• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
01/11/2017
1917/2017. Слава Октябрю сквозь урбанистические звуковые эксперименты
Текст: Татьяна Яковлева
 ЛОНГРИД: музыка революции + путеводитель по концертам Москвы + плейлист
Музыка индустриализации и первые электроакустические опыты; помпезные посвящения Октябрю и чудом сохранившиеся в архивах рукописи авангардистов; оркестр без дирижёра и уличные концерты: всё это – явления, порождённые 1917-м годом и послереволюционной эпохой. Хотя имена художников-новаторов в разных видах искусства поэзии, живописи, театре и кино у всех на слуху, имена композиторов часто известны лишь профессиональным музыкантам. При том, что по степени «инновационности» Николай Рославец, Артур Лурье, Александр Мосолов, Леонид Половинкин ничуть не уступают Велимиру Хлебникову, Алексею Кручёных, Казимиру Малевичу, Всеволоду Мейерхольду.
Спустя сто лет самое время terra incognita превратить в terra cognita. Осенью 2017 года ведущие музыкальные коллективы Москвы воспользовались юбилейным поводом и подготовили программы, посвящённые раннему российскому авангарду.
Stravinsky.online выражает надежду, что нынешний возросший интерес к этой прогрессивной музыкальной эпохе не останется «сезонным всплеском», а музыканты и слушатели продолжат открывать для себя то, что фактически было закрыто с 1930-х годов и до конца ХХ века.
Со своей стороны мы постарались подготовить, пусть и далеко не исчерпывающий, «путеводитель» по этой теме, сопровождаемый плейлистом. О векторах развития композиторской мысли 1920-х; о том, что было и что будет в концертных программах этой осени; а также кто эту музыку играет и как её слушать – читайте в развёрнутом обзоре от Татьяны Яковлевой.
Фото: https://kp.ru/

РАЗДЕЛЫ:

1. Слава Октябрю 2. Музыка индустриализации 3. Электрификация и электроакустика 4. Музыкальный конструктивизм 5. Вокруг революции, или музыкальные комментарии

+ календарь московских концертов к 100-летию событий 1917-го года (сентябрь-декабрь 2017) 

1. «Слава Октябрю»

Торжественные демонстрации, парады, грандиозные театрально-музыкальные представления – все эти составляющие праздника Октября должны были знаменовать передовые позиции социалистического строя. Нынешняя круглая дата событий 1917 года даёт возможность практически подряд услышать сочинения, написанные к 10-летию, 20-летию, 30-летию, а теперь ещё и к 100-летию Октября.
Одну из самых известных партитур своего времени, благосклонно принятую правительством, создал в 1927 году Иосиф Шиллингер, работавший в управлении Кружка новой музыки и преподававший в Центральном музыкальном техникуме. Его симфоническую рапсодию «Октябрь» на темы революционных песен для оркестра тройного состава с большим успехом исполнил Персимфанс (первый симфонический ансамбль без дирижера) в честь 10-летия революции. Правда, интерес Шиллингера к неожиданным экспериментам в сочинениях и увлечение джазом, который он считал основой для создания советской музыки, не разделили члены РАМП (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), и уже через два года композитор эмигрировал в Америку.
Подобные госзаказы увенчивались успехом далеко не всегда. Под цензурой оказалась футуристически-масштабная кантата Николая Рославца «Комсомолия» 1928-го года (с огромным, четверным составом оркестра!), та же судьба постигла «Кантату к 20-летию Октября» Сергея Прокофьева, созданную в год «красного террора». Ещё за пять лет до того он писал о поиске достойного советского сюжета — не «карикатурной» картинки с изображением недостатков действительности, а повествования про героизм, упорную борьбу и преодоление препятствий. Прокофьев сам адаптировал тексты Маркса, Ленина и Сталина, отстаивал право их использования у председателя Комитета по делам искусств Платона Керженцева. «Сложные события, о которых повествуется в ней [Кантате к 20-летию Октября прим. авт.], потребовали и сложности музыкального языка. Но я надеюсь, что порывистость и искренность этой музыки её донесут до слушателя» [i] — писал композитор в статье «Расцвет искусства». Как замысел, так и воплощение оказались нестандартными: к оркестру с расширенным составом ударных подключаются два хора, группа гармошек, а также прописана партия чтеца. Впрочем, кантата должна была исполняться во время массовых мероприятий на Красной площади, и такая «грозная машина» вполне обоснована. 
Компромисса с властью, правда, достигнуть так и не удалось. Ситуацию поясняет комментарий Керженцева, произнесённый после закрытого прослушивания кантаты: «Что же Вы, Сергей Сергеевич, взяли тексты, ставшие народными, и положили на такую непонятную музыку?»[ii]. При жизни Прокофьева кантата так и не была исполнена, но спустя годы не раз звучала и в России, и за рубежом.

Sergei Prokofiev - Cantata for the 20th Anniversary of the October Revolution (LSO - Gergiev)

Обработка видео...

