Выпуск от 22.10.2018

Новости новой музыки

«Транскрипция ошибки», приезд Фредерика Ржевского, опера Дарьи Звездиной, концерты в Электротеатре и многое другое
Фредерик Ржевский Электротеатр Станиславский Дарья Звездина «Транскрипция ошибки» (фото Barbara Pálffy)
30, 31 октября и 1 ноября в Электротеатре Станиславский пройдут показы «Транскрипции ошибки» Александра Чернышкова. Спектакль представлен в России впервые; так, прежде «Транскрипцию ошибки» была поставлена в Вене.
«Семь артистов-виртуозов из шести разных стран и совершенно разных исполнительских областей пересекаются на сцене, создавая ситуации, выходящие за рамки привычной логики. Границы между актрисой, музыкантом, перформером, певцом, импровизатором стираются, и на сцене остаются лишь личности, играющие самих себя. Их разговоры о ситуации и себе трансформируются в экстравагантные языковые трюки. Рождаются ново-выдуманные языки и звучания. Гремящие электромоторы и вибрирующие садовые шланги становятся хрупкими мелодичными инструментами. В то время как утонченные скрипка и флейта превращаются в электромонстров».
В спектакле принимают участие артисты из семи разных стран: Мириам Сехон, Дарио Фарьелло, Штефан Фоглзингер, Владимир Горлинский, Марина Полеухина, Алессандро Батиччи, Мартон Ковач. Режиссёр – Изабель Кранабеттер.
Также 30 октября после показа состоится открытое обсуждение – ElectroTalk – с участием автора спектакля Александра Чернышкова, артистов и режиссёра Изабель Кранабеттер. Встречу проведет Кристина Матвиенко.
 
7 и 9 ноября в Культурном центре ДОМ в рамках 15-го Международного фестиваля новой музыки «Длинные руки» пройдут концерты с участием известного композитора и пианиста Фредерика Ржевского.
7 ноября в исполнении московского молодого ансамбля Kymatic прозвучат произведения Ржевского, а затем сам композитор исполнит свою пьесу The People United Will Never Be Defeated! (1975).
9 ноября выступит группа Musica Elettronica Viva (США) [live electronics, свободная импровизация] в составе: Фредерик Ржевски (фортепиано, голос), Элвин Каррен (клавишные, электроника), Ричард Тейтельбаум (клавишные, электроника). Группа была основана музыкантами в 1966 году в Риме.
Фредерик Ржевски (род. 1938) — американский композитор и пианист-виртуоз. На становление Ржевского как композитора оказали влияние Луиджи Даллапиккола (у которого он обучался), Джон Кейдж и Дэвид Тюдор. Творчество Ржевского многогранно — здесь можно найти приемы из музыки минимализма, эксперименты с графической нотацией, 12-ти тоновой техникой, эксперименты в области электронной музыки, live-электроники, импровизации и многое другое. После обучения в Италии и возвращения в США, Ржевски уезжает в Льеж, где с 1983 по 2003 занимает должность профессора Королевской консерватории. В данный момент композитор живет в Брюсселе.
Многие произведения Ржевского вдохновлены социально-историческими темами, в том числе наиболее известные его сочинения: минималистский Coming Together (1971) и The People United Will Never Be Defeated! (1975) — последнее прозвучит в концерте. Произведение представляет собой 36 вариаций на песню чилийского поэта и композитора Серхио Ортеги «El pueblo unido jamás será vencido!», ставшей символом борьбы за демократию. Пьеса Ржевского посвящена первой исполнительнице — Урсуле Оппенс.
Фестиваль «Длинные Руки» – ежегодный международный фестиваль-посвящение основателю Культурного центра ДОМ и сооснователю лейбла «Длинные Руки» (Long Arms Records) Николаю Дмитриеву.
 
В октябре начались исполнения сочинений лауреатов первого за многие годы оркестрового композиторского конкурса, проводимого в рамках фестиваля «Другое пространство». Так, 13 октября в Ульяновске состоялась мировая премьера сочинения Контур тишины (Contour of silence) Арсения Гусева. Произведение прозвучало в Большом зале Ленинского мемориала в исполнении Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением Ильи Дербилова. Также пьеса будет исполнена 22 ноября в Саранске.
Ближайшая премьера состоится 27 октября: в Ростове-на-Дону будет исполнено сочинение Артема Лаухина Dionysia. Пьесу исполнит Ростовский академический симфонический оркестр под управлением Валентина Урюпина. А 31 октября в Казани, в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского прозвучит произведение Equilibrio Анны Поспеловой.
Об остальных концертах можно узнать на сайте фестиваля «Другое пространство».
 
