• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
18.05.2018

НОВАЯ МУЗЫКА В МАЕ (часть II)

Афиша концертов, музыкальных спектаклей и перформансов в Москве на ближайшие недели
18 мая (пт), Центр Искусств. Москва
Ансамбль «Студия новой музыки» и команда «Кафедра Звука» при «Центре искусств. Москва» представляют концерт-лекцию «Трэш и трепет: музыка XX века».
Стив Райх, Тору Такемитцу, Джон Кейдж и Тристан Мюрай прозвучат в исполнении солистов ансамбля Марины Рубинштейн (флейта) и Алексея Потапова (гитара).
Дуэт флейты и гитары – состав настолько старый, что ведет свое происхождение с тех пор, когда не было ни того, ни другого. Были авлосы и кифары, блок-флейты и лютни… И это залог его долголетия. В эпоху рок-музыки и авангарда, электрогитар и группы "Джетро Талл", это сочетание инструментов все еще актуально. Это концерт на грани акварельных зарисовок в стиле Хокусаи и трэш-инсталляций семидесятых. Магнитофон, ревербератор и усилитель будут непосредственными участниками программы, где чередуются жесткость и нежность.
Фёдор Софронов, кандидат искусствоведения, лектор
  Начало в 19:30.
 
19 мая (сб), Аукцион и Музей АРТ4
Выступление ансамбля Kymatic состоится в рамках акции Ночь Музеев. Музыканты – Антон Изгагин (виола да гамба), Елисей Дрегалин (ударные), Дмитрий Ремезов (электроника), Алексей Чичилин (электрогитара) и Михаил Бузин (фортепиано) – исполнят редкую экспериментальную пьесу Филиппа Гласса How Now 1964 года.
Начало в 21:30.
 
19 и 20 мая (сб, вс), Новая сцена Большого театра
Ансамбль современного танца «Дэйтон данс компани» (США) представит четыре балета:
«Отринь свои страхи» (2013, композиторы Джон де Кадт, Хайлайт Трайб и Викед Хайо)
Отринь свои страхи. Живи со страстью. Верь, и все получится