12/10/2020
Русская музыка 2.0
16 октября в рамках фестиваля «Территория» в Центре им. Вс. Мейерхольда состоится концерт лауреатов программы «Русская музыка 2.0». Программа была запущена Aksenov Family Foundation в этом году впервые, и её победителями стали Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачёв, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский и Александр Хубеев. Лауреатов определил международный экспертный совет, в который вошли Юлия Бедерова, Яннис Кириакидес, Виктория Коршунова, Сергей Невский, Дмитрий Ренанский, Хая Черновин и Филипп Чижевский.
В преддверии концерта предлагаем вам авторские комментарии к премьерным сочинениям, а также небольшой плейлист из других произведений лауреатов.
© Aksenov Family Foundation
Марк Булошников
Morendo (2020, мировая премьера)
В своей аннотации к «Morendo» я написал, что в какой-то степени «забыл» эту вещь. И потому с нетерпением жду репетиций и исполнения для нового знакомства.
Марк Булошников. «Посвящение». Исп. Петербургский МолОт-ансамбль
Марк Булошников. Посвящение
Обработка видео...
Дмитрий Бурцев
Revisité (2020, мировая премьера)
Перед премьерой сочинения Дмитрия Бурцева предлагаем послушать его «Portrait of a black cat in motion»
Олег Гудачёв
Before you slip into unconsciousness (2020, мировая премьера)
В этой пьесе («Before you slip into unconsciousness») можно найти/расслышать что-то вроде пасхалок, отголосков реальности. Это словно въедающиеся в момент написания саунд-отпечатки примет времени. Например, звуки громких национальных празднований во время пандемии, стон смелого человека, отравленного ингибитором холинэстеразы, звучание строчки из аудиокниги актуального романа Камю, странные звуки, издаваемые городским сумасшедшим.
Название пьесы весьма прозрачно рассказывает, вокруг каких нескольких тактов известной песни выросли эти 10 минут музыки.
Олег Гудачёв. Metamorphoses 50%. Исп. Петербургский МолОт-ансамбль
Oleg Gudachev - Metamorphoses 50%
Обработка видео...
Дарья Звездина
Angel (2020, мировая премьера)
Для меня всегда было очень важно не отказывать себе в полётах, даже если страшно, холодно, и из гнезда вылезать не хочется.
Дарья Звездина. 'n'. Исп. Даниил Пильчен
darya zvezdina — 'n'
Обработка видео...
Даниил Пильчен
До одиннадцати песен (2020, мировая премьера)
«До одиннадцати песен» — это часть серии «Песни», над которой я работаю с сентября прошлого года. Каждая пьеса серии — это этюд, исследующий обманчивую природу интуитивного времени на пересечении измерения и неизмеримости, одиночества и диалога, ожидания и ошибки.
Музыканты сосуществуют в сложной системе взаимодействия, обусловленной разной степенью потери контроля своих действий, которые непредсказуемо влияют на действия других. Через постоянное, неконтролируемое и ненамеренное, перераспределение ролей ведущего и ведомых, музыкантам предстоит обнаружить общее ощущение движения времени, не обращаясь к предзаданной единице измерения, но пытаясь сообщить друг другу своё внутреннее, уязвимое и фундаментально невыразимое, переживание.
Каждая пьеса в этой серии — это определенная конфигурация инструментов, которая может возникнуть за время исполнения пьесы только один раз. Она возникает из того, что каждый музыкант заранее решает, когда он хочет начать и закончить играть. Партитура предлагает единую линию времени, общую для всех музыкантов, но каждый музыкант решает сам для себя, когда на ней проявиться. Так возникают одиннадцать потенциальных вариантов инструментовки, и, соответственно, до одиннадцати возможных песен.
Даниил Пильчен. Up to fifteen songs (из той же серии «Песни»).
Исп. Эре Ливонен, Расмус Осбек, Александр Горансон, Гонкало Мартинс, Рикардо Мендес
up to fifteen songs
Обработка видео...
Алексей Сысоев
Don't Whistle, Masha! (2020, мировая премьера)
«Не свисти, Маша!» — это скорее мультидисциплинарный перфоманс, чем просто пьеса, построенная по принципам музыкальной логики. В нём задействованы танец, видео, свет, а также электроника и звуки внемузыкальных электромеханических объектов. Своеобразное Gesamtkunstwerk в современном понимании. Тексты взяты из чеховских «Трёх сестёр», которые утрированно-экзальтированно читаются двумя солистками-чтицами.
Алексей Сысоев. «Сирены». Исп. ансамбль Студия новой музыки, дирижёр Владимир Горлинский
Алексей Сысоев «Сирены»
Обработка видео...
Александр Хубеев
Не выходи из комнаты (2020, мировая премьера)
Моя пьеса называется написана по тексту Иосифа Бродского (сурдоперевод Виктории Егоровой). Это сочинение для перформера, ансамбля и live-видео (видеохудожник Ян Калнберзин). В пьесе в качестве солиста выступит Дмитрий Власик, партия которого представляет собой текст стихотворения в переводе на жестовый язык. Музыкальный материал развивается во многом отталкиваясь от слова, подобно вокальной музыке, но в итоге композиция и ее драматургия основываются на различных взаимодействиях музыкального материала не только с текстом, но и с жестами и видео.
Александр Хубеев. «Soundscape». Исп. ГАМ-ансамбль, дирижёр Олег Пайбердин
Alexander Khubeev - Soundscape
Обработка видео...
Борис Филановский
Aria tutti (2020, мировая премьера)
Aria tutti — это подзаголовок последнего хора «Страстей по Матфею», но в его первоначальном обличии, то есть в составе Траурной музыки, посвященной памяти Леопольда Кётенского. Это определение показалось мне интересным. В моем сочинении два трио: скрипка-альт-виолончель и флейта-гобой-кларнет (с видовыми). За каждым из них — антисолист с очень сложной партией — тромбон и контрабас. Всё произведение микротоновое, но построено не по какой-то определенной системе, а просто — все интервалы битые, неопределимые. И всё балансирует между сольным и хорово-ансамблевым.
Борис Филановский. «Unemessede…». Исп. Московский ансамбль современной музыки
Борис Филановский "Une messe de..."
Обработка видео...
Произведения композиторов исполнят Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, а сам концерт состоится в формате «на стыке музыки, перформативных и визуальных практик». Режиссёр — Дмитрий Волкострелов, мультимедиа — Stain, художник по свету — Илья Пашнин.
Материал подготовила Ангелина Дудикова
Читайте также:
«Балалайка в форме ракеты, улетающая в космос». Интервью с Еленой Климовой о народных инструментах в современной музыке