22 октября в БИКЦИМ состоится исполнение «Agnus Dei» Александра Кнайфеля. Пьесу для саксофонов, фортепиано, электрооргана, контрабаса, ударных и электроники сыграет Петербургский МолОт-ансамбль. Композитор посвятил сочинение памяти жертв Блокады Ленинграда. Вместо привычных литургических текстов Кнайфель использовал дневниковые записи Тани Савичевой, девочки, потерявшей семью в годы блокады.
 
26 октября в рамках фестиваля классической музыки, визуального искусства, поэзии и перформанса «Т Фестиваль» в Новой Третьяковке состоится камерный концерт «Музыка "Страны, которой нет"». На концерте выступят Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы», а также солистка Всероссийского Юношеского оркестра Снежана Пащенко (скрипка) и Евгений Финкельштейн (гитара). В этот вечер будут исполнены Камерная симфония для струнных и литавр Э. Мирзояна, Элегия и Токката для гитары с оркестром А. Иванова-Крамского, Концертино для скрипки и струнных М. Вайнберга и Прелюдия и скерцо соч.11 Д. Шостаковича.
24 ноября состоится камерный концерт «Intimate letters». В исполнении Алексея Володина (фортепиано) и Государственного Квартета им. И. Бородина прозвучат Струнный квартет № 13 Н. Мясковского, Струнный квартет № 1  И. Райхельсона и Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели Д. Шостаковича.
 
1 ноября в зале-конструкторе культурного центра ЗИЛ состоится показ монооперы «from … to …» для голоса, движения, электроники и видео молодого композитора Дарьи Звездиной. Голос — Алексей Коханов, движение — Катя Калюжная, видео — Пётр Ладен.
  • «Моноопера "from … to …" — это долгое путешествие внутрь почти отсутствующей местности, несуществующим воспоминаниям. В ней нет сюжета, а есть только бесконечное блуждание по застывшему пространству, наделенному минимумом материала, происходящем в неопределенном, бескрайнем как пустыня моменте».

Вход на спектакль бесплатный, по предварительной регистрации.
 
Телеграм-канал о современной музыке получил премию Резонанс
19 октября были объявлены итоги Всероссийской премии для музыкальных критиков, пишущих о музыке и музыкальном театре, «Резонанс»-2018. В жюри конкурса входили Татьяна Белова (начальник литературно-издательского отдела Большого театра), Фёдор Леднёв (дирижер), Юрий Сапрыкин (журналист, культуролог, автор проекта «Полка»), Сергей Ходнев (музыкальный критик, искусствовед, заведующий отделом культуры газеты «Коммерсантъ»). Председатель жюри — Юлия Яковлева, писатель и балетный критик.
По результатом конкурса, звание «Лучшего СМИ» получил телеграм-канал Алексея Мунипова «Фермата». На канале, посвященном современной академической музыке, автор выкладывает анонсы различных концертов, фрагменты интервью с композиторами, цитаты, ссылки на интересные материалы и другое.
Алексей Мунипов — российский журналист, кандидат искусствоведения. В 2012–2013 годах — главный редактор журнала «Большой город», в 2014–2015 годах — главный редактор издания «Афиша–Воздух», в 2015–2016 годах — редакционный директор Arzamas.
 
2 и 3 ноября в рамках XII Красноярской ярмарки книжной культуры на сцене Красноярского ТЮЗа состоятся показы спектакля «Красная шапочка» — детской сказки в формате инструментального театра для детей и взрослых. Исполнители — солисты ансамбля Студия новой музыки Никита Агафонов (кларнет), Евгений Бархатов (кларнет), Владимир Устьянцев (саксофон), Екатерина Фомицкая (скрипка), Мона Хаба (фортепиано) и Наталия Черкасова (фортепиано).
Произведение известного французского композитора Жоржа Апергиса было представлено Студией новой музыки впервые в России. Премьера спектакля прошла в Москве в 2017 году в рамках фестиваля NET. Режиссер спектакля — Алексей Смирнов, художник-постановщик — Елена Бодрова.
 
Электротеатр Станиславский запускает два музыкальных абонемента. Первый цикл концертов, посвященных спектральной музыке, стартует 2 марта 2019 года. Куратор программы — Глеб Хохлов. В концертах будут исполнены произведения для струнного квартета Георга Фридриха Хааса, Горацио Радулеску, Яра Клартага, сочинение Allain Gaussin «Chakra», а также музыка Джачинто Шелси, творчество которого в свое время повлияло на композиторов-спектралистов. Исполнитель — струнный квартет A&C (Ancient & contemporary music string quartet).
Вторая серия концертов будет посвящена перформансам для ударных. Первый концерт состоится 12 декабря 2018 года. В исполнении Дмитрия Щелкина прозвучат произведения Пьерлуиджи Биллоне, Майкла Финнисси, Хельмута Эринга, Кайи Саариахо, Яниса Ксенакиса, Винко Глобокара, Филиппа Манури, Сальваторе Шаррино и Владимира Горлинского (мировая премьера).
 
Подготовили Кристина Агаронян и Элина Андрианова