• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё

Новости ноября (2018)

Редакторы страницы: Кристина Агаронян, Элина Андрианова, Александра Локтева
29/11/2018
В Москве c 30 ноября по 20 декабря пройдет двадцатый фестиваль NET. Европейский театр будет представлен в том числе и музыкальными спектаклями и перформансами.
Центральным событием фестиваля станет спектакль «Мы берем это на себя» швейцарского режиссера Кристофа Марталера, который покажет цюрихский Шаушпильхаус. Музыкальная ткань действа прерывается небольшими лекциями героев – путешественников, которые олицетворяют собой финансовое зло и недостатки современного общества. Смогут они искупить его грехи? В спектакле звучит музыка разных эпох и стилей – от опер Вагнера до песни «Happy Birtday». Показы пройдут 10 и 11 декабря на Основной сцене Театра Наций.
Польский режиссер Марта Гурницкая представит «Гимн любви». Сама Гурницкая назвала свою постановку «монструозным национальным песенником». В пространстве спектакля переплетаются гимны и поп-лирика, церковная музыка и народные песни. В постановке участвуют 25 исполнителей, отобранных на кастинге. Спектакль состоится 12 декабря на Малой сцене Театра Наций.
В Новом пространстве театра Наций 9 декабря будет исполнена пьеса польского драматурга Дороты Масловской «Другие люди». В постановке режиссера Войцеха Урбаньского произведение обрело форму рэп-читки, где на первый план вышли язык и ритм, показывающие серую повседневность окружающей реальности.
В российской части программы будут представлены музыкальные перформансы «Камилла», «Марксофония» и проекты ХМАТ.
Перформанс «Камилла» Анны Гарафеевой на музыку Алексея Ретинского пройдет в Сахаровском центре 12 и 13 декабря. Вдохновившись скульптурами Камиллы Клодель, хореограф Анна Гарафеева и сценограф Ксения Перетрухина создали постановку о жизни и творчестве незаслуженно забытой художницы. Перформанс представляет собой стиль буто (направление, синтезирующее европейский модернизм и восточные практики, где акцент переносится с движения на само тело, освобождение его от личного).
3 декабря на сцене Электротеатра «Станиславский» пройдет музыкальный перформанс «Марксофония». Его автор Алексей Коханов (вокал) вместе с Александром Белоусовым (электроника) с помощью расширенных вокальных техник в реальном времени будут трансформировать наиболее острые и актуальные фрагменты текста из «Капитала» Карла Маркса.
12-16 декабря в галерее «Граунд. Ходынка» будут показаны проекты ХМАТ (Художественного междисциплинарного анти-театра). Термин придуман художниками и кураторами Катей Бочавар и Алексеем Трегубовым и является как названием жанра, связывающего театр и современное искусство, так и названием самого действия. Как указывает релиз, посетители ХМАТ «Анданте» получат возможность оказаться внутри спектакля — внутри звука и декорации; в рамках «Диорамы» при участии композитора Олега Макарова предполагается записать радио-спектакль по произведениям Владимира Сорокина , а зрителей «Нооперы Пир» пригласят в «театральный буфет-кабаре».
Арт-директора фестиваля «Новый европейский театр» – Роман Должанский и Марина Давыдова.
/Обзор подготовлен при участии Александры Мороз/
 
26/11/2018
В Третьяковке пройдет премьера оперы «Для "Черного квадрата"»
27 ноября в Новой Третьяковке состоится премьера оперы «Для "Черного квадрата"» Ильи Демуцкого. Либретто - Ольга Маслова и Игорь Конюхов, Fashion-директор проекта – главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин.
Либретто было создано по мотивам оперы «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных, поставленной в Санкт-Петербурге в 1913 году. Текст, в отличие от источника, написан на английском языке. Как отмечает композитор, английский был выбран сознательно, «чтобы поделиться поисками русских авангардистов начала XX века с самой широкой публикой за рубежом». Один из основных «персонажей» оперы Демуцкого – «Черный квадрат» Малевича: вокруг него разворачивается действие оперы. Это – еще одна отсылка к опере Матюшина, в которой «Черный квадрат» был частью декораций .
Исполнители: солисты, вокальный ансамбль Intrada, партия роялей – Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский.
Показы спектакля пройдут 27, 28 и 29 ноября в Новой Третьяковке. 10% от вырученных средств поступят в фонд «Подари жизнь!».
 
