• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
30/12/2019

ПИШИ МУЗЫКУ КАК ХОЧЕШЬ 

Как начать писать музыку на компьютере, не вложив в это ни копейки

Автор: Михаил Гайворонский
Осенью в рамках Gnesin Contemporary Music Week состоялся мастер-класс Алексея Наджарова по реализации электроакустической музыке в программе pure data. В современном представлении, электронника превалирует в создании многих жанров современной популярной музыки. Поэтому существует много программных средств, которые позволяют работать со звуком на различных уровнях, реализуя разные задачи. Однако электроника проникает и в академическую среду. Pure data является одной из программ, которая позволяет ограничивать модусы работы со звуком одной лишь фантазией композитора. PD является визуальным языком программирования, работающим в парадигме программирования потоков данных. Он был разработан Миллером Пакеттом (Miller Puckette) в 1990-х для создания интерактивных компьютерных музыкальных и мультимедийных произведений. Он является свободным аналогом Max/MSP, однако между ними есть отличия, речь о которых пойдёт ниже. 
В контексте современной музыки, pure data и среды, подобные ему, позволяют работать с записанным звуком, звуком, воспроизведённым в реальном времени, а также генерировать звук в разрабатываемом приложении. Это даёт возможность современным композиторам, с одной стороны, выйти за рамки физических ограничений инструментов, с другой – изменять имеющиеся в арсенале композитора тембры, сочетать их и т.д. Это позволяет внести новые смыслы в музыку, а также выразить старые идеи в новых красках.

Немного истории

Сама идея работы с синтезируемым звуком не нова: «Электронной музыкой в то время, когда она возникла, в 50-е, назывался один способ работы со звуком. Это то, что синтезируется и обрабатывается, это то, что создаётся из электронных устройств. Существует то, что мы называем “электроинструменты”: электрогитара, электроорган, но эта “электро” часть - всего лишь один компонент его стандартной структуры. Возьмём для примера скрипку: вместо акустического резонатора у нас используется усиление звука. По сути этот инструмент от оригинала отличается на ⅓. В электронных инструментах, где звук создаётся внутри электрической цепи. В более поздний момент, когда у нас всё перешло в цифровую технику, это всё даже не электрическая цепь, а просто числа внутри устройства, которое может эти числа считать. Всё, что называлось электронной музыкой, теперь оказывается лишь частью того, что мы под этим термином понимаем теперь. Поэтому у нас есть термин “электронная музыка”, который включает много вещей, и в этом смысле он стал размытым и не слишком удобным», - говорит Алексей Наджаров.
Современный композитор под рукой имеет множество инструментов для работы с электроникой, и pure data – лишь один из многих. Раньше это было не так, и с появлением в 50-х электронная музыка стала развиваться в различных направлениях, в первую очередь благодаря композиторской деятельности Пьера Шеффера. Появление электронной музыки, основанной на синтезированных звуках, относят к этому же времени (Герберт Аймерт и Вернер Мейер-Эпплер). В дальнейшем, после появления доступа к вычислительной технике, возникли несколько новых языков: MUSIC; CSound, развивающийся до сих пор; Max, который сейчас существует в более обширной сборке; позднее pure data.

Немного практики

Pure data является средой разработки, где графическими средствами создаются пути следования музыкальных сигналов. Очень простую программу, которая воспроизводит звук «ля» 1-й октавы, можно создать всего за 5 минут:
Чтобы она заработала, необходимо перейти в режим работы (Ctrl+E или Edit -> Режим редактирования), включить звук (Ctrl+/ или Media -> Включить звук) и нажать на символ в котором написано “0.3”, если звук не начал воспроизводиться. При нажатии на круглую кнопку в квадрате в объекте “array1” появится графическая визуализация того, что мы слышим.
Это показательный пример, но неинтересный, поскольку единственный способ взаимодействия с этим приложением – включение и выключение звука (последнее – если нажать на символ, в котором написано “0”), а также построение графика того, что мы воспроизводим. 
Мы можем немного усложнить пример: ввести ещё один генератор (объект osc~) и добавить изменение ноты, которую он играет. Для этого необходимо вернуться в режим редактирования (Ctrl+E), и неплохо было бы выключить воспроизведение (Ctrl+.). Затем добавить объекты, как это показано на скриншоте. Теперь при нажатии на объект, в котором написано “330” мы услышим одновременно две синусоиды, частота одной из которых будет в 2 раза больше, т.е. 660 Гц. Если мы нажмём на кнопку, которая идёт к объекту “tabwrite~”, то сможем увидеть форму получившейся волны. При нажатии на кнопку, расположенную в самом верху, мы вернёмся частотам 220 и 440 Гц, звучащим одновременно.
Этот простой пример, конечно, удобнее реализовать в других программах, однако с чего-то следует начинать.

Pro et contra

Язык pure data весьма привлекателен для композиторов, поскольку, в первую очередь, является свободным программным обеспечением, т.е. бесплатным. На этом можно было бы поставить точку, но открытость исходного кода даёт ещё одно весомое преимущество: pure data развивается значительно обширнее, чем его коммерческий брат-близнец Max/MSP, поскольку в этом процессе участвуют все, кто в этом только может быть заинтересован, а не только компания-разработчик. 
С другой стороны, это же вносит несколько минусов: документация для pure data не настолько обширна, как по Max/MSP, поскольку многие дополнения делаются «для себя», поэтому с точки зрения автора являются понятными в использовании (а это может быть не так для другого). Второй минус – это значительно более высокое качество проработки интерфейса пользователя Max/MSP по сравнению с pure data, хотя некоторые сборки PD работают с этим ограничением, например сборка центра электроакустической музыки Московской консерватории PD/CEAMMC. Кстати, на сайте центра можно найти много материалов как по pure data, так и по Max/MSP, а также по темам, которые касаются электроакустической музыки вообще.

Что дальше?
Есть много возможностей, чтобы познакомиться и освоить работу с pure data. Среда является бесплатной, поэтому любой может скачать и установить её себе на компьютер. Также, для её изучения имеется ряд ресурсов. Во-первых, на сайте самого создателя инструмента Миллера Пакетта существует достаточно обширный курс, достаточный для создания своих первых синтезаторов. Курс включает 20 видеолекций и описания домашних заданий. Он доступен бесплатно.
Во-вторых, существует очень подробный учебник на трёх языках - английском, немецком и испанском.
В-третьих, многочисленные подборки на YouTube. В-четвёртых, учебник Г. Амосова, А. Наджарова и Н. Хруста Лекции по электроакустической музыке, где сжато даётся необходимая информация по теме.
Learning Synthesis with Pure Data Series 01 Lesson 01 - Digital Synthesis Basics

Обработка видео...

К сожалению, одна встреча не может вместить всё, однако мастер-класс Алексея Наджарова дал мне хорошее направление для дальнейшей работы: недавно мною была закончена композиция для виолончели, двух фортепиано и электроники, основанной на композиции «Лебедь» Камиля Сен-Санса. Ознакомиться с ней можно здесь:
Композиторам, которые хотят начать работать с электронной музыкой, автор хочет пожелать удачи и терпения, ибо занятие это кропотливое и бесконечно глубокое.