16/11/2021
Русская музыка 2.1
Материал: Ангелина Дудикова
22 ноября в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоится концерт лауреатов программы «Русская музыка 2.1». В этом году программа стала совместным проектом Aksenov FamilyFondation, Московской Филармонии и ММОМА. Лауреаты - восемь композиторов: Владимир Раннев, Елена Рыкова, Марина Полеухина, Александр Чернышков, Владимир Горлинский, Олег Крохалев, Александра Филоненко и Антон Васильев. В состав экспертного совета 2021 года вошли Юлия Бедерова, Клеменс Гаденштеттер, Фёдор Леднёв, Сергей Невский, Энно Поппе, Дмитрий Ренанский и Алексей Сысоев.
В преддверии концерта предлагаем вам авторские комментарии к премьерным сочинениям, а также небольшой плейлист из других произведений лауреатов.
Источник: meloman.ru
Елена Рыкова
X is where i am (2021, мировая премьера)
«Икс там, где Я» - это пространственное сочинение, где с помощью специфического усиления инструментов, в особенности голоса, проступают скрытые взаимосвязи между инструментами. В звуковом плане ансамбль представляет собой один мета-инструмент, многослойный по своей природе и растянутый в пространстве. Звуковой материал вырастает из памяти о фольклорных традициях и воспоминаний внутренних голосов, изменяющихся под действием пластичности времени внутри пьесы. Инструменты и голос переплетаются друг с другом, создавая одну музыкальную плоть, где рояль - это сердце, буквально прокачивающее звук через резонансную деку, а голос - это душа, которая исследует пространство неизведанного за пределами видимого.
Elena Rykova – Asymptotic Freedom II (premiered by Ufa Sextet)
Обработка видео...
Елена Рыкова «Asymptotic Freedom II». Исп. Ufa Sextet
Антон Васильев
Как я провёл это лето (2021, мировая премьера)
«Как я провёл это лето» - это накопленное воспоминание о прошлом и настоящем, своего рода автобиографический взгляд на действительность.
wassiljew – Poem 11 (2020) – Film und Live-Audio
Обработка видео...
Антон Васильев «Poem 11» Исп. Ensemble Mosaik
Александр Чернышков
Spokoyno (2021, мировая премьера)
Моя пьеса — это не совсем типичное музыкальное сочинение. Скорее, это документальный музыкальный перформанс о сочинении самого этого же сочинения. Сам процесс создания произведения всегда отталкивается от финального контекста: где это будет звучать, и как это будет происходить. Композиция «Spokoynо» очень пространственная. Она написана специально для концертного зала имени Чайковского. Я бы сказал, что я сочинил определенную акустическую ситуацию.
В последнее время для меня очень важна граница между словом и музыкой. Когда, в какой момент, «что я говорю» меняется на «как я говорю». В этой пьесе очень много слов, текста, звуков. И они постоянно переходят из одного состояния в другое: из музыкальности в слово, из слова в музыку, из перформанса в stand-up comedy, из stand-up comedy снова в музыку. Эти переходы есть часть самого сочинения.
В отличие от других моих произведений в этой пьесе не используются какие-то особые техники. Здесь идёт речь о реальной ситуации: важен момент рассмотрения слушания с другой стороны. Я создаю для слушателя состояние некой дезориентации. Пусть он задаётся вопросами: «Что я сейчас слышу?», «Что это: музыка, концерт, перформанс?». А пьеса находится на границе разных жанров. И через эту границу я пытаюсь сказать что-нибудь своё.
Александр Чернышков «Rare» Исп. Джейми Вольфсон, Арнольд Планкенштайнер, Стефани Пренн
Владимир Раннев
Сильнейшие (2021, мировая премьера)
Моё сочинение не нуждается в комментариях. «Сильнейшие» — это просто пьеса для голоса и симфонического оркестра на текст Томаса Бернхарда из цикла «Происшествия».
Vladimir Rannev :: Branle of angels
Обработка видео...
