Русский взгляд на Impuls

текст Ирины Севастьяновой

В феврале в австрийском Граце проходила XI Международная Академия новой музыки Impuls. Впервые участие в ней принял ансамбль из России

Курсы современной музыки для молодых композиторов и исполнителей распространены во всем мире. Формат двухнедельных (или около того) интенсивов — с занятиями, лекциями, воркшопами, дискуссиями, репетициями и концертами — приветствуется во многих университетах Европы. Такие образовательные институции невероятно важны: тут можно получить уроки от ведущих профессоров и специалистов в области новой музыки, обзавестись полезными контактами, найти исполнителей для своих сочинений или получить хороший заказ.

Impuls в Граце появился сравнительно недавно — двадцать лет назад. Например, немецкому мастодонту, Курсам новой музыки в Дармштадте, уже более полусотни лет. Однако Академия быстро набрала обороты и в последние годы среди ее участников свыше 250 студентов из самых разных стран мира. Дармштадт и Impuls совсем не конкуренты: проходят в разное время, и у каждого из них своя специфика. Козырем австрийцев можно считать ансамбль Klangforum Wien, который был основан (так же, как и Академия) композитором Беатом Фуррером, а сейчас находится в резиденции Impuls и устраивает reading-sessions с сочинениями молодых авторов.

Жизнь в Граце в эти две недели кипит как никогда: в разных корпусах Университета музыки и театра и на других площадках города параллельно с занятиями и воркшопами участников проходит небольшая фестивальная программа. Помимо выступлений Klangforum Wien и его солистов, здесь часто играют ансамбль Nikel, в этом году приехали zone expérimentale basel (ансамбль магистрантов швейцарского Университета) и молодежное отделение ансамбля Modern.

Профессора Граца знакомы с российскими композиторами: некоторое время назад на Impuls преподавал Владимир Тарнопольский, уже второй раз подряд сюда приглашают Дмитрия Курляндского; помнят участников прошлых лет — Владимира Горлинского, Марину Полеухину, Елену Рыкову.

Российских композиторов знают и по другой причине. Многие профессора Impuls  — Беат Фуррер, Пьерлуиджи Биллоне, Марк Андре и Клара Ианотта — преподавали на аналогичной Академии в России. В Чайковский (Пермский край) приезжали выдающиеся композиторы из разных стран мира. Академию, возглавляемую Курляндским, все, кто хоть раз там побывали, советуют посетить своим ученикам или знакомым.

В этом году на Impuls оказался всего один композитор из России — Дмитрий Ремезов. На Академию он приехал не только в этом качестве, но и как участник Kymatic. Ансамбль образовался в Москве около двух лет назад и заметно отличается от других российских коллективов. Музыканты Kymatic работают в междисциплинарных проектах и на стыке жанров, стилей и техник: исполняют композиторские сочинения, владеют свободной импровизацией, разными инструментами (концертными, электронными, этническими, барочными), делают коллаборации с видеохудожниками.

У ансамбля довольно необычный для России состав исполнителей: альт — Алина Петрова, контрабас — Антон Изгагин, саксофон — Сергей Храмцевич, электрогитара — Алексей Чичилин, фортепиано — Михаил Бузин, ударные — Елисей Дрегалин и электроника — Дмитрий Ремезов. Для европейцев такая комбинация инструментов совсем не удивительна: в Граце участвовало, например, по десятку саксофонистов или гитаристов, а струнные, перкуссия и клавишные — и так обычное дело.

Пожалуй, Kymatic — это первый случай, когда российский ансамбль современной музыки почти в полном составе выехал на европейскую образовательную Академию. Здесь исполнители смогли обновить репертуар: два года назад они заказали пьесу студенту Университета Граца, в этот раз получили ноты и обсудили с композитором детали исполнения. Кроме этого, стали участниками лабораторий; на Impuls функционировало сразу несколько таких проектов. В них молодые композиторы под руководством тьюторов создавали пьесы совместно с различными исполнителями (вокалистами, перкуссионистами, гитаристами, баянистами). Ремезов и Чичилин, например, представляли совместную ультракороткую пьесу на MicroLab Дмитрия Курляндского.

Поездка в Грац проходила по инициативе самих музыкантов и никак не поддерживалась спонсорами. В России у исполнителей нет регулярных дотаций и контрактов. Возможно, участие Kymatic в Академии станет первым шагом к тому, чтобы не только играть в пределах своей страны, но и успешно реализоваться в Европе.