26/11/2018
В России впервые прозвучала оратория «О любви и ненависти» Софии Губайдулиной
17 ноября на сцене Концертного зала Мариинского театра состоялась российская премьера грандиозного опуса Софии Губайдулиной «О любви и ненависти». Сочинение исполнили Симфонический оркестр и Хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а также квартет солистов: Наталья Павлова (сопрано), Михаил Векуа (тенор), Владимир Мороз (баритон) и Михаил Петренко (бас).
По признанию Губайдулиной, произведение было создано как реакция на тревоги современного мира и является попыткой артикулировать вопрос о ненависти, как о первородном грехе и необходимой противоположности любви.
Существует три редакции оратории, в том числе камерная версия под названием «Простая молитва». Полностью сочинение впервые прозвучало на роттердамском фестивале под управлением Валерия Гергиева в сентябре 2018 года. Эта версия и была исполнена в Концертном зале.
 
25/11/2018
Объявлены результаты композиторского конкурса «Время Прокофьевых»
24 ноября в Музее C. С. Прокофьева состоялся финал III Открытого конкурса композиторов «Время Прокофьевых». Конкурс традиционно был представлен в двух номинациях: академическая и «неакадемическая экспериментальная музыка». Композиторам, участвующим в первой номинации, предлагалось написать сюиту для трубы, тромбона и фортепиано. Участники второй номинации должны были представить на конкурс литературно-музыкальную композицию на стихи С. Л. Прокофьевой из «Античного цикла» для чтеца, фагота, фортепиано и звуковой дорожки на выбор (звук мегаполиса, автомобильной сирены или перфоратора).
Первую премию в номинации «академическая музыка» получил Виктор Зиновьев (Москва), вторую – Саргис Оганесян (Армения) и третью – Леонид Гуревич (Екатеринбург). В номинации «неакадемическая экспериментальная музыка» призовые места получили московские композиторы Олег Пайбердин(I премия) и Андрей Зеленский (II премия). Также дипломами финалистов были награждены Наталья Двинина-Мирошниченко (Клин) и Александр Петров (Санкт-Петербург).
В этом году в состав жюри вошли заведующий кафедрой медных и ударных инструментов РАМ им. Гнесиных Вячеслав Прокопов, профессор МГК им. П.И. Чайковского Валерий Попов, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Председатель жюри – композитор, профессор МГК им. П.И. Чайковского Фарадж Караев.
Произведения конкурсантов исполнили солисты ГАМ-ансамбля. Фрагменты «Античного цикла» Софьи Прокофьевой читал актер Игорь Неведров.
 
25/11/2018
С 28 ноября по 2 декабря в Московской филармонии пройдет пятидневный марафон современной оркестровой музыки. Биеннале «Другое пространство»– пожалуй, самый концентрированный по количеству и качеству событий фестиваль.
В Москву впервые приедет один из важнейших коллективов немецкой столицы United Berlin, основанный после падения берлинской стены. В программе концерта 30 ноября – сочинения последней четверти ХХ века с неочевидной для российского контекста подборкой имён (например, Клода Вивье или Георга Катцера в Москве не играли приблизительно никогда).
По заказу фестиваля для ГАСО им. Е.Ф.Светланова пишут российские композиторы разных поколений – в частности, на концерте-открытии прозвучат симфоническая «эпитафия авангарду» от 70-летнего участника Ассоциации современной музыки (АСМ-2) Виктора Екимовского и, возможно, самое ожидаемое сочинение молодого преподавателя Московской консерватории Ольги Бочихиной – «немая опера» FAСE с использованием инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции. Финальной и самой масштабной точкой фестиваля станет исполнение культового сочинения французского спектрализма – «Акустических пространств»Жерара Гризе. Для воплощения замысла впервые объединятся Госоркестр и три самых опытных ансамбля современной музыки («Студия новой музыки», МАСМ и ГАМ-ансамбль), руководить ими будут четыре дирижёра – Игорь Дронов, Фёдор Леднёв, Олег Пайбердин, и в финале – художественный руководитель фестиваля Владимир Юровский.
29 ноября состоится московская премьера видеооперы «Три истории» Стива Райха в исполнении новосибирской «Лаборатории новой музыки», которая сама могла бы стать центральным событием иного крупного фестиваля.
О других концертах фестиваля можно узнать на официальном сайте.
 