Десять лет спустя он написал кантату «Расцветай, могучий край» к 30-летней годовщине революции. Произведение полностью отвечало требованиям госзаказа, и на этот раз композитор даже получил положительные отзывы.
Осенью 2017 года в Москве звучат:
•Александр Давиденко, объединение ПРОКОЛЛ. Хоры из оратории «Путь октября» (1927) – 12 сентября (БЗК), 19 октября (ГМИИ им. Пушкина) •Дмитрий Шостакович. Симфония No.2 («Октябрю») к 10-летию революции (1927) – 9 ноября (КЗЧ) •Иосиф Шиллингер. Симфоническая рапсодия «Октябрь» (1927) – 14 декабря (КЗЧ) •Николай Рославец. Кантата «Комсомолия» для смешанного хора и оркестра (1928) – 23 октября (ММДМ) •Сергей Прокофьев. Кантата «К 20-летию Октября» для хора и оркестра (1937) – 9 ноября (КЗЧ) •Сергей Прокофьев. Кантата к 30-летию Октябрьской революции «Расцветай, могучий край» для смешанного хора и оркестра - 23 октября (ММДМ) •Юрий Богданов. Симфоническая поэма «1917» к 100-летию революции. *Мировая премьера – 23 октября (ММДМ)

2. Музыка индустриализации

Создание образа «послереволюционного» человека сопровождали массовая песня и народный хор, но одновременно в 20-е годы активно формировалась «новая» звуковая эра: звон колокольный сменился звоном заводских механизмов, а протяжная мелодия уступила место ритмодекламации. Колоссальный арсенал новых акустических средств вошёл в жизнь: композиторы создавали собственные звуковысотные системы и теории, «ломали» стройные ритмы и, подражая звукам быстроразвивающейся индустрии, расширяли инструментарий металлическими листами, сиренами и автомобильными гудками. 
Широкое распространение в 20-е годы получила идея взаимосвязи между искусством и производством. Свое воплощение она получила главным образом в театре. 
По свистку на сцену выбегает тренированная молодежь в чёрных трусах и футболках и строится в ряд. По второму свистку она объединяется в сложную конструкцию группы-пирамиды. Под звуковой аккомпанемент грохочущих металлических предметов и битого стекла единого жужжания специального шумового оркестра за кулисами начинает работать «машина»: постепенно раскачиваются тела и словно рычаги двигаются согнутые в локтях руки. 
В сезоне 2017-го года нам не удастся посмотреть реконструкцию этого спектакля — «Танцы машин» — театрального режиссера Николая Фореггера 1922 года, равно как и его пантомимы «Поезд» с иллюзией движения паровоза, но на нескольких площадках все-таки можно будет услышать механизацию музыки первых лет после революции.
Прокофьев, балет Стальной скок, 9, Фабрика, score

Обработка видео...

Практически в одно и то же время в России возникли сразу три знаковых балета, обращённых к теме механизмов:
•в 1927 году «Стальной скок» Прокофьева •в 1928 неосуществленный балет «Сталь» Мосолова со знаменитым эпизодом «Завод. Музыка машин» •в 1930 «Болт» Шостаковича, сценическая версия которого просуществовала ровно один день – день премьеры
За каждой из этих работ стоит своя история. «Стальной скок» задумывался как «большевистский» балет и был поставлен в Париже по заказу Сергея Дягилева, который предугадал интерес Европы к советской России с её форсированной индустриализацией. Декорации на сцене – колеса, рычаги и поршни — при движении танцоров вращались под импульсивные мигания лампочек. В последней, апофеозной части балета на сцене работали все механизмы, жужжали станки, вращались валы, а танцоры превратились в работников цеха, сливаясь с движением машин на сцене. Музыка Прокофьева — к примеру, номера «Молоты», «Фабрика» — транслирует идею индустриализации остинатными повторами массивных созвучий и постепенным раскачиванием движения. Балет на европейских сценах приняли безоговорочно, а в СССР ему вынесли приговор, после которого премьера так и не состоялась: «Прокофьевский балет, конечно, ничего общего с нашей революцией не имеет, и если как-то ее отражает, то во враждебном, изуродованном преломлении»; «это «издевка, пасквиль на революцию. Идеолог шутовства в музыке, С. Прокофьев нагло высмеивает в своем балете советских матросов, советские фабрики и т. д.» [iii].
Alexander Mosolov - Op.19 The Iron Foundry (Zavod/Machine Music)

Обработка видео...

Пьеса «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова быстро завоевавала популярность не только в России, но в Вене, Берлине, Риме, Париже, Льеже, Нью-Йорке. Мощное оркестровое наступление наглядно передает в звуках автоматизированную работу клокочущих механизмов. Это единственный, дошедший до наших дней, эпизод партитуры: балет «Сталь» композитору не удалось закончить, так как он оказался под идеологическим запретом.
Куда меньше известно сочинение Мосолова «Тракторная бригада въезжает в колхозную деревню», которое в 2017-м году прозвучит в Москве дважды.

Alexander Mosolov: Tractor's arrival at the Kolkhoz (1926/1927)

Обработка видео...

