21/03/2021
«...Идеально быть Дягилевым»
Интервью: Мария Невидимова
В этом году премию «Резонанс» для музыкальных критиков ждут важные перемены. Впервые местом проведения мероприятия станет не академическая площадка, а открытый музыкальный фестиваль «Ленинградские Мосты». Изменятся и правила участия. Куратор V премии Резонанс для музыкальных критиков, выпускница факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Смольный) Анастасия Антоненкова рассказала в блиц-интервью о новом формате премии и составе жюри, мероприятиях фестиваля и о своей кураторской миссии.
Анастасия Антоненкова. Фото: Лейла Эйвазова
— Почему премию в этом году курируете именно вы?
— Все началось с «Ленинградских Мостов». Два года назад мы вместе с руководством фестиваля придумали новые форматы, которые я курирую в данный момент: сначала образовательную программу с лекциями, а затем ночную программу с академической музыкой. Оказалось, что «заходят» они не только подготовленному слушателю, но и основной аудитории «Ленинградских Мостов» — тем, кто днём предпочитает ходить на Sirotkin и OQJAV.
Мы продолжаем работать в этом направлении и расширяемся. На мой взгляд, «Резонанс» — это уникальная премия. Когда я с моим экономическим бэкграундом поступила в Смольный, то жутко полюбила классическое академическое образование, публицистические тексты и лекторов, которые, казалось, знают всё обо всём и умеют рассказывать просто о сложных вещах.
Я поняла, что один из моих профессиональных интересов заключается в том, чтобы помогать этим людям быть увиденными и услышанными, и уверена, что благодаря премии аудитория «Ленинградских Мостов» тоже заметит их. Настя Зубарева, создательница премии, доверила мне кураторство в этом году (за что я ей очень благодарна), оставив за собой разработку новой концепции.
— В чём заключается новизна?
— Во-первых, отменили номинации, сейчас предусмотрено три места с премиями по 100 тысяч рублей. Во-вторых, теперь выиграть премию может не только текст, но также видео, подкаст, запись лекции, паблик, телеграм-канал или отдельный пост — без ограничений по объёму, хронометражу и без требований к месту публикации. Из-за этих нововведений ушла анонимность, ведь невозможно прослушать лекцию или просмотреть видео анонимно. Также изменилась система выбора и награждения победителей — на этапе формирования лонг-листа каждый член жюри отсматривает все работы.
Эти нововведения связаны с тем, что премия реагирует на тенденции и процессы, которые происходят в профессиональном сообществе. Пожалуй, здесь я должна дать слово Насте, как инициатору этих изменений.
С прошлых сезонов останется традиция вручения специальных призов, но теперь их сможет получить любой номинант, а не только участники шорт-листа. Будет вариативный приз от организаторов фестиваля «Ленинградские мосты» — его получит тот, кто, по нашему мнению, оказывает наибольшее влияние на развитие просветительства и культуры. Кажется, такого не было ни на Дягилевском фестивале, ни на Урал Опера Балет Фесте, где проходили прошлые сезоны премии.
— Есть опасения, что участник, представивший работу в виде подкаста или tik-tok-ролика, будет смотреться выигрышнее просто за счёт актуальности этих форматов, чего не скажешь о жанрах рецензии или эссе.
— Думаю, такой проблемы возникнуть не должно. У нас прекрасные, профессиональные члены жюри. Конечно, они обратят внимание на «картинку», так как она тоже может нести художественную ценность, но намного больше их интересуют такие критерии, как выбор актуальной темы, событий и героев, владение контекстом, авторский голос, аналитическое и художественное осмысление.
Урал Опера Балет Фест. Фото: Елена Лехова
— Члены жюри уже определены?
— Да, и все они — лауреаты предыдущих сезонов премии. Председателем будет лауреат первой премии первого конкурса Ярослав Тимофеев. Вместе с ним в жюри войдут Ая Макарова (Санкт-Петербург), Наталия Сурнина (Москва), Богдан Королёк (Екатеринбург) и Антон Светличный (Ростов-на-Дону).
— Образовательная программа премии будет совпадать с программой «Ленинградских Мостов» или пройдёт самостоятельно?