24/11/2018
В Варшаве завершился фестиваль к юбилею Кшиштофа Пендерецкого
23 ноября Кшиштоф Пендерецкий отметил свое 85-летие. Этому событию был посвящен фестиваль, прошедший в Варшаве с 16 по 23 ноября.
В фестивале приняли участие дирижеры и музыканты со всего мира: Анне-Софи Муттер, Михаэла Мартин, Барри Дуглас, Арто Норас, Иван Монигетти, Франс Хелмерсон, Николай Диденко, Андрес Мустонен, Ежи Максимюк, Кристоф Эшенбах, Михал Клауза и многие другие.
Концерты фестиваля представили полную панораму творчества композитора. Прозвучали струнные квартеты, симфонии — от Первой, написанной в 1973 году и являющейся, по словам композитор, попыткой «подвести итог моего двадцатилетнего музыкального опыта — времени авангардных, радикальных поисков», до Шестой, которую он завершил в прошлом году; также были исполнены Соната для скрипки и фортепиано, «Эманации» для двух струнных оркестров, Секстет для кларнета, валторны, скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра и другие сочинения.
Фестиваль завершился исполнением вокально-инструментальной композиции «Dies illa», которую композитор написал в ознаменование 100-летия начала Первой мировой войны.
 
23/11/2018
24 ноября в театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоится очередная лекция совместного цикла "Студии" и сайта Stravinsky.online «Век современности». О песенных операх расскажет Наталия Сурнина.
Песенная опера – это та реальность, в которой вынужден был существовать оперный театр 30-40-х годов. Реальность, где доступность, мелодичность, гармоничность и соответствие коммунистическим идеалам были объявлены главными критериями оценки музыкального произведения. Где работник шарикоподшипникового завода мог публично критиковать сочинение председателя Союза композиторов, но окончательные решения – признать оперу победой советского искусства или дать команду «фас» – принимались на самом верху.
Речь пойдет о том, чьи оперы попадали на сцену Музыкального театра, о непростой судьбе каждого из поставленных сочинений. А главное – о том, как жил оперный театр в период между постановлениями ЦК ВКП(б) 1932 и 1948 годов, какие произведения назначались на роль настоящей советской оперы и почему даже к 30-летию Революции задача создания советского оперного репертуара так и не была выполнена.
Начало в 13.00.
Цикл лекций «Век современности" рассказывает об основных линиях развития оперы в России в ХХ веке на материалах из истории Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Участники лектория смогут взглянуть глазами современников на самые известные оперные произведения, впервые увидевшие свет рампы в стенах Музыкального театра; а его сегодняшние новаторские проекты будут рассмотрены в историческом контексте.
 
23/11/2018
СНТО Московской консерватории 80 лет
В этом году исполняется 80 лет со дня основания Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории. К юбилею приурочено сразу несколько событий. Их организаторами выступил нынешний состав СНТО (председатель –Анна Пастушкова, заместитель председателя – Кристина Агаронян).
Состоятся два концерта: в них будут исполнены те сочинения композиторов, которые в свое время стали открытием для студентов и участников общества. 23 ноября (зал им. Н.Я. Мясковского) прозвучит музыка Арнольда Шенберга, Альбана Берга, Арво Пярта, Николая Корндорфа, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке. 1 декабря (Овальный зал музея им. Н.Г. Рубинштейна) – Гавриила Попова, Богуслава Мартину, Алемдара Караманова и др. Все сочинения будут исполнены студентами Московской консерватории.
23 ноября также пройдет юбилейная встреча, в рамках которой выступят с докладами участники общества разных лет — с 1950-х годов и до настоящего времени. Они поделятся воспоминаниями о самых интересных событиях и о профессорах консерватории, в своё время участвовавших в жизни общества. Встреча пройдет в Научно-творческом центре электроакустической музыки, начало в 12.00.
 
Премьеры Алексея Сысоева
29 ноября Алексей Сысоев представит мировую премьеру своего сочинения «Present Indefinite» в Артистическом центре Yamaha.
Present Indefinite – последняя из пьес, составивших цикл-трилогию «В поисках утраченного времени». Также в цикл входят Present Continious и Present Perfect, впервые исполненные весной 2017 года.