«Трудовые процессы оттанцовывались» в балете «Болт» Шостаковича, как говорил хореограф Фёдор Лопухин. Две шеренги танцовщиц поочередно то опускались, то поднимались на колени, а движения их рук изображали колыхание челноков и нитей прядильной машины. Запретили балет не из-за музыки: композитор подошёл к сочинению с рассудительным спокойствием и границ не переходил, но вот танец красноармейцев в виде скачки на венских стульях сочли издёвкой над красной кавалерией.
Различные вариации на тему индустриального развития возникали и у других авторов: например, в фортепианной миниатюре «Рельсы» Владимира Дешевова 1926 года (пожалуй, больше известной в переложении Владислава Сойфера для камерного оркестра) или в громогласной сюите «На Днепрострое» Юлия Мейтуса 1932 года, посвящённой великой советской стройке ДнепроГЭС. Весной этого года сюита была впервые исполнена в полной версии оркестром Персимфанс — коллективом, возрожденным в 2008 году Петром Айду. 
Процесс затронул и киномузыку. Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» оказался революционным не только в своём сюжете, не только благодаря появлению первого цветного кадра с красным флагом, раскрашенным режиссером лично, но и в звуковом отношении. Фильм с массивно-наступательной музыкой Эдмунда Майзеля вышел в 1926 году, а в 1930-ом, с началом эпохи звукового кино, композитор записал саундтрек, с использованием, в том числе шумовых эффектов, на пластинку.
Осенью 2017 года в Москве звучат:
•Владимир Дешевов. «Рельсы» (1926) 9 октября (Новая Третьяковка), 7 ноября (БЗК) •Сергей Прокофьев. Номера из балета «Стальной скок» (1927): «Молот», «Поезд с мешочниками» 2 ноября (РЗК); «Фабрика» 6 ноября (ММДМ), 7 декабря (Центр Мейерхольда) •Александр Мосолов. «Завод. Музыка машин» (1928) 27 сентября (КЗЧ), 9 октября (Новая Третьяковка), 7 декабря (Центр Мейерхольда)  •Дмитрий Шостакович. Сюита из балета «Болт» (1930) 9 октября (Новая Третьяковка) •Александр Мосолов. «Тракторная бригада въезжает в колхозную деревню» (1930) 27 сентября (КЗЧ), 2 ноября версия для камерного состава (РЗК) •Эдмунд Майзель. Музыка к фильму «Броненосец Потёмкин» (1930) 14 декабря (КЗЧ) •Юлий Мейтус. «На Днепрострое» (1932) 14 декабря (КЗЧ) 

3. Электрификация и электроакустика

Фото с сайта: https://nationalvanguard.org/
Герберт Уэллс в очерке «Россия во мгле» посчитал план об электрификации всей страны абсолютной утопией, которую «можно представить себе только с помощью сверхфантазии» [iv]. Итог грандиозного советского проекта соверешенно удивил писателя: СССР удалось не просто воплотить его в жизнь, но даже перевыполнить план. Идеей достижения такого результата была охвачена вся страна, косвенное подтверждение тому можно найти и в музыке, например, в «Электрификате» Леонида Половинкина 1925 года.
Пьеса со столь актуальным для Советского союза названием в жанровом отношении представляет собой фокстрот — абсолютно американский продукт. Половинкин увлекался джазом и всячески старалася прививать его и на русской земле, однако к экспериментам автора в области гармонии и стиля власти относились скептически. Даже в статье о композиторе в словаре 70-х годов о нём писали так: «Музыкальный стиль Половинкина, особенно в раннем и среднем периоде творчества, отличается смелостью исканий, остроумными гармоническими и оркестровыми комбинациями, но порой экстравагантен и надуман» [v]. В наше время имя Половинкина обычно упоминают, когда речь идет о музыке к фильмам [vi].
Первый в мире электромузыкальный инструмент — терменвокс — изобрёл советский учёный Лев Термен в 1920 году. Игра на нём предполагает изменение расстояния между руками и антеннами, благодаря чему изменяется тон и громкость звука. Ленин остался очень доволен новым устройством, сам пробовал исполнить на нём пьесу и в 1922 году рекомендовал использовать его на концертах в качестве «поддержки» идей Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭРЛО).
Терменвокс - музыка из воздуха. Лев Сергеевич Термен.

Обработка видео...

В первые годы после изобретения терменвокса репертуара для него не существовало, поэтому исполнялись различные переложения других пьес. Одним из первых музыку для этого инструмента написал Иосиф Шиллингер композитор и любитель джаза, уехавший в США. После отъезда он почти прекратил писать музыку, но стал отличным преподавателем. Среди его нью-йоркских учеников оказались Джордж Гершвин, Гленн Миллер и Бенни Гудмен. Изобретение Термена вдохновило Шиллингера на написание «Первой аэрофонической сюиты» для терменвокса с оркестром (впервые её исполнили в Кливленде в 1929 году) и ещё нескольких пьес.
Осенью 2017 года в Москве звучат:
•Леонид Половинкин. «Электрификат» 11 октября (РЗЧ) •Иосиф Шиллингер. Аэрофоническая сюита 9 октября (Новая Третьяковка), 19 октября (ГМИИ им. Пушкина) •Иосиф Шиллингер. «Мелодия», «Момент электрический и патетический» 19 октября (ГМИИ им. Пушкина)

4. Музыкальный «конструктивизм»

