• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
колонка
26/12/2020
Виднее, слышнее, цельнее
Текст: Дмитрий Баталов
Пианист и музыковед, студент музыковедческого и фортепианного факультетов Московской консерватории Дмитрий Баталов рассуждает о феномене саморецензии и о том, чем различаются музыковедческая и исполнительская рецензии
Для слушателя, любитель ли он или профессионал, самый долгожданный концерт всегда ограничен собственными временными рамками. Для традиционной рецензии, в каком бы формате она ни была написана, естественен взгляд (в-слух?) на этот концерт со стороны, насколько бы заинтересованной и искушённой эта сторона ни была. Для читателя рецензии, независимо от его статуса, оказывается потому вполне привычно составлять впечатление о концерте через слова его слушателей, становясь своего рода косвенным слушателем.
Оформление собственных мыслей и чувств по поводу концерта (это можно назвать самостоятельным рецензированием) переводит человека на другой уровень слушательского самосознания. Оно (совершенно не требуя письменного воплощения) заставляет иначе подходить и к чтению чужих текстов. Включающееся здесь критическое мышление (сравнение и соотнесение художественных впечатлений) становится мощным стимулом развития музыкального вкуса.
Для исполнителя временные рамки концерта совершенно иные. Сам момент выступления — вершина айсберга — всегда предварен подготовкой, занятиями, репетициями, дорогой или хотя бы чем-то из этого. Послеконцертная рефлексия — отрицательная, положительная, компромиссная — способна продолжаться непредсказуемо долго.
Чаще всего тексты о предстоящих собственных выступлениях, во-первых, не выходят за рамки краткого анонса в социальных сетях (здоровая самореклама); во-вторых, саморецензия (реакция на собственное выступление) оказывается столь же нераспространенной и странной в печати или даже в соцсети, сколь обычна и естественна она для профессионального диалога музыкантов в узких кругах. Между тем, простым, привычным и отчасти верным установкам — «со стороны виднее», «со стороны слышнее», «со стороны цельнее» — приходится не только доверять, но и проверять их.
Виднее ли? Виднее, но... Даже самый проницательный слушатель и рецензент видит исполнителей со стороны на сцене — на той самой вершине айсберга. При этом путь к ней остается, чаще всего, за пределами этого видения — как в прямом (путешествие, дорога, предсценическая настройка), так и в переносном (процесс подготовки программы, а часто и организации мероприятия) смыслах. Артистическая составляющая, так или иначе присутствующая в концерте любого формата, воспринимается визуально и со стороны, и в этом львиная доля ее природы. За этим отдельным видом визуального искусства, однако, всегда стоят сложнейшие психофизические процессы. И если они, хотя бы в какой-то степени и с большой долей условности, подвластны вербализации, то только от первого лица.
Слышнее ли? Слышнее, но... Здесь возникает схожий дуализм. Слушают ли публика (пусть профессиональная) и исполнители одно и то же? Утвердительно ответить на этот вопрос можно только на самом крупном уровне — одного и того же сочинения. Но внутри этого сочинения их пути рано или поздно, но неминуемо разойдутся — как расходятся сами задачи восприятия и воспроизведения. Более того, чем сложнее устроен сам музыкальный материал, чем большего слухового и исполнительского опыта он требует, тем больше становится и количество таких путей и даже плоскостей, в которых они проходят. Но тем большую ценность обретает и обоюдное знакомство с неизведанными прежде слушательскими и исполнительскими путями.
Цельнее ли? Цельнее, но... Восприятие всего концерта в целом и каждого отдельного произведения (если их больше одного) стоят перед слушателем в другом ракурсе, нежели стоят перед музыкантом исполнение каждого сочинения самого по себе и проживание их единства внутри программы. Разница ракурсов этих двух взглядов на, казалось бы, одно и то же, тоже способна вскрыть нечто важное. И важное именно для слушателя, ведь музыкант, читающий рецензию зала, — несравнимо более обычная ситуация, чем наоборот.
Для концерта, какого бы он ни был формата и жанра, всегда нужны взгляды и отзывы с разных сторон и из разных позиций. Для слушателя рецензия от первого лица представляется чтением не только интересным, но и полезным. Наконец, для исполнителя такой текст — в письменной или устной форме — может стать вполне действенным подспорьем к развитию в собственном деле, попыткой упорядочить и проверить на прочность собственные ощущения от работы и мысли о ней.
Возможно ли это? Возможно, но…