа» Кирилла Серебренникова и с «Опергруппой» Василия Бархатова, в 2013-м – с тотальным внедрением в курсы Московской консерватории современного репертуара и выходом академического ВУЗа в сферу междисциплинарных экспериментов, в 2014-м – с расцветом сцены композиторской импровизации, в 2015-м – с открытием Электротеатра «Станиславский» и началом «бума» на современную оперу, в 2018-2019 – с появлением молодых ансамблей и мощного движения новой музыки в Гнесинке. (И это речь только о Москве).
Каждые несколько лет возникает очень продуктивное и очень обманчивое ощущение, что «сейчас-то всё и начнётся». В таком контексте совсем несложно самому поверить и написать, что Stravinsky.online – первое издание по новой музыке, и мало кто возразит. Тем более важным мне кажется подчёркивать, что это не так, и вступать в диалог с нашим недавним прошлым. Публикация материалов «Трибуны» – это лишь по форме архивация, а по сути – актуализация её материалов. И мы будем публиковать материалы «Трибуны» не только в разделе «Архив», но и в ленте новых статей сайта.
Cегодня исполнений или же доступных материалов о всемирно признанных мэтрах, таких как Лахенман или Рим, Куртаг или Ксенакис примерно столько же, сколько и 15 лет назад во времена «Трибуны» – околонуля. Потому сейчас архивные материалы восьми выпусков замечательного издания Мити и Наташи кажутся мне ещё более актуальными.
 

ВЫПУСК №1(1), 2005

Дэниэл Албертсон. "В поисках прекрасного": творческий портрет Хельмута Лахенмана (скоро)

Интервью Пауля Штейнейзена с Хельмутом Лахенманом (скоро)