— Предварительно она пройдёт в рамках фестиваля, но всё же отдельно от его основной программы — лекции будут рассчитаны в большей степени на профессионалов. Информацию о спикерах мы опубликуем позже, но это точно будут потрясающие, интересные люди, которых вы точно знаете. Что касается основной программы, то приоткрою завесу тайны: в прошлом году говорили в основном об академической музыке с разных ракурсов; в этот раз будем говорить о популярной музыке, искусстве и культурном менеджменте.
— В этом году в рамках фестиваля открылось второе — академическое — направление на исполнительском конкурсе «Заберите меня в Ленинград». Почему оно посвящено именно современной академической музыке, и как пройдёт отбор участников?
— Академическое направление на конкурсе — это инициатива исполнительного продюсера фестиваля Галины Прокшиной. За время общения со мной она прониклась современной академической музыкой, у нее не было шансов не проникнуться.
Мне кажется, что с популяризацией современной академической музыки есть проблемы, и хотелось бы, чтобы интерес к ней возрос, потому что талантливых композиторов сейчас много. Ведь если вам нужно узнать о Бахе, Моцарте или Бетховене, достаточно вбить их фамилии в поисковик. Но в случае с современной музыкой часто даже не знаешь, где и что искать. Конечно, мы будем говорить об этом и в рамках образовательной программы.
Урал Опера Балет Фест. Фото: Елена Лехова
— Как будет проходить конкурс?
— Конкурс пройдёт в онлайн-формате. У нас замечательное жюри: Настасья Хрущёва, Влад Тарнопольский, Анна Виленская, Марина Худых. Члены жюри просмотрят видео участников и выберут кого-то одного. В этот раз — одного, а дальше посмотрим, ведь направление экспериментальное, сложно предсказать степень вовлечённости аудитории. Призом конкурса будет собственный перформанс в рамках нашей ночной академической программы. Все расходы по его созданию возьмет на себя команда фестиваля.
— Зачем нужен ещё один исполнительский конкурс, когда их количество обесценило сам формат?
— Очень хороший вопрос. Мне кажется, существует не так много конкурсов, которые в качестве приза устраивают перформанс, пиарят артиста и его работу, привлекают широкую публику к выступлению.
Это же очень интересно — придумать собственный проект вместе с известным исполнителем, продумать детали, получить консультации профессионалов и, наконец, реализовать его на достойной площадке. Конечно, люди бывают разные, и, может, кто-то захочет просто исполнить произведение и пойти домой – мы не будем этому мешать. Но если артист всё же захочет покреативить, то он будет чувствовать нашу поддержку на всех этапах своей работы.
— Вы говорили, что премия «Резонанс» поможет превратить талантливых авторов в настоящих «рок-звёзд». В российской – литературной и – кино критике рок-звёздами с полной уверенностью можно назвать Галину Юзефович и Антона Долина. Значительная часть их очень большой и очень разной аудитории формируется хотя бы из тех, кто читает рецензии на «Медузе» и смотрит «Вечернего Урганта». Рок-звёзды есть и в музыкальной критике — скажем, Ярослав Тимофеев и Алексей Мунипов. И всё же сейчас это скорее «андеграундный рок» со своим слушателем, которого интересуют не столько критические рецензии, сколько разговор об устройстве музыки как таковой.
— В силу того, что академическая музыка в принципе менее популярна, чем кино и литература, потребность чему-то поучиться и что-то понять о ней действительно пока больше, чем желание обсудить услышанное. Например, в этом году в пермской частной филармонии «Триумф» мы с Сергеем Аристовым, арт-директором филармонии, запустили образовательную программу «Культурный контакт: Петербург – Пермь». Мы привозим лекторов из Петербурга, из Москвы, из Екатеринбурга, а ещё отдельным проектом делаем интервью с интересными людьми на канале «Триумф ТВ» — и на всё это большой спрос.
Думаю, чтобы стать известным как Долин или Юзефович, недостаточно просто писать хорошие тексты. Тут должно сойтись много факторов, в том числе человеческие качества, харизма, умение продвигать свои идеи и чувствовать тенденции, талант. В общем-то, идеально быть Дягилевым! Такой человек либо ещё не появился, либо пока не сошлись звёзды, и мы его не обнаружили. Премия Резонанс для музыкальных критиков проходит в том числе для того, чтобы попытаться его найти. Быть может, кто-то из наших лауреатов этого года тоже отправится к Урганту или на телеканал «Пятница» и будет ездить по миру, рассказывая об оперных театрах.