Название цикла пришло внезапно в момент завершения последней пьесы. Ирония состоит в том, что случай подмигнул мне, поменяв «Perfect» и «Indefinite» местами. Да и действительно, какое-то «неопределённое» завершение цикла получилось. Что ж, пусть будет так. Жирной точке предпочту многоточие или знак вопроса

Алексей Сысоев 
22/11/2018

Музыка композитора в конце осени прозвучит и в Новом пространстве Театра Наций: 23 ноября состоится московская премьера сочинения «Меланхолия» (Melancholia) для струнного квартета и электроники. В программе вечера также будет представлен Струнный квартет №1 Георга Фридриха Хааса (Австрия). Оба сочинения исполнит A&C String Quartet.
А 19 ноября в Тель-Авиве в Habait Theatre была исполнена сценическая кантата Алексея Сысоева и Веры Мартынов SOS (The Song of Songs). Habait Theatre – это независимый театр, где проходят показы современных произведений, в которых воплощены новые тенденции театрального искусства, новый художественный язык и методы работы.
Исполнители: Вокальный ансамбль «INTRADA», Дмитрий Щëлкин, Александр Пронькин.
 
22/11/2018
23 ноября на Новой сцене Александринского театра состоится концерт мультимедийных перформансов электроакустической музыки ансамбля «Flashback» (Франция). Коллектив представит: «Crossing Points» и «Sculpt» композиторов Александра Вера (Alexander Vert) и Хосе-Мигеля Фернандеса (José-Miguel Fernandez), а также премьеру сочинения Александра Вера «Bird in a cage».
Произведения исполнят перкуссионист Филипп Списсер (Philippe Spiesser), участница ансамбля «Intercontemporain» Одиль Обуан (Odile Auboin, альт) при участии digital-художников Томаса Кёппеля (Thomas Köppel) и Тома Пенанге (Thomas Penanguer), создавших мультимедийную составляющую проекта.
После концерта у слушателей будет возможность задать вопросы участникам ансамбля «Flashback» на встрече. Проект пройдёт при поддержке Французского института.
Подробную программу можно узнать на сайте Александринского театра.
 
21/11/2018
Фараджу Караеву исполняется 75 лет: дайджест концертов
Stravinsky.online публикует дайджест концертов, где будут звучать произведения композитора
22 ноября в Большом зале Московской консерватории в концерте под управлением Владимира Юровского ГАСО им. Светланова исполнит «Кафе “Генерал Лявин”» – переложения Караева трёх прелюдий Дебюсси. Оркестровки «Канопы», «Фейерверков» и «Генерала Лявина – эксцентрика» были сделаны композитором в 2017 году.
Юровский продирижирует сочинением Караева и на VI Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство». 29 ноября с Патрицией Копачинской они исполнят Концерт для оркестра и скрипки соло (2004). Сочинение было посвящено Копачинской и впервые прозвучало только в 2009 году.
Юбилейный авторский вечера композитора подготовил ансамбль «Студия новой музыки». Концерт пройдёт 18 декабря в Рахманиновском зале консерватории. Программа будет объявлена позднее.
Фарадж Караев – один из ведущих композиторов постсоветского музыкального пространства, участник «Ассоциации Современной Музыки», профессор Московской консерватории. В этом году Караев был приглашён в жюри двух крупных российских конкурсов: III Открытого конкурса композиторов «Время Прокофьевых» (председатель комиссии) и Первого конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство».
Этой осенью в шведском Хельсингборге состоялась премьера редакции Караева для симфонического оркестра цикла Арнольда Шёнберга Pierrot lunaire(«Лунный Пьеро»).
Из аннотации композитора к первому исполнению: «Фортепианная фактура оригинала, получившая новую жизнь в оркестре, стала гораздо более рельефной и яркой, многие контрапунктические линии и аккордовые сочетания, существующие в авторском тексте, но выпадающие из восприятия слушателя, стали более значимыми и заняли то место, которое в камерной версии было потенциально уготовано для них автором. Быть может, что-то слушателю и может показаться неожиданным, но… Шенберг остался Шенбергом!».
Следующее исполнение этой оркестровой версии пройдёт 23 мая. Симфоническим оркестром Хельсингборга, как и на премьере, будет дирижировать Стефан Сольом, солистка – Софи Йенберг.
/подборку подоготовила Александра Мороз/
 
