новая музыка в Московской филармонии
29/11/2021
Возможно, автор не в курсе
Текст: Владимир Иванов-Ракиевский
10 декабря в Концертном зале Чайковского дуэт пианистов — Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович — исполнит сочинения Александра Локшина и Бернхарда Циммермана.
Подготовиться к слушанию можно разными способами: узнать всё об исполнителях или подробно изучить партитуры, проанализировать разные записи или найти смысловые параллели в смежных видах искусств. Перед концертом 10 декабря мы предлагаем погрузиться в контекст и поразмышлять о фортепианном исполнительстве как о профессиональном поле, сформированном определёнными традициями и существующем по особым законам.
Специально для проекта «Новая музыка в Московской филармонии» Владимир Иванов-Ракиевский подготовил эссе-гайд по современному фортепианному исполнительству.
Фото: Eugene Timokhin. Источник: gurushots.com
Современное фортепианное исполнительство едва ли можно определить через какое-то единое свойство, оно множественно. Если пятьдесят и даже тридцать лет назад концертирующего пианиста можно было отнести к определённой школе и проследить его фортепианную родословную, ведущую, например, к Бузони, Годовскогму, И. Гофману. Нейгаузу, или, скажем, Гольденвейзеру, то сейчас сделать это часто бывает затруднительно. Новых имён, как звёзд на небе, они то появляются, то исчезают, они мерцают. Имена одних лауреатов сменяются другими, сверхновыми лауреатами, гениями... Традиции определённой фортепианной школы оказываются неактуальными перед стандартами современного конкурсного исполнительства или маркетинга.
Но если отойти подальше от академического пианизма или, по крайней мере, от его конкурсной стороны, разговор оживляется: перед нами поистине босховское разнообразие генеалогий жанров, стилей, отношений к инструменту. Никогда ранее пианисты (разумеется, и все художники в целом) не владели столь обширным наследием — информационной доступностью. По клику можно найти практически любые записи, ноты, тут же открыть их и проанализировать, сравнить, сделать что-то свое и выложить в сеть. В этой бесконечно запутанной корневой системе не может быть, на мой взгляд, состоятельного и объективного обзора имён играющих пианистов и уж тем более объективно хорошо играющих, и уж тем более объективно хорошо играющих хорошую музыку пианистов.
Разве что Николас Ходжес — он первый, кто вспоминается при разговоре о современной академической музыке. Ходжес записал всего фортепианного Булеза, а также выпустил CD с музыкой Фернихоу, Шаррино, Фуррера, Апергиса. Это музыкант с феноменальным уровнем точности воплощения текста.
Brian Ferneyhough: Lemma-Icon-Epigram (1981)
Обработка видео...
Брайан Фернихоу, Lemma-Icon-Epigram для фортепиано, 1981. Исполняет Николас Ходжес.
Его ученик, российский пианист Михаил Бузин, недавно выпустил довольно любопытный CD L’oiseau Rebelle, в котором «жгучий бульон» из музыки Клода Вивье, Корнелиуса Кардью, Ксенакиса и Штокхаузена перемежается с музыкой Кабалевского и Клары Шуман.
Другой пианист академического авангардного поля, о котором хочется сказать, это Рольф Хинд, британский исполнитель и композитор, точно и живо играющий Нанкарроу и Лигети. Он участвует в премьерах Пера Нёргора, Куртага и Ребекки Сондерс. Точно стоит посмотреть видео с его исполнением Концерта для фортепиано с оркестром In Seven Days Томаса Адеса и видеоинсталляцией Таля Роснера.
Thomas Adès: In Seven Days
Обработка видео...
За 2 диска Sound Review фирмы Мелодия (как сказано в релизе, «первого в России Звукового обзора современной академической музыки») отвечал российский пианист более старшего поколения - Михаил Дубов. На них и фортепианные редкости первой половины 20 века, не записанные прежде (сочинения Николая Обухова, Гавриила Попова, Леонида Половинкина), и музыка наших современников, Дмитрия Смирнова и Александра Вустина.
Среди российских композиторов-пианистов, которых сложно отнести к какой-либо нише, но о которых хотелось бы сказать — это Настя Хрущёва и Игорь Яковенко. Довольно точные попадания, необременённые ожиданием коммерческого успеха. В общем, нормальная фортепианная музыка.
Игорь Яковенко - Музыкальная резиденция Sound up в «Рихтере»
Обработка видео...
