30/12/2019
Управляемое безумие
Автор: Наиля Насибулина
F. Filidei - Esercizi di pazzia | Toshers @ Dipartimento di Musicologia e Beni Culturali
Обработка видео...
На сцену выходит квартет музыкантов. Только вместо традиционных инструментов они начинают играть на воздушных шарах – предметах, которые мы привыкли воспринимать как праздничное украшение. Российская премьера пьесы итальянского композитора Франческо Филидеи «Упражнения в безумии» (Esercizio di Pazzia I, 2012) состоялась на фестивале Gnesin Contemporary Music Week. Воздушные шары звучат всеми возможными способами: в партитуре прописано не только надувать их и лопать, но и тереть руками, хлопать как рогаткой и растягивать, выпуская воздух – все это может проделать каждый, но Филидеи помещает эти приемы в контекст музыкальной пьесы, заставляя слушателя уделить большее внимание окружающим нас звукам. Получившееся звучание нельзя назвать приятным для слуха, и это вполне соответствует задуманной композитором атмосфере безумия.
Изнутри пьеса устроена вовсе не безумно: структура и драматургия продуманы до мелочей. Смена размера в каждом такте образует одновременно две прогрессии. В нечетных тактах прогрессия убывает, в четных – возрастает:
Как только прогрессия доходит до минимального или максимального значения, она начинает двигаться в обратном направлении:
Каждое сочетание убывающей и возрастающей прогрессии образует секцию – всего в произведении их 18. Последние два такта предыдущей секции одновременно являются первыми двумя тактами следующей: разделы постоянно накладываются один на другой, из-за чего двойная прогрессия зацикливается как бесконечный канон. Из-за двух противоположно направленных прогрессий в каждой секции образуется зеркальная симметрия. Прием бесконечного канона прослеживается и в масштабах пьесы: в заключительной секции словно не хватает двух тактов (7/4 и 2/4), но именно с них произведение и начинается, замыкаясь от конца к началу.
начало произведения
конец произведения
Каждые одну или две секции происходят изменения в фактуре и вводятся новые элементы. Драматургия, как и во многих других сочинениях Филидеи, представляет собой постепенное, но неуклонное движение к кульминации – crescendo, растянувшееся на всю пьесу. После достижения высшей точки происходит резкий сброс накопленной энергии – как лопнувший от напряжения воздушный шар.
Подходя к кульминации, Филидеи начинает разрушать построенную конструкцию на всех уровнях. Сначала в фактуре: в начале пьесы она едина во всех партиях, но уже с IV секции начинает расслаиваться – выделяется сольный голос, а в следующих разделах две крайние партии противопоставляются двум средним. Здесь Филидеи использует целый набор полифонических приемов: множество имитаций, полифония пластов, простые и сложные контрапункты. Итог этого расслоения – секция XIV, где каждая партия характеризуется собственной фактурой и приемом игры.
Самое важное разрушение структуры происходит на уровне метра. Начиная с VIII секции, Филидеи изменяет несколько тактов в только что выстроенной им двойной прогрессии: 9/8 вместо 5/4 (в VIII, IX и XII секциях), 11/8 вместо 6/4 и 7/8 вместо 4/4 (в XIII секции). Не обязательно знать строение пьесы, чтобы почувствовать: в этом эпизоде что-то идет не так. Каждый измененный такт сокращен всего на одну восьмую, но из-за этого стабильный метр четвертями сбивается. После XIII секции прогрессия принимает свой обычный вид – главенствующая роль в развитии отводится исполнительским штрихам.
Кульминация звучит по-настоящему безумно: такого количества ударов, неприятного писка и скрежета одновременно во всех партиях еще не было. Филидеи использует классический архитектонический прием: начало кульминации приходится на точку золотого сечения – XI-XII секции, а момент высшего напряжения – это почти точка золотого сечения в квадрате. Именно в XVI секции вводится прием мультифона во всех партиях, а лопающиеся шары образуют собственную убывающую прогрессию: с каждой секцией лежащих на полу воздушных шаров становится всё меньше.
Пьеса «Упражнения в безумии» и сама как воздушный шар – может украсить любой концерт. Выбранный композитором инструментарий выглядит очень эффектно, и Филидеи вполне мог бы ограничиться демонстрацией разных звуков воздушных шаров. Но главное – в другом: это безумие, которое на каждом шагу контролируется, управляется композитором. Он словно пытается найти границы музыки и испытать ее на прочность, подчиняя себе тот хаос, который только что создал.