Выпуск от 14.10.2018
Новости новой музыки
Абонемент Персона-композитор, Лунный пьеро 2.0, новый цикл ансамбля Kymatic, российско-швейцарский проект МАСМ и не только
Московский ансамбль современной музыки
Каролина Мельцер (вокал)
Андрей Устинов
Ансамбль Kymatic
С 18 по 21 октября пройдет фестиваль Дни музыки в Донауэшингене
Дни музыки в Донауэшингене — один из важнейших немецких фестивалей новой музыки и единственный, включающий серию оркестровых заказов. Фестиваль ведет свою историю с 1921 года.
В этом году программа концертов включает мировые премьеры сочинений Ивана Феделе, Франческо Филидеи, Клауса Ланга, Изабель Мундри, Бриджиты Мунтендорф, Марко Строппа, Энно Поппе, Бенедикта Мэйсона и других современных композиторов. 20 октября IRCAM исполнит сочинение Жоржа Апергиса Thinking Things (премьера состоялась этим летом в Париже). Также вниманию публики будут представлены звуковые инсталяции.
Концерты фестиваля будут транслироваться на сайте SWR.
10 октября абонемент Персона-композитор открыл свой юбилейный 10 сезон на сцене Камерного зала московской филармонии.
Идея абонемента, в котором каждый концерт максимально ярко и полно представляет творчество одного из композиторов-современников, принадлежала главному редактору газеты «Музыкальное обозрение» Андрею Устинову. Первый абонемент состоялся в сезоне 2009/10 года, первым гостем был Юрий Воронцов. С тех пор на сцене Камерного зала были представлены 29 композиторов, охвативших все поколения: от Губайдулиной и Щедрина до молодых – 25-30-летних.
Первым гостем проекта в этом сезоне стал Александр Маноцков. Прозвучали две версии сочинения Organum, Occursus, Scala – для фортепиано и для ударных. Видео концерта.
21 октября в Рахманиновском зале состоится совместный концерт Студии новой музыки и известной немецкой певицы, исполнительницы камерной новой музыки Каролины Мельцер.
Хрестоматийный цикл Арнольда Шенберга Лунный Пьеро (1913) предстанет в новом ракурсе, прозвучав в диалоге с одноименным сочинением малоизвестного немецкого композитора – Макса Ковальского, написанного в те же годы. Стилистически оба цикла полярно противоположны - авангардистскому посылу Шенберга противопоставлено несколько салонное прочтение Ковальского. Оба эти сочинения вместе дают представление о стилистической пестроте немецкой музыки того времени, хотя их личные судьбы оказались сходными, оба автора вынуждены были в 30-е годы эмигрировать из Германии. Другие произведения концерта написаны нашими современниками, и в той или иной степени отсылают к инструментарию и эстетике Шенберга, представляя разнообразную стилистическую картину современной музыки Германии.
В программе: Арнольд Шенберг, Матиас Шпалингер, Михаэль Обст, Штефан Шлейермахер, Макс Ковальски
19 октября в Екатеринбурге состоится церемония вручения Всероссийской премии для музыкальных критиков Резонанс.
Герои концертной программы вечера — Анатолий Королёв и Юрий Красавин — важнейшие отечественные композиторы старшего поколения. Впервые в Екатеринбурге прозвучит сочинение Анатолия Королева Еретик для хора фаготов и оркестра, также будет исполнен его Скрипичный концерт. Солист - Артур Зобнин, дирижер - Федор Леднёв. Юрий Красавин представит Печорин-сюиту для симфонического оркестра (мировая премьера).
Также в Екатеринбурге в рамках Урал Опера Балет Феста выступит МолОт-ансамбль. 15 и 16 октября состоится концерт Путешествие на луну: дивертисмент для немого кино и ансамбля. В программе фильмы Жоржа Мельеса, сочинения Артура Зобнина, Ярослава Судзиловского, Дениса Хорова, Настасьи Хрущевой, Романа Цыпышева, специально написанные для проекта.
17 октября в клубе Pluton состоится первый из концертов серии, посвященной аудио-визуальной экспериментальной академической электронной музыки.