Владимир Раннев «Бранль ангелов». Исп. Ансамбль Les Percussions de Strasbourg
Александра Филоненко
Memory code (2021, мировая премьера)
Пьеса «MEMORY CODE»/ «Код памяти» — это попытка зафиксировать фрагменты воспоминаний, которые отфильтровала наша память, запечатлеть их как часть личной и как часть мировой истории (в её культурном, социальном, политическом и технологическом аспектах). Возникающие воспоминания тесно вплетены как в синтаксический, так и драматургический материал пьесы. Электроника и оркестр тесно связаны друг с другом. Электронный материал — это «музыкальная память» пьесы, тотальное погружение в художественно-музыкальные события XX века. Оркестр передает состояние полного обнуления и прерывающейся памяти, нахождение в шумовом пространстве и в ситуации «на грани». Отсюда отказ от привычных способов звукоизвлечения у струнных, затем у ударных и ближе к концу у всего оркестра. Мне было важно воссоздать такое единство, где бы каждый участник был одновременно и солистом, и микрочастицей единого макрособытия. В какой-то момент оркестр обрывается, как обрывается память. Мы слышим только электронику и переживаем этот момент как статичность и вневременное состояние природы, близкое ощущению, которое так трогает меня в фильмах Тарковского. Мы погружаемся в статику природы и чистого звука через звучание бокалов и металлических объектов. И именно через эту статику и суперданность природы мы обретаем свой код памяти.
Александра Филоненко «Mach auf das Tor, Herr Matador!». Исп. Любовь Шаромова и ансамбль «eNsemble», дирижёр Фёдор Леднёв
Марина Полеухина
A hovering heart stretches the page until it floats (2021, мировая премьера)
Эта пьеса, по сути, о самих музыкантах, о взаимодействии и коммуникации, о том времени, которое мы сейчас, на репетициях, проводим вместе, о языке, о хрупкости языка и ситуации.
Marina Poleukhina "A DRY ROTATING PLANT ON THE BALCONY"
Обработка видео...
Марина Полеухина «A dry rotating plant on the balcony» Исп. Стефан Фоглзингер, Дарио Фариелло, Джоанна Нильсон, Александр Чернышков, Марина Полеухина
Олег Крохалев
Catcher (2021, мировая премьера)
Это небольшая оркестровая пьеса, где первичный оркестровый материал оказывается источником для самого произведения. Действие пьесы разворачивается, скорее, в зале, чем на сцене. Основная идея — оркестр-инсталляция, который с разных сторон подсвечивается усилением звука с трансляцией в зал. В этом мне помогает прекрасный электронный музыкант Феликс Микенский, который оказывается своеобразным солистом и «ловцом» звуков (пьеса названа «Catcher», то есть, «Ловец»).
Олег Крохалев «Sun Line»
Владимир Горлинский
Терракотовый (2021, мировая премьера)
Это партитура для большого оркестра, в его максимальном размере: четверной состав с большой группой ударных и двумя вокалистками. Я бы охарактеризовал это сочинение как пространственную композицию, потому что пространство здесь проявляет себя в двух ипостасях.
Первая – это в принципе мышление о музыке, которое проходит через пространственный аспект звука. Например, когда во время написания этого произведения я представлял себе оркестр, то думал о том, что это очень большая масса людей. Огромное поле из 100 человек, которое насыщено энергией. Звук во время их игры может проходить через каждого музыканта, захватывать какую-то группу людей, потом перемещаться и так далее. Пространственный аспект (перемещение звука) всегда находится в самой идее оркестра. Это явление чем-то напоминает природные, такие как гроза или гром. Звук молниеносно перемещается по всему небу, он может взвихривать облака. Я могу сослаться на вещь, которая мне очень нравится, но я её, конечно, никогда не слушал вживую. Это произведение Фридриха Церхи «Зеркало 2», где принцип работы с оркестром отчасти похож на то, что сделал я.
Вторая ипостась пространственности моей композиции — более откровенная. Она связана с ритуальным осмыслением пространства. Разные зоны самого пространства могут выделяться и становиться самостоятельными и более значимыми. Соответственно музыканты преодолевают ситуацию, которая изначально дана в оркестре, меняя своё местоположение. Это осмысление не традиционной модели оркестра – когда музыканты на сцене, а зрители их слушают, — а размышление о том, что такое оркестр в принципе и как с ним можно ещё работать за пределами привычного пространства.
В партитуре так же важное значение имеет импровизация. Она тоже создаёт некую свободную энергию. Я задался вопросом: «А что такое импровизация в масштабе оркестра, не контролируемая дирижёром? Это вообще возможно?». Десять человек, которые одновременно импровизируют, это уже очень много. Из этого сложно получить музыкальный результат. А что будет, если это количество увеличится в несколько раз? Какие могут из этого родиться критерии и энергии? Это тоже есть в моей партитуре, поэтому в сочинении много и очень живых игровых ситуаций.
Paramusic #2 by Voloko Gorlinksy
Обработка видео...