Вообще, для меня остаётся загадкой, почему современной российской академической фортепианной музыки не так много, как хотелось бы? Конечно, есть фортепианный Карманов и Мартынов, есть прекрасные фортепианные вещи у Сергея Загния и Сильвестрова, есть отдельные пьесы у Ольги Бочихиной, Владимира Горлинского и Алексея Сысоева, но действительно развёрнутых, сложных авангардных опусов все же не так много. Хотя, возможно, автор просто не в курсе.
Совершенно другой фортепианный мир представляет испанский пианист и композитор Рикардо Дескальзо, исследующий внутреннее пространство фортепиано, использующий нетрадиционный способы звукоизвлечения ипрепарацию фортепиано. Наряду с записями произведений Крама, Адеса, Карен Танаки он играет совершенно неизвестные вещи молодых композиторов и виртуозно импровизирует. Его фортепиано - это камера резонансов, шорохов, и скрипов. Дескальзо использует всевозможные палочки, шарики, поющие чаши, магниты для препарации. На youtube-канале PianoTodayон выпускает видео под названием PianoexperimentalHarmonics, в которых показывает, каким еще образом может звучать инструмент.
Neodymium Magnets inside the Piano
Обработка видео...
Нельзя не сказать и о миссионере минимализма, прекрасном голландском пианисте Йерун ван Веене, записавшем около 190 альбомов (говорят, он записывает быстрее, чем его тень) с музыкой Симеона тен Хольта, Адамса, Эйнауди, Гласса, Наймана, Пярта, Райха, Райли, Тирсена и других. Более 200 тыс. прослушиваний на Spotify в месяц! Это действительно минимализм на любой вкус — от полого меблировочного Эйнауди до трансового тен Хольта. Помимо скорости записи он знаменит и своей обувью. Более 50 пар туфель ручной работы из разных видов кожи с различными рисунками — выглядят поразительно!
HD Canto Ostinato for two pianos by Sandra & Jeroen van Veen
Обработка видео...
Симеон тен Хольт, Canto Ostinato для двух фортепиано, исполняют Йерун и Сандра ван Веен.
Говоря о звёздах музыкального авангарда XX века, светящих до сих пор, нельзя не упомянуть сингапурскую пианистку Маргарет Ленг Тан, которая записала огромное количество американского авангарда от Джона Кейджа до Крама. Она знаменита также исполнениями на игрушечных фортепиано. В ее коллекции около 30 маленьких инструментов, с которыми она гастролирует по всему миру.
The Toy Piano Virtuoso
Обработка видео...
Другой пианист, значение которого как пионера фортепианного авангарда сложно переоценить, это Алексей Любимов. Среди его записей весь фортепианный Шенберг, Веберн, Берг, Пярт и многое другое, а концертных премьер новой музыки в его исполнении прозвучало десятки по всему миру, а то и сотни. Если вы ждёте ясности концепций и осмысленности от современной фортепианной музыки, вам, безусловно, сюда.
Alexey Lubimov plays John Cage THE PERILOUS NIGHT at Perm 2013
Обработка видео...
Джон Кейдж, The perilous night для подготовленного фортепиано, исполняет Алексей Любимов
Среди композиторов-пианистов, которых условно можно отнести к жанру неоклассики, играющих в полюсе от фортепианного эмбиента до электронного минимализма, хотелось бы назвать Мартина Кольштедта, Нильса Фрама, Рюити Сакамото. На самом деле, имен множество. Это отдельный мир, впрочем, гармонически несколько ограниченный, но органичный законам рынка. Конечно, такую музыку с натяжкой можно назвать современной фортепианной, но, по факту, она исполняется на фортепиано (или на клавишных). И она современна и актуальна в том смысле, что ее слушают миллионы. Новости типа «из композитора домохозяек до звезды Spotify» или «его искусство — символ борьбы за жизнь» — о них.
В смысле размывания границ между «высоким» фортепианным исполнительством и «доступным» entertainment интересны записи Deutsche Grammaphon цикла Reworks, в основе которого лежит идея рекомпозиций музыки Малера и Бетховена продюсерами электронной музыки Мэтью Хэрбертом и Питером Грэгсоном, а также- коллаборация пианиста Викингура Олафсона с электронными музыкантами Рюичи Сакамото, Беном Фростом и Ханс-Йоахимом Рёделиусом для рекомпозиции музыки Баха. В результате получился довольно любопытный концепт, который, наверное, может отпугнуть академических пианистов, но потенциально трендовый.
Prelude, BWV 855a (Valgeir Sigurðsson Rework)
Обработка видео...