Ансамбль Kymatic представит исключительную по технической составляющей программу из новейших работ европейских и российских авторов, работающих на стыке экспериментальной live-электроники, классики и видеоарта.
В концерте будут исполнены редко звучащие в Москве сочинения немецких композиторов: Michael Beil, Brigitta Muntendorf, Alexander Schubert. Также прозвучат специально написанные для проекта произведения российских и аргентинских авторов: Valentín Pelisch, Митя Бурцев (Mitya Burtsev), Дмитрий Мазуров (Dmitri Mazurov), Алексей Наджаров (Alex Nadzharov), Дмитрий Ремезов (Dmitriy Remezov).
В Москве продолжаются заседания Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века». Автор и куратор проекта – главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов. Форум проходит с июня по декабрь 2018 года.
15 октября в 16.00 в концертном зале Академического музыкального училища при Московской консерватории состоится творческая встреча с Андреем Устиновым и заместителем главного редактора «Музыкального обозрения» Павлом Райгородским: «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России ХХI века. Опыт газеты “Музыкальное обозрение”»; художественный проект «Территория музыки. INVENTIONS» (фотографии, коллажи, инсталляции, видео-арт).
16 октября в 11.00 в РАМ им. Гнесиных состоится лекция и мастер-класс Андрея Устинова по музыкальной журналистике.
В Берлине прозвучит сочинение Мехди Хоссейни
20 октября в Концертхаусе пройдёт концерт Ensemble UnitedBerlin. Новая программа ансамбля названа Teheran Travellers и посвящена музыке иранских композиторов разных поколений, где прозвучит сочинение Sarukhani III Мехди Хоссейни.
Мехди Хоссейни — композитор, музыковед, основатель Санкт-Петербургского центра современной академической музыки reMusik.org.
Также 20 ноября немецкий ансамбль выступит на московском фестивале Другое пространство под управлением Владимира Юровского, с которым музыкантов связывает многолетнее сотрудничество. В программе сочинения Клода Вивье, Геогра Катцера, Бруно Мантовани и Фаусто Ромителли.
С 23 по 26 октября в Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова пройдет второй этап XII Открытого Всероссийского конкурса молодых композиторов им. А. Г. Шнитке.
Отборочный тур завершился 1 октября, теперь участников и гостей конкурса ждёт исполнение отобранных сочинений.
В этом году в жюри конкурса вошли российские композиторы, члены Союза композиторов России. Председатель жюри: Михаил Хейфец (Саратов), сопредседатель жюри: Ярослав Судзиловский (Москва).
Члены жюри: Настасья Хрущёва (Санкт-Петербург), Марк Пекарский (Москва), Сергей Полозов, Владимир Мишле, Иван Субботин, Михаил Мясников (Саратов). Ответственный секретарь: Владимир Орлов (Саратов). В рамках конкурса также планируются мастер-классы и лекции членов жюри.
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) совместно со швейцарскими импровизаторами — альтисткой и певицей Шарлоттой Хуг и барабанщиком Лукасом Ниггли, представят проект Близкие контакты звуковой степени. Название отсылает к известному фильму Стивена Спилберга Близкие контакты третьей степени о встрече земной и инопланетной цивилизаций.
В совместном проекте музыканты исследуют пространство in between: между импровизацией и композицией. Сочинения Матиаса Штайнауэра, Дмитрия Курляндского, Йорга Фрея и Кирилла Широкова перемежаются с импровизациями Хуг и Ниггли. В финале ансамбли объединятся для исполнения нового сочинения Шарлотты Хуг «hart, flüssig, transparent». Концерты пройдут 18 октября (Новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург) и 20 октября (Мультимедиа Арт Музей, Москва).
21 октября в Санкт-Петербургском «Манеже» состоится третий концерт цикла «Великая и ужасная музыка XX века». Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением дирижера Сергея Стадлера исполнит опусы композиторов старшего поколения: Геннадия Корчмара, Андрея Петрова, Бориса Тищенко и Вадима Салманова.
Подготовили Элина Андрианова и Александра Локтева