Музыка без удобных мелодий, танцевальных ритмов и, к тому же, без слов для кого она и зачем? Какова её социальная направленность? Как её оценивать? 
В таком духе рассуждала группа РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), ратовавшая за доступный музыкальный язык и резко осуждавшая опусы своих оппонентов, авангардных деятелей группы АСМ (Ассоциация современной музыки). Понятие «конструктивизм» для РАПМовцев было практически ругательством (за полвека до того подобным образом был воспринят и импрессионизм: как высказался один критик, – это некое «впечатленчество», не содержащее никакого смысла).
АСМовца Николая Рославца одновременно могли причислить к декадентам, футуристам, традиционалистам и даже к неоклассикам. Ведь, действительно: у него и плакатная «Комсомолия» в духе футуризма, и первая в СССР Камерная симфония,и постскрябинские фортепианные миниатюры к какому же течению его отнести? То же и с Артуром Лурье: он активно общался с футуристами, но из совместных акций вспоминают только «Наш марш» коллективную декламацию на стихотворение Маяковского, исполняющуюся в сопровождении духового оркестра на улицах революционного Петрограда в жёстких кварто-квинтовых звучностях.
Впрочем, обоих композиторов причисляли также к конструктивизму, ибо они активно размышляли о существующей звуковысотной системе и перерабатывали её. Рославца называли «русским Шёнбергом» за создание собственной «Новой системы организации звука», с методом «синтетаккорда» и эмансипацией шестизвучного диссонанса. Лурье же развивал идею микрохроматики (например, в заметке «О музыке высшего хроматизма»[vii]), а в своей теории «Театр действительности» он предугадал рождение электронной и так называемой «конкретной музыки». Более того, в собственных произведениях он предвосхитил идеи послевоенного авангарда – алеаторику (знаменитая пьеса в дискретной записи нотного текста «Формы в воздухе» 1915 года). В конструктивисты записывали Алексея Животова, Владимира Щербачёва, Всеволода Задерацкого и даже раннего Сергея Прокофьева.
«Конструктивизм <…> в его крайних проявлениях (интеллектуализм, формализм и фетишизация творчества) – это запоздалый продукт отживающей культуры и удобная ширма для тех, кто против строительства новой жизни» [viii].
В конце 20-х и начале 30-х годов взаимоотношения властей и авангардных художников начали изменяться в худшую сторону: появлялись обвинительные статьи, некоторые композиторы подвергались травле, а объединение АСМ и вовсе расформировали. 
Гавриил Попов – СЕПТЕТ

Обработка видео...

Некоторые АСМовцы (в удачном случае) эмигрировали, другие — попадали в лагеря, а потом под запрет проживания в крупных городах. Теперь в моду вошла «правильная», то есть доступная широким массам музыка. 
Масштаб катастрофы даже сложно себе представить: целое поколение перспективных композиторов, в чём-то они даже превосходили европейских коллег, было тотально "вычищено". Сочинения многих из них были забыты почти на столетие. Абсурдно, но лишь в сентябре 2017 года состоялась премьера Антирелигиозной симфонической поэмы Александра Мосолова 1931 года. Партитура не была утеряна: все это время лежала в архиве Гостелерадио СССР и ею почти никто не интересовался.  Осенью состоялось и второе за 80 лет московское исполнении Второй камерной симфонии Николая Рославца 1935 года, найденной в архивах Музея Глинки в 1990-е годы.
Осенью 2017 года в Москве звучат: 
•Артур Лурье. «Формы в воздухе» (1915) 1 декабря (галерея Нико) •Артур Лурье. «Наш марш» (1918) 19 октября (ГМИИ им. Пушкина) •Владимир Щербачёв. Нонет (1919) 11 октября (РЗК) •Сергей Прокофьев. Трапеция квинтет (1924) 3 декабря (РЗК) •Александр Мосолов. Струнный квартет №1 (1926) 18 сентября (РЗК) •Александр Мосолов. Четыре газетных объявления для голоса и фортепиано (1926, переложение для голоса и камерного оркестра Э. Денисова, 1981) 18 сентября (РЗК) •Николай Рославец. Камерная симфония № 1 (1927) 18 сентября (РЗК), 9 октября (Новая Третьяковка), 7 ноября (БЗК) •Гавриил Попов. Камерная симфония (Септет) (1927) 18 сентября (РЗК) •Алексей Животов. Фрагменты для нонета (1929) 3 декабря (РЗК) •Гавриил Попов. Большая сюита, ор.6 (1931) 1 декабря (галерея Нико) •Николай Рославец. Камерная симфония №2 (1935) 14 октября («Гараж»), 2 декабря (РЗК) •Всеволод Задерацкий. Камерная симфония (1935) 11 октября (РЗК)
*****

5. Вокруг революции, или музыкальные комментарии 

Как известно, «есть у революции начало, нет у революции конца». Для концертов к столетию революции музыкальные коллективы предложили собственные параллели, тем самым расширяя контекст события до общеисторического масштаба.

