10.10.2018

Публикацию подготовила Кристина Агаронян

Лекция о ничто

16 и 17 октября в Москву на XIII фестиваль современного искусства «TERRIТОRIЯ» приезжает Роберт Уилсон. В его исполнении на сцене Театра Наций прозвучит текст легендарного американского музыкального экспериментатора и поистине философа XX века – Джона Кейджа.
«Лекция о ничто» в России прозвучит далеко не впервые. Ее читали и исполняли Владимир Чинаев, Дмитрий Ухов, Петр Поспелов, Евгений Аргышев, а в 2013 году появилась театральная версия Дмитрия Волкострелова.
Текст лекции на русском языке был опубликован в 2012 году в сборнике текстов Кейджа «Тишина. Лекции и статьи». С согласия автора перевода – Дмитрия Ухова – мы приводим текст «Лекции о ничто» здесь.

Подробнее о спектакле можно узнать на официальном сайте фестиваля.

Эта лекция была опубликована в Iпcoпtri Musicali (август 1959). Каждая строчка делится на четыре «такта», по 12 строчек в каждом разделе, составляющем единую ритмическую структуру. Таких разделов всего 48, каждый из 48 «тактов». Целое делится на пять больших частей в пропорции 7,6,14,14,7. Такие же пропорции в каждом разделе. Текст напечатан в четыре колонки, чтобы сделать ритм чтения более наглядным. Каждую строчку надо читать так, как обычно на странице слева направо, а не каждую колонку - сверху вниз. Ни в коем случае не надо произносить текст в нарочитой искусственной манере (нараспев прим. переводчика), если стараться как можно точнее передавать в чтении расположение слов на странице. Читать надо rubato так, как мы говорим в жизни.

Прим. переводчика: В конце 1980-х-начале 1990-х мне довелось слушать Кейджа (и говорить с ним) в самых разных си· туациях - от разговоров вдвоем в лифте X-Media Фила Ниблока в нью-йоркском Даунтауне до авторского вечера Кейджа в цикле Face the Mиsic (зал Symphony Space на Бродвее, декабрь 1990). Любопытно, что во всем этом тексте нет ни одного восклицательного знака! Автор текста, действительно, говорил ровным тоном - таким, что иногда даже трудно было понять, когда кончается серьезная мысль и начинается (само)ирония.

Лекция о ничто

 

[1] Хотя звучит это почти философски – Жизнь, Время, – на самом деле имеются в виду журналы-еженедельники – один глянцевый иллюстрированный, как теперь сказали бы – гламурный, другой общественно-политический; ироничная двусмысленность снимается последней в этом перечислении Кока-Колой, котораи тогда тоже была одним из «брендов» США.

[2] Сякухати – бамбуковая флейта, не без участия Кейджа вошедшая в моду среди музыкантов авангарда.

[3] Йейбичай – ночной обряд индейцев Наваха, состоящий в том числе из танца шести пар (т. е. 12 человек) под предводительством шамана в маске из 12 орлиных перьев.