21/11/2018
Ансамбль Multilatérale
С 18 по 25 ноября в Санкт-Петербурге проходит фестиваль новой музыки «Звуковые пути». В программе — концерты французского ансамбля Multilatérale и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), экспериментальные программы российских и зарубежных музыкантов, премьеры петербургских авторов, созданных по заказу фестиваля. Подробная программа на сайте.
В предстоящих концертах слушателей ждут исполнения Шелси, Зобнина, Куртага, Андре и многих других композиторов ансамблем {Instead}, концерт «Гимн футуризму», выступления Multilatérale и МАСМ. В последний день фестиваля в Доме композиторов состоится концерт-марафон из четырех частей: два Piano-forum'а, отделение с участием МАСМ и в заключении — иcполнение произведений с участием ударных, электроники, танца и видео-арта.
Фестиваль «Звуковые пути» проходит с 1989 года под руководством петербургского композитора Александра Радвиловича и ежегодно представляет как многочисленные премьеры современных авторов, так и сочинения, ставшие классикой авангарда, но ранее не звучавшие в России.
 
19/11/2018
В Электротеатре пройдет премьера «Парасомний»
21, 22 и 23 ноября на Малой сцене Электротеатра Станиславский состоятся премьерные показы спектакля «Парасомнии». Композитор – Дмитрий Курляндский, режиссер и художник-постановщик –Вера Мартынов. В основе текста — «Советские застольные песни» поэта Станислава Львовского.
Название спектакля означает специфические двигательные и поведенческие феномены, возникающие в процессе сна (para — «нечто, находящееся около», по-латински somnus — «сон»). Жанр произведения обозначен как «мюзикл-штрих»: перформанс, согласно официальному анонсу, имеет все признаки мюзикла: номерную структуру, музыкально-драматические эпизоды, хореографию, но при этом им не является.
Из анонса: «Этот проект – размышление о единовременности пространства памяти, где далекое или близкое, свое или чужое сплетается в единый узор. И территория частного, интимного, сталкиваясь с агрессивной средой, образует диалектическую картину бытия».
После премьеры, 22 ноября, в 20.35 на Малой сцене состоится открытый разговор – ElectroTalk с Дмитрием Курляндским и Верой Мартынов. Встречу ведет Кристина Матвиенко. Вход свободный.
Узнать подробнее о спектакле можно на сайте Электротеатра.
 
18/11/2018
Объявлены победители композиторского конкурса «Новые классики»:
Лауреатами стали:
Яир Клартаг (Израиль, сочинение There's no lack of void)
Владимир Кошелев (Россия, оркестровое сочинение Rebirth)
Кок Юньфан (Сингапур, сочинение для камерного ансамбля 52404)
Клартаг стал единственным лауреатом в номинации «академическая музыка», двое других победителей разделили премию в номинации «популярная музыка».
Всего на конкурс было подано 823 заявки из 35 стран, из них 554 по современной академической музыке и 269 по современной популярной музыке. К финалу было допущено 10 партитур.
В жюри вошли известные композиторы и педагоги. Члены жюри: Тристан Мюрай, Иван Феделе, Йин Ван, Роберто Молинелли, Эдуард Артемьев, Александр Маноцков, председатель – Владимир Тарнопольский.
Логотип конкурса «Новые классики»
 
13/11/2018
Иван Феделе и Тристан Мюрай: в консерваторию приедут музыкальный директор Венецианской биеннале и классик спектральной музыки
16 ноября в Конференц-зале Московской консерватории состоятся сразу две творческие встречи: в 12.00 с Иваном Феделе (Италия), в 15.00 с Тристаном Мюраем (Франция).
Приезд композиторов в Россию связан с конкурсом Московской консерватории "Новые классики"( New classics competition), в котором они выступили как члены жюри.
Тристан Мюрай (род. в 1947) – один из крупнейших представителей Новой музыки Франции. Окончил Парижскую национальную консерваторию, ученик Оливье Мессиана. Внес значительный вклад в работу парижской электронной студии IRCAM.
Мюрай стоял у истоков спектральной музыки наряду с Жераром Гризе, Микаэлем Левинасом и др. Композиторы работали в рамках объединения «L’Itineraire» («Маршрут»).
В настоящее время — профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Иван Феделе (род. в 1953) - обладатель множества престижных европейских наград и призов. В 2016 награжден за своё творчество международной премией Артюра Онеггера. Преподает композицию в консерваториях Болоньи, Милана, Страсбурга и Турина, дает многочисленные мастер-классы по всей Европе и США. С 2012 года – директор музыкальной секции фестиваля Венецианская биеннале.
Вход на творческую встречу по предварительной регистрации.
 