Людвиг ван Бетховен 
«Редкая юбилейная дата, редкий праздник красного календаря, редкий выездной концерт симфонического оркестра в рабочий клуб обходится у нас без исполнения бетховенских произведений. Бетховена играют в многочисленных кружках самодеятельные составы балалаечников и мандолинистов, его поют рабочие хоры на музыкальных олимпиадах, его слушают по радио колхозники» 
Бетховен революционер, революционер Бетховен. Музыку венского классика апроприировали в интересах советской идеологии; его произведения, как описал Иван Соллертинский в 1935-м, звучали во всех уголках Союза. Абсолютный приоритет для страны Советов героический тематики, идей борьбы пояснять не требуется. 
Нужен ли Бетховен современности? Что можно почерпнуть у него революция? Может ли он способствовать воспитанию масс в духе революционной идеологии? <…> На все вопросы отвечаем категорически «да» [x].
• Увертюра «Эгмонт» (1810) 14 декабря (КЗЧ) • Увертюра «Кориолан», op. 62 (1807), переложение для фортепиано в четыре руки 5 ноября (Большой театр) • Соната для фортепиано №23 фа минор, ор. 57 («Аппассионата»)  5 ноября (Большой театр)
Курт Швиттерс
«Я сопоставляю смысл и бессмыслицу. Я предпочитаю бессмыслицу, но это сугубо личное дело. Мне жалко бессмыслицу, потому что её до настоящего времени редко подвергали художественной обработке, поэтому я её люблю» [xi]
Известно, что эксперименты с фонетикой, языком и шумовыми эффектами происходили не только в России, но и на Западе Италии, Франции, Германии. Оркестр Персимфанс включил в программу редко исполняемое сочинение «Ursonate in Urlauten» Курта Швиттерса – немецкого художника начала ХХ века, знаменитого создателя коллажей, а также поэта и писателя, работающего в дадаистской эстетике.
 «Ursonate in Urlauten», то есть «Прасоната в празвуках» (1922-1932), масштабная звуковая поэма для голоса, оказавшаяся в лагуне между поэзией и музыкой. Название отсылает одновременно и к первобытному началу в эстетике дадаизма, и к «пра-зачаткам» речи, состоящим из отдельных букв, слогов и звуковых конструкций.
 Редко исполняемое произведение прозвучит в паре к ритмодекламации Юлия Мейтуса «На смерть Ильича».
• Курт Швиттерс. Ursonate in Urlauten (1922) 14 декабря (КЗЧ) • Юлий Мейтус. Ритмодекламация «На смерть Ильича» (1924) 14 декабря (КЗЧ)
Артюр Онеггер
«Марш роботов против цивилизованного человечества», «расправа зверей с духовными ценностями», «покачивается вразвалку в шатающемся ритме длинное стадо механических гусей»[xii] , такие характеристики подбирает сам Онеггер, описывая эпизоды своей «Литургической симфонии». Она была написана вскоре после Второй Мировой войны, и её механистически-агрессивный дух пересекается с революционными событиями и реакцией на них. 
В 2017 году на первом концерте цикла «rEvolution» симфония оказывается в одной программе с «Жар-птицей» Стравинского и с музыкой Октября. Импровизации для саксофона на темах из знаменитого сочинения Онеггера «Пасифик 231», впервые показавшего в музыке образ надвигающегося поезда, можно услышать на третьем концерте цикла.
•Артюр Онеггер. Литургическая симфония (1946) 23 октября (ММДМ) •Артюр Онеггер. Фрагменты из сочинения «Пасифик 231» (1924) 6 ноября (ММДМ)
Франк Мартен
«Месса была написана еще в 1922 году, задолго до того, как после Симфонии Псалмов Стравинского стало модным среди франкоязычных композиторов принимать “монашескую позу”. Она звучит как месса эпохи Возрождения, потерявшаяся во времени, но осознающая течение долгих веков и появление всё новых ужасов» [xiii]
Критик Алекс Росс отмечает в Мессе для двойного хора Франка Мартена её вневременное начало: почти духовное содержание произведение швейцарского композитора первой половины ХХ века составляет пару десяти поэмам Шостаковича на тексты революционных поэтов на втором концерте цикла «rEvolution».
• Франк Мартен. Месса для двойного хора (1922) 1 ноября (ММДМ)
Дмитрий Шостакович
 …сопоставление симфоний Шостаковича с жанром романа-антиутопии объясняет только одну из их граней, хотя, возможно, именно ту, которой они весьма близко подходят к современным тенденциям в литературе ХХ века... М. Арановский. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича [xiv]
История взаимоотношений Шостаковича с Советской властью, обращение композитора в ряде крупных произведений к революционной тематике составляют своего рода метасюжет его творческой биографии.
Так, ряд его симфоний масштабные рефлексии о переворотных событиях в стране. Симфония №2 «Октябрьская» была посвящена 10-летию революции; затем возникла третья симфония «Первомайская», седьмая «Ленинградская» символ блокадного города; революционные симфонии № 11 и № 12 - «1905-й год» и «1917-й год» соответственно и «Бабий Яр» в 13-й симфонии. Каждая из них это исследование восприятия человека и осмысление его реакции на происходящее. 
• Симфония №2 «Октябрьская» (1927) 9 ноября (КЗЧ) • «Пассакалия» из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (1936) 7 ноября (Геликон-опера) • Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» op. 79. (1948) 7 ноября (Геликон-опера) • Сценическая версия кантаты «Антиформалистический раёк» (1948) 7 нобяря (Геликон-опера) • Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX века (1951) 1 ноября (ММДМ) и 7 ноября (БЗК) • Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1963) 7 ноября (Геликон-опера)
Произведения второй половины ХХ века и XXI века 
Многие программы концертов включают партитуры современных авторов. Соотношение с идеями революции возникают различные: от подобия языка и инструментария до концептуальных замечаний.
•Концерт «Революция в звуке» завершило культовое произведение нидерландского композитора Луи Андриссена «Союз рабочих» с массовым единением всего ансамбля исполнителей (свободного состава!). Оно написано под впечатлений от студенческих волнений 1960-х, но не в меньшей степени перекликается с революционными идеями музыкантов 1920-х.
(Концерт «Революция в звуке», Новая Третьяковка, 9 октября)
•В ретро-футуристической опере «Аэлита или Революция на Марсе» Ираиды Юсуповой, помимо джаз-бенда, электронных фонограмм был использован терменвокс.
(Концерт «Левый марш», ГМИИ им. Пушкина, 19 октября)
•На концерте цикла «Красное колесо» 2 ноября исполнят сочинения Армана Гущяна «об-ЛИ-Ки» и Алексея Сысоева «col Pugno», включающие в состав ансамбля в одном случае звуковую дорожку, в другом двигатели и сирены, что напоминает об экспериментах начала ХХ века. «Ветер» Александра Вустина написан на слова революционной поэмы Блока «Двенадцать»; а исполняют её объединённые в единый коллектив два «полюса» музыки 1920-х: авангардный ансамбль солистов и хор народной музыки
(концерт «Иди, товарищ, к нам в колхоз», Рахманиновский зал Консерватории, 2 ноября; Студия новой музыки и Ансамбль Дмитрия Покровского)
 • Московский ансамбль современной музыки на нескольких концертах исполнит популярное произведение американского минималиста Фредерика Ржевски «Панургово стадо», комментирующее события на концептуальном уровне
(19 октября в ГМИИ им. Пушкина, 6 ноября в Доме музыки, 7 декабря в Центре имени Мейерхольда)
 Кроме того, состоится несколько мировых премьер: 
• Юрий Богданов. «1917» 23 октября (Камерный зал Дома музыки)
• Александр Кайзер. «Riss» 2 ноября (Рахманиновский зал Консерватории)
• Александр Вустин. «Три стихотворения Ольги Седаковой» для голосов и оркестра 9 ноября (Зал Чайковского)
• Дмитрий Бурцев. «tape reality» для акустических и электронных инструментов 7 декабря (Центр Мейерхольда)
 

