• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
Бумажная архитектура Микен
Электроакустическая композиция Mycenae Alpha Яниса Ксенакиса в представлении автора канала «Хоть глазочком заглянуть бы»
автор | Иван Белецкий (Санкт-Петербург)
Родился в 1983 году в Краснодаре. С 2013 года живет в Санкт-Петербурге, работает журналистом. Сотрудничал с «Горьким», «Институтом музыкальных инициатив», «Ножом», «Археологией русской смерти» и другими изданиями. Автор Telegram-канала «Хоть глазочком заглянуть бы», посвященного утопии и ностальгии в популярной музыке. 
 
Черная вертикальная полоска ползет по экрану компьютера мимо амебовидных структур, похожих одновременно на чертежи и растения. Страница меняется, еще раз — и вот мы видим целый как бы лес, а потом нечто, похожее на ретрофутуристический инопланетный город с башенками и бионическими небоскребами: так рисовали Будущее когда-то давно.
Ianis Xenakis : Mycenae Alpha

Обработка видео...

I. Xenakis. Mycenae Alpha
Все эти картинки сопровождаются музыкой: тембр напоминает то о струнных, то о fm-синтезаторах: звук, не привязанный к какой-то эпохе, «вневременный». Довольно быстро понимаешь, что тут к чему, и каких изменений ждать от происходящего на экране: вот тут будет целый кластер, а тут тоненький терменвоксоподобный звук рванет вверх по тону. 
Это было краткое описание прослушивания-просмотра Mycenae Alpha Яниса Ксенакиса (1922–2001). Первым — и на долгое время единственным — произведением Ксенакиса, что я знал, когда-то давно была «Медея». Поэтому долгое время неистовый грек ассоциировался не с компьютерной музыкой и не с модернистским утопизмом, а исключительно с какими-то попытками воспроизведения античной музыки (ну, так я это воспринимал в юности, не особо вникая в ксенакисову теоретическую подоплеку). Теперь, когда я увлекаюсь утопиями и утопизмом, Ксенакис (как архитектор, близкий соратник Корбюзье и один из основоположников электронной музыки, коммунист, в конце концов) для меня фигура куда более значимая и близкая. Собственно, наверное, это и есть звуки утопии: уж больно партитура этой музыки, озвучиваемая компьютером, напоминает лучшие образчики бумажной архитектуры в духе Ивана Леонидова. Он, помимо проекта Института Ленина (который уже растащили на обложки постпанк-группы) известен своим «Городом солнца», циклом визионерских, сновидческих работ на тему утопического города, не слишком сводимого к какой-либо политической или экономической реальности и состоящего из каких-то абстрактных плоскостей, игл, кривых. Было бы интересно озвучить и Город Солнца тоже.
И. Леонидов. Эскиз Города Солнца, 1943—1959 гг
Как известно, Ксенакис не первый, кто пытался перевести изображение в звук — «Вариофон», «Виброэкспонатор» и «Нивотон» вполне себе работали еще в тридцатые годы, а АНС опередил UPIC почти на пятнадцать лет. Другое дело, что система UPIC (в которой и написаны «Микены Альфа») роднит с вышеупомянутыми инструментами только использование графики как основы, а по сути рабочая среда Ксенакиса в каком-то смысле концептуально ближе к тому что, сделали в своем CMI инженеры Fairlight, а то и к современным DAW. UPIC – это осцилляторы, использующие таблично-волновой синтез, секвенсор, генераторы огибающих и компьютер, который все это обрабатывает. Обрабатывает медленно и по кусочку, поэтому целые произведения приходится сшивать из отдельных страниц. Чуть позже добавились микшер, обработка звука эффектами и поддержка мышки. 
Интересно, что ровно в то же время — в 1977 году — свой таблично-волновой синтезатор создал Вольфганг Палм — и палмовские инструменты станут одними из тех, что определят звук поп-музыки восьмидесятых. Кстати, что UPIC, что АНС привлекали неакадемических музыкантов, которые маркируются как «экспериментальные» (то есть те, кому нужно постоянно показывать свою связь с «высокой» музыкой) — к детищу Мурзина приезжали Coil, а версию UPIC для персонального компьютера использовал Apex Twin.   
Публикацию подготовили Мария Невидимова и Жанна Савицкая