25/11/2021
Квартет-симфония Гавриила Попова: исполнение и запись 70 лет спустя
Текст: Борис Йоффе
Квартет Berlin-Tokyo записал Квартет-симфонию Гавриила Попова – это первая запись (и первое исполнение) данного произведения после премьеры в 1951 году. Презентационный концерт состоится в Берлине 26 ноября 2021 года. Автор идеи, а также книги о забытых советских композиторах «В симфоническом потоке» Борис Йоффе делится подробностями об этом событии.
В 2014 году вышла моя книга Im Fluss des Symphonischen («В симфоническом потоке», «По течению симфонического»), посвященная забытым и неизвестным советским симфонистам. Это не историческое исследование и не музыковедческая работа – скорее обширное эссе, пытающееся, с одной стороны, охватить необъятное разнообразие композиторов и их произведений, с другой же – сохраняющее субъективностъ, пристрастность тона и оценок. О ком-то говорится немного, о ком-то – более подробно, a разговору о музыке иных композиторов посвящены целые разделы и главы.
Для меня самого эта работа была как бы новым открытием Родины, но основным движущим мотивом было желание помочь вернуться забытой музыке на сцену. K сожалению, несмотря на определенный интерес и прознание, выпавшее на долю этой книги, именно этой цели я пока не достиг. …С несколькими маленькими исключениями – и одним значительным! Это – исполнение и запись на диск Квартет-симфонии Гавриила Попова, на которые решился один из ведущих сегодня молодых квартетов Berlin-Tokyo. Официально выход диска назначен на конец ноября 2021-го года, после того, как состоится концерт-презентация.
Почему определенные произведения постоянно исполняются и записываются, в то время как бесчисленное множество других оказывается игнорируемым и забытым? Связано ли это с модой, с привычкой, с пропагандой, с законами рынка? Или всё же в первую очередь – с художественной ценностью этих вещей, и если так, то как эту ценность измерить? Мне вспоминается музыкальный словарь для подростков, в котором композиторы сопровождались предикатами: от «великий», через «выдающийся» до «значительный», «крупный», и, наконец, просто «композитор». Возможно, во время моего детства подобные градации было легко сделать, опираясь на принципы научного марксизма-ленинизма, советская цензура во главе с Читателем, Зрителем и Слушателем номер Один обладала действительно выдающимся чутьем на классово чуждое. Насколько объективнее, справедливее происходила раздача лавровых венков на Западе, судить трудно: здесь нет и, в основном, не было прямой пропаганды, но имеют вес иные внемузыкальные факторы.
К наиболее великим, выдающимся и значительным среди забытых композиторов принадлежит, без сомнения, Гавриил Попов, – своего рода вундеркинд ранней советской музыки, Первая Симфония которого ожидалась с нетерпением как монумент нового, советского искусства, и которая немедленно после премьеры была осуждена и фактически запрещена как пессимистическая, западническая и антисоветская. Протоколы посвящённого Первой Попова заседания опубликованы и производят ещё более абсурдно-кошмарное впечатление, чем, скажем, Антиформалистический Раёк. Трагическую Первую, как бы вызывающую очистительный и разрушительный потоп (мне всегда здесь мерещится близость к Платонову), легко увидеть как своего рода связующее звено между Малером и Шостаковичем, при этом художественный её уровень никак не уступает уровню произведений обоих этих обитателей музыкального Олимпа. В 90-е годы предпринимались попытки её оживления, и она была даже трижды записана на диски, к радости и восхищению любителей музыки во всем мире, но, к сожалению, вернулась в почти небытие.
Gavriil Popov - Symphony No. 1, Op. 7
Обработка видео...
Прекрасный мир без людей – так я охарактеризовал бы величественную Пятую симфонию Попова, которая, как и шокирующе отчужденная, гротескная Шестая десятилетиями не звучит со сцены. Квартет-Симфония близка Пятой и по времени написанию, и по эстетике и языку.
Symphony No.5 in A major "Pastoral" - Gavriil Popov
Обработка видео...
Трудно поверить, что это произведение, которое без сомнения относится к наиболее монументальным, сложным и разнообразным во всей квартетной литературе, должно было более 70-и лет дожидаться своей первой записи. Скорее всего, после премьеры в 1951-м году, оно не звучало и с концертной эстрады. Произведение, в котором черты великой европейской музыкальной традиции, освещенные светом русского футуризма, кажутся настолько свежими, как будто пережили своё второе рождение, и в котором осуществляется глубоко своеобразный синтез лирического, героического и гротескного. Мощная, яркая манифестация русского духа, так вдохновляюще свободная от духоты советского экспрессионизма с его обязательной программой по борьбе добра и зла.
Квартет Berlin-Tokyo демонстрирует на этой записи не только исключительную виртуозность и глубокую музыкальность, но и подлинное мужество: посвятить месяцы интенсивнейшей работе на произведением, которое не только находится на границе технически исполнимого, но и никому на всем белом свете не интересно!
Безграничны мои восхищение и благодарность четырем музыкантам квартета, подарившим мне счастливую возможность насладиться живым звучанием этой прекрасной музыки, радость, которой я так хотел бы поделиться с другими! (… ты, почтенный читатель, обратил, конечно, внимание на забавный намек Попова на «Оду к Радости»…)