Календарь концертов к 100-летию событий 1917-го года

(Москва, сентябрь-декабрь 2017)
10 сентября Тверская улица День города Москвы Оркестр Персимфанс 
Группа композиторов ПРОКОЛЛ, кантата «Путь октября» (1927) 
18 сентября Рахманиновский зал Консерватории «Предчувствия и дисциплина чувств» (открытие цикла «Красное колесо») «Студия новой музыки», дирижёр — Игорь Дронов к юбилею профессора Московской консерватории Инны Алексеевны Барсовой
Николай Рославец — Камерная симфония №1 (1927) Гавриил Попов — Камерная симфония (Септет) (1927) Александр Мосолов — Струнный квартет №1 (1926) Александр Мосолов — «Четыре газетных объявления» для голоса и фортепиано (1926, переложение для голоса и камерного оркестра Э. Денисова, 1981)
27 сентября Большой зал консерватории «Неизвестный Мосолов» Симфонический оркестр радио «Орфей», Академический хор русской песни радио «Орфей». Дирижёр — Сергей Кондрашев.  
Трансляция видеофильма «Казус Мосолова» «Завод. Музыка машин» (1928) «Тракторная колонна въезжает в деревню» (1930) «Выходной день в парке», сюита (1952) Марш физкультурников «Беседка в парке» «Бег с эстафетой» Симфоническая поэма (1931) «Туркменская песня» (1933)
27 сентября Московская филармония IX Большой фестиваль РНО.  К 100-летию Революции 1917 года. Эдвард Радзинский. Документальная драма «Последняя ночь последнего царя» Эдвард Радзинский, Российский национальный оркестр, дирижёр — Владислав Лаврик, Камерный хор Московской консерватории
В программе: документальная драма Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя»
9 октября Новая Третьяковка Sound Up: «Революция в звуке» «Студия новой музыки», Олеся Ростовская, терменвокс. Дирижеры — Игорь Дронов, Станислав Малышев 
Владимир Дешевов — «Рельсы» (1926) Александр Мосолов — «Завод. Музыка машин» из неоконченного балета «Сталь» (1928) Иосиф Шиллингер — «Первая аэрофоническая сюита» (1929) Николай Рославец — Камерная симфония №1 (1927) Дмитрий Шостакович — Сюита из балета «Болт» (1930) Луи Андриссен — «Союз рабочих» (1975)
11 октября Рахманиновский зал Консерватории «Плюс электрификация всей страны!» (цикл «Красное колесо», концерт второй) «Студия новой музыки», дирижёр — Игорь Дронов
Всеволод Задерацкий — Камерная симфония  (1935) Всеволод Задерацкий — Соната № 2  для фортепиано (1928) Леонид Половинкин — «Электрификат» (1925) Владимир Щербачев — Нонет (1919)
14 октября Музей современного искусства «Гараж» «Архив: спаситель, изобретатель, свидетель», заключительный концерт-интервенция в рамках международной искусствоведческой конференции «Студия новой музыки», дирижёр — Игорь Дронов
Николай Рославец — Камерная симфония №2  (1935) 
19 октября ГМИИ им. А.С. Пушкина «Левый марш» Московский ансамбль современной музыки, Вокальный ансамбль «Εἶδος» («Эйдос»)
Артур Лурье — «Наш марш» на слова В. Маяковского Иосиф Шиллингер — «Мелодия» Иосиф Шиллингер — «Момент Электрический Патетический» Сергей Прокофьев — Отрывки из балета «Стальной скок» Фредерик Ржевский — «Панургово стадо» Ираида Юсупова — Опера «Аэлита, или Революция на Марсе»
23 октября Московский международный Дом Музыки Открытие цикла  «rEvolution» Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, хор Российской академии музыки им. Гнесиных, дирижёр — Мишель Табачник
Артюр Онеггер — Симфония №3 «Литургическая» (1946) Николай Рославец — Кантата «Комсомолия» (1928) Юрий Богданов — Симфоническая поэма «1917» (2017) Сергей Прокофьев — Кантата к 30-летию Октябрьской революции «Расцветай, могучий край» на слова Е. Долматовского (1947) Игорь Стравинский — Сюита из балета «Жар-птица» (1913)
1 ноября Московский международный Дом Музыки Цикл «rEvolution» (концерт второй) Вокальный ансамбль Intrada, художественный руководитель – Екатерина Антоненко
Дмитрий Шостакович — Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX века (1951) Франк Мартен — Месса для двойного смешанного хора a cappella (1922)
2 ноября Рахманиновский зал консерватории «Иди, товарищ, к нам к колхоз!». Деревня и революция (цикл «Красное колесо», концерт третий) «Студия новой музыки», Ансамбль Дмитрия Покровского