11/11/2018
Произведениям Николая Каретникова (1930-1994) будет посвящён концерт из цикла «Сюита зеркал» – совместного проекта Института искусствознания и Музея AZ. В исполнении солистов Студии новой музыки прозвучат камерные сочинения композитора: от юношеских пьес до Kleinenachtmusik для флейты, кларнета, скрипки и виолончели и позднего фортепианного квинтета.
После признания на рубеже 1960-х (его балеты были поставлены в Большом театре) Каретников сознательно отказался от статуса признанного и исполняемого композитора. Он стал наиболее убеждённым приверженцем додекафоний техники среди композиторов «второго авангарда» и одним из первых полистилистов в послевоенной музыке, создавая произведения практически «в стол».
Николай Каретников
Фигуру Каретникова представит музыковед, профессор Александр Селицкий – автор книги «Николай Каретников: Выбор судьбы». К концерту приурочена мини-выставка картин художников-шестидесятников, друзей композитора, из личного собрания Наталии Опалевой и коллекции самого Каретникова.
«Сюита зеркал. Советские неофициальные композиторы» – цикл концертов-лекций в Зеркальном зале ГИИ, посвященный композиторам-нонконформистам поколения шестидесятых. Цикл стартовал в июне 2018 года; в 2019-м году он продолжится концертами-портретами Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Валентина Сильвестрова. Концерты проходят в рамках масштабного исследовательского проекта ГИИ и Музея AZ «Советское неофициальное искусство 1950-80-х годов», который должен завершиться в 2020-м году выпуском 22-го тома «Истории русского искусства».
15 ноября на FB-странице Stravinsky.online – информационного партнёра цикла «Сюита зеркал» – будет проведена прямая трансляция концерта-портрета Николая Каретникова из Зеркального зала Государственного института искусствознания. Трансляция будет сохранена и ее можно будет посмотреть в любое удобное время.
 
Гран-при конкурса завоевал Богдан Королёк (Екатеринбург) за работу Человек с хлыстом. Юрий Красавин и его «Пахита». Лауреатом I степени стала Ирина Папина из Петрозаводска с исследованием об Александре Вустине. Лауреатами и дипломантами конкурса стали музыковеды из Санкт-Петербурга: Иван Абрамов, Надежда Карпун и Алина Киреева. 5-е место было отдано московскому исследователю Сергею Уварову.
Конкурс был приурочен к 85-летию журнала «Музыкальная академия». Работы музыковедов были посвящены творчеству русских композиторов последнего десятилетия XX века и современных авторов: В. Екимовского, А. Рындина, С. Кравцова, Б. Тищенко, С. Слонимского, А. Вустина, В. Тарнопольского, А. Маноцкова, Е. Подгайца, С. Беринского, А. Хубеева и Н. Попова, В. Мартынова, Ю. Красавина, Д. Курляндского, М. Шмотовой и др.
Торжественное вручение дипломов и призов состоится 6 декабря 2018 года в зале имени Мясковского Московской консерватории.
 
Проекции современной музыки: Польша
Мировую премьеру «Стихотворения Аполлинера» — камерного сочинения Зыгмунта Краузе представит ансамбль «Студия новой музыки. Концерт в Рахманиновском зале 6 ноября будет проходить в рамках VIII фестиваля польской музыки. Помимо произведений Краузе (композитор выступит и как солист — в партии фортепиано) ансамбль под управлением Игоря Дронова исполнит сочинения Кшиштофа Пендерецкого, Агаты Зубель и Павла Мыкетина.
В концерте принимает участие польская скрипачка Катажина Дуда.
 
