• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
18/11/2019

Фитнес для голоса

Автор: Лилия Исхакова
Начиная с середины ХХ века композиторы-авангардисты расширили понятие «вокальная техника», использовав в своих произведениях новый подход, новое прочтение голоса как инструмента.
Однако среди вокалистов бытует мнение, что современная музыка для голоса ломает вокальный аппарат, а новые техники расшатывают голоса. Как правило, в России репертуар студентов вокального факультета останавливается на Рахманинове, а золотым фондом вокалистов являются романсы и арии классиков русской и итальянской оперы. Тем не менее, в партитурах для голоса все чаще встречаются непонятные значки и символы. В таких случаях к нотам прилагаются специальные инструкции с расшифровкой и указаниями автора.
Для вокалистов, интересующихся современной музыкой и желающих научиться новым приемам и техникам, в России сравнительно недавно начали проводиться мастер-классы.
Так, например, в октябре 2019 года в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялась лаборатория современной музыки Gnesin Сontemporary Music Week, где прозвучало несколько сочинений для голоса, а также был организован воркшоп по вокалу Ольги Власовой, певицы, дирижера, руководителя музыкального направления в театре «Практика». На мастер-классе детально было разобрано произведение австрийского композитора Беата Фуррера Lotofagos для голоса и контрабаса.
Сочетание вокала с контрабасом необычно, учитывая то, что в камерной вокальной музыке принято отдавать сопровождающую партию фортепиано. Именно так поступил Джон Кейдж в произведении A flower, которое было исполнено на открытии Gnesin contemporary music week. Только крышка у рояля была закрыта, а пианист или, в данном случае, ударник Матео Ривас, играл по черной поверхности закрытого рояля, дополняя вокал ритмическим рисунком. Кейдж одним из первых начал указывать в вокальных партитурах термин «без вибрато». Этим способом звукоизвлечения пользуется и Фуррер в своих сочинениях. Но современным певцам бывает крайне нелегко выключить свое оперное вибрато: за многие годы у вокалистов сложился четкий стереотип, что пение академической музыки без вибрато невозможно, а певец, поющий ровным прямым звуком – не настоящий вокалист.
Вокальную партию в обоих произведениях исполняла не вокалистка с академическим образованием, а теоретик, музыкальный журналист Алена Верин-Галицкая. Сама Ольга Власова на заключительном концерте исполнила виртуозное произведение для голоса а капелла Энно Поппе Wespe. Певица Екатерина Палагина исполнила вокальную партию сочинения Агаты Зубель What is the word для голоса, флейты, скрипки, виолончели и фортепиано.
Алена и Екатерина сейчас являются солистками вокального театра «Ла Гол» под руководством певицы и композитора Наталии Пшеничниковой. «Ла Гол» — это лаборатория, в которой изучается голос во всех его проявлениях, расширенные техники и приемы, исполняется вокальная музыка композиторов XX-XXI веков.
В этой музыке авторы все чаще сочетают голос с электроникой и лайв-электроникой, поэтому практикуется пение с микрофоном и различными войс-трансформерами, благодаря которым можно петь в дуэте с самим с собой, модифицировать голос до неузнаваемости и даже создавать целые многоголосные хоры в режиме реального времени, не пользуясь предварительной записью. Здесь уже не требуется огромный оперный голос, важна не величина диапазона и его громкость, а выразительность и полный контроль над всеми параметрами голосового аппарата, благодаря чему исполнитель может играть с краской и тембром голоса — делать его более светлым или темным, холодным или теплым. От исполнителя требуется очень многое: помимо базовых вокальных навыков — учиться современным приемам, ораторскому мастерству. По словам Пшеничниковой «композитор дает “фитнес-программу”, которой надо овладевать».
Композиторы в новой музыке используют различные звуки, которые мы издаем в повседневности: простую речь, шепот, плач, etc. В современную академическую музыку приходят техники из народного, эстрадного и экстрим-вокала, например, гроулинг и скриминг, благодаря которым создаются рычащие и кричащие звуки. Только в отличие от рок-певца, который волен выбирать вокальные приемы, исполнитель новой академической музыки должен подчиняться строгим предписаниям композитора, который точно указывает, когда зарычать, а когда захрипеть или закричать. Композитор управляет акустикой, указывая в партитуре расположение певцов и перемещение их в пространстве, их взаимодействие между собой.
Автор музыки использует весь спектр возможностей голоса и контролирует буквально все: внутреннее расположение органов речи, указывая конкретное положение губ, языка, степень твердости нёба, положение подбородка, сжатие гортани, степень открытости рта, плотность и скорость воздуха, его ощущение, процент подачи – больше воздуха или меньше. Задачей вокалиста является полное и точное выполнение предписаний композитора, а для этого он должен уметь пользоваться новыми вокальными техниками.