Народные песни 1910-20-х годов Александр Мосолов - «Завод. Музыка машин» (1928) Александр Мосолов - «Тракторная бригада въезжает в колхозную деревню» (1926) переложение для ансамбля Роланда Фрайзитцера, Австрия (2017) Дмитрий Шостакович - Фрагменты из балета «Болт» (1931) Сергей Прокофьев - «Поезд с мешочниками» и «Молоты» из балета «Стальной скок» (1927) Арман Гущян - «Об-Л-ИК-И» для ансамбля и звуковой дорожки (2014) Алексей Сысоев - Сol pugno для ансамбля, двигателей и сирен (2013) Александр Вустин - «Ветер» кантата на тексты Александра Блока из поэмы «Двенадцать» (2012) Александер Кайзер - Riss (2017)
5 ноября Бетховенский зал Большого театра «Серп и молот» Алексей Гориболь (фортепиано), Полина Осетинская (фортепиано), Владимир Комович (бас), солисты Большого театра
Людвиг ван Бетховен — Увертюра «Кориолан», op. 62 (1807), переложение для фортепиано в четыре руки Людвиг ван Бетховен — Соната для фортепиано №23 фа минор, ор. 57 («Аппассионата») Ференц Лист — «Гимн труду» («Хор рабочих») для баса, мужского хора и фортепиано (1848), S. 552 Исаак Дунаевский — Песни из кинофильмов и оперетт
6 ноября Московский международный Дом музыки Заключительный концерт цикла «rEvolution» Московский ансамбль современной музыки, Томас Мейер, дирижёр и солист (контрабас-саксофон, Швейцария)
Демонстрация документального фильма «Red Fritz» (Швейцария). Российская премьера Дмитрий Шостакович — Три пьесы из оперы «Нос» Сергей Прокофьев — «Фабрика» из балета «Стальной скок» Фредерик Ржевский — «Панургово стадо» Валентин Марти — Den Schatten der Rose entdecken Йорг Фрей — Fragile Balance Томас Мейер — Интерлюдии к фильму «Red Fritz»
7 ноября Большой зал Консерватории Концерт в день 100-летия Октябрьской революции Камерный хор Московской консерватории (дирижёр — Александр Соловьёв), ансамбль солистов «Студия новой музыки» (дирижёр — Игорь Дронов); Дмитрий Шишкин (фортепиано), Арсений Тарасевич-Николаев (фортепиано)
Сергей Рахманинов — Этюды-картины, соч. 39 (1916 – 1917) Сергей Прокофьев — Пьесы из цикла «Мимолетности», соч. 22 (1915–1917) Николай Рославец — Камерная симфония № 1 (1927) Владимир Дешевов — «Рельсы» Ференц Лист — «Гимн труду» Дмитрий Шостакович — Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX века, соч. 88 (1951) (фрагменты) Исаак Дунаевский — «Летите, голуби» из кинофильма «Мы за мир»; «Песня о родине» из кинофильма «Цирк»; «Марш энтузиастов» из кинофильма «Светлый путь»
7 ноября Геликон-опера, зал «Стравинский» 1917: Шостакович вместо сумбура Хор и оркестр Геликон-оперы
«Пассакалия» из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (1936) Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» op. 79 (1948) «Антиформалистический раёк», сценическая версия кантаты  (1948) Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1963)
7 ноября Филармония-2 Концерт-размышление «Октябрь 1917» Московский камерный оркестр«Времена года» (дирижёр — Владислав Булахов), Хор храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее (дирижёр — Ольга Ушакова)
В программе: Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов, Арво Пярт, София Губайдулина, Эдисон Денисов.
7 ноября Московская филармония К 100-летию революции.«Будущее время». Юрий Башмет молодым дарованиям России­­ Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, дирижёр — Юрий Башмет
С.Рахманинов — «Симфонические танцы» (1940), а также — Д. Шостакович, В. А. Моцарт,П. Сарасате, Дж. Соллима, Ж. Бизе.
9 ноября Большой зал Консерватории Концерт ГАСО им. Е. Ф. Светланова Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, Гидон Кремер (скрипка), Максим Михайлов (бас), дирижёр — Владимир Юровский
Моисей Вайнберг — Концерт для скрипки с оркестром, соч. 67 (1959) Дмитрий Шостакович — Симфония № 2 «Октябрю» (1927) Александр Вустин — Три стихотворения Ольги Седаковой для голосов и оркестра (2017) Сергей Прокофьев — Кантата «К 20-летию Октября» (1937)