В Лаборатории с этого года могут принять участие музыковеды. Практическая часть проекта «Центра драматургии и режиссуры», в которой молодые режиссёры композиторы и хореографы создают совместный спектакль, будет дополнена теоретической. Театроведы, музыковеды и критики будут исследовать процесс создания спектакля и анализировать разные творческие методы. Вместе с редакторами журнала «Замыслы» участники создадут свой художественный формат текстов. Работы теоретиков попадут в новый номер издания.
Художественный руководитель проекта – Владимир Панков
Музыкальные руководители – Артем Ким, Сергей Родюков
Хореограф – Екатерина Кислова
Тренер – Клим
Куратор проекта и исследовательской лаборатории – Екатерина Кострикова
Куратор – Владислав Тарнопольский
Сокуратор исследовательской лаборатории – Татьяна Яковлева
Ассистент музыкальных руководителей – Даниил Посаженников
Координатор проекта – Ксения Блохина
При участии проекта «Геометрия звука» и журнала «Замыслы»
Основная часть лаборатории пройдёт с 29 января по 10 февраля 2019 года. Заявки принимаются до 8 ноября. Дополнительную информацию о проекте и анкету участника можно найти на сайте проекта.
 
8 ноября на фестивале «Родина авангарда» в ЦИМе будет показан спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Die Maßnahme / Высшая Мера». Музыку к нему написал автор известных немецких гимнов (Третьего Интернационала и гимна ГДР) Ханс Эйслер. В постановке режиссёра Фабиане Кемманн принимают участие пять российских вокальных ансамблей. Музыкальным руководителем спектакля стал пианист Пётр Айду, а главным хормейстером — Андрей Котов — руководитель Ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин».
Пьеса Брехта, созданная в 1930-м, долгое время не ставилась; в оригинальном варианте в ней участвуют 300 певцов. Эту версию представили в Берлине в 2016 году. Авторизованный перевод пьесы на русский язык был сделан Сергеем Третьяковым.
 
9 и 10 ноября пройдут показы спектакля Хуго Эрикссена «Демагог» по одноимённой исторической пьесе Кирила Фокина. В нём заняты ведущие артисты Александринского театра, среди которых Семен Сытник, Сергей Паршин, Виктор Семеновский, Андрей Калинин, Сергей Еликов, Валерий Степанов, Иван Ефремов и Полина Теплякова. Музыку к спектаклю сочинил московский композитор Андрей Бесогонов.
Действие «Демагога» происходит в Афинах V века до нашей эры во времена Пелопонесской войны и повествует о тиране Клеоне: его пути к вершинам власти и трагическом крахе.
Премьера спектакля состоялась в сентябре 2018 года в рамках программы «Премьеры молодых режиссёров на Новой сцене» XII Международного фестиваля «Александринский».
 
В ноябре сразу несколько концертов, где будет исполняться современная музыка, пройдут в Новом пространстве театра Наций.
Впервые в Москве выступит швейцарский ансамбль экспериментальной музыки Insub Meta orchestra. Музыканты работают с электроакустикой и импровизацией, их выступление состоится 16 ноября.
В Новом Пространстве можно будет услышать и московскую премьеру Меланхолии для струнного квартета и электроники (2012) Алексея Сысоева. A&C String Quartet в этом концерте исполнят и Квартет №1 Георга Фридриха Хааса.
В конце месяца, 28 ноября, в театре пройдёт проект Лаборатория ударных инструментов. В нем будут участвовать исполнители из ансамблей House of Percussion, «Геометрия звука», Ансамбля тибетских поющих чаш и Мастерской Владимира Панкова. В концерте они сыграют пьесы Даниила Посаженникова «Ностальгия» и «Возникновение» и цикл Сергея Плеханова «Ипостаси».
 
Открылся приём заявок на конференцию «Музыка, пространство, архитектура».
Исследовательская конференция будет проходить 7 декабря в Культурном центре ЗИЛ. Её главная идея состоит в сопоставлении музыкального и архитектурного опыта, выявлении аспектов сближения двух семантических систем.
В конференции смогут принять участие музыковеды, архитекторы, философы, культурологи, антропологи, социологи, филологи, а также музыканты, саунд-артисты.
Тезисы докладов и краткая автобиография принимаются по адресу konf@zilcc.ru до 26 ноября 2018 года.