1 декабря Галерея Нико Yury Favorin. Solo recital Юрий Фаворин, Фортепиано
Николай Черепнин — «Маска красной смерти». Хореодрама в 1 действии по Э. По, ор.42 (1912) Артур Лурье — «Формы в воздухе», посвящается П. Пикассо (1915) Гавриил Попов — Большая сюита, ор.6 (1931) Александр Скрябин — Соната № 10, op.70 (1913)
3 декабря Рахманиновский зал консерватории «Конструкции» (заключительный концерт цикла «Красное колесо»)
Николай Рославец — Камерная симфония №2 (1935) Алексей Животов — Фрагменты для нонета (1929) Сергей Прокофьев — Трапеция квинтет для скрипки, альта, гобоя, кларнета и контрабаса op.39 (1924)
7 декабря Центр Мейерхольда (R)EVOLUTION Московский ансамбль современной музыки
Фредерик Ржевский — «Coming together!» для ансамбля и электроники Александр Мосолов — «Завод», версия Николая Попова для ансамбля и электроники Дмитрий Бурцев — «tape reality» для акустических и электронных инструментов, премьера Сергей Прокофьев — «Фабрика» из балета «Стальной скок», версия Николая Попова для ансамбля и электроники Марина Полеухина — «in its own tempo» для инструментов и объектов Дмитрий Курляндский — «Re:Evolution» для робота, ансамбля и электроники, премьера Фредерик Ржевский — «Панургово стадо» для ансамбля и электроники Видео: Дмитрий Морозов (::vtol::) — «Робототехника», видео-документация инсталляций
14 декабря Московская Филармония Нечеловеческая музыка. 100-летию Октябрьской революции посвящается  ПЕРСИМФАНС, Düsseldorfer Symphoniker
Людвиг ван Бетховен — Увертюра «Эгмонт» (1810) Курт Швиттерс — Die Ursonate (1922) Юлий Мейтус — «На Днепрострое» (1932) Вольфганг Амадей Моцарт — Увертюра к опере «Волшебная флейта» (в обработке для кино, клубов и школ) Эдмунд Майзель — Музыка к кинофильму «Броненосец Потёмкин», фрагмент. (1930) Юлий Мейтус — «На смерть Ильича» (ритмодекламация) (1930) Иосиф Шиллингер — Симфоническая рапсодия «Октябрь» (1927)
 
[i] Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания. С. 98. Зафиксировано в комментариях музыковеда Моисея Гринберга. [ii] Редакционные беседы: Неделя советской музыки // Советская музыка. 1968. №1. С. 21. [iii] Житомирский Д. Театр им. Мейерхольда — «агитпроп» буржуазной музыки (О позиции т. Мейерхольда на музыкальном фронте) // Пролетарский музыкант. 1930. № 8 [iv ]Г. Уэллс Эссе «Россия во мгле» [v] Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973-1982; http://www.musenc.ru/html/p/polovinkin.html [vi] Такие фильмы, как Самоедский мальчик (1928), Марионетки (1933), Интриган (1935), Веселые артисты (1938), Василиса Прекрасная (1939), Конек-Горбунок (1941), Старый двор (1941). [vii] Лурье А. «К музыке высшего хроматизма» // Стрелец. Сборник первый, ред. А. Беленсона Петрогадъ, 1915. [viii]«Последнее слово» отживающей культуры // Музыка и Революция. 1927. № 9. С. 4—6. [ix] Пути развития советской музыки. Под ред. А. И. Шавердяна; Союз сов. композиторов СССР. М., 1948 [x] Чемоданов С.О. О Бетховене и современности // Музыкальная новь. 1923.. №2. С. 16. [xii] Раппопорт Л.Г. Артур Онеггер. Л., Музыка. 1967. C. 229 [xi]Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы. Пер. с нем. С.К. Дмитриева. М. Республика, 2002. С. 345 [xii] Раппопорт Л.Г. Артур Онеггер. Л., Музыка. 1967. C. 229 [xiii ]Alex Ross, The Rest is Noise (New York: Fourth Estate Press, 2008) [xiv] Русская музыка и XX век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. Монография / редактор-составитель М. Арановский. М., 1997. С. 235-249.
Над лонгридом работали:
Разработка формата: команда Stravinsky.online Текст: Татьяна Яковлева Редактор: Влад Тарнопольский При участии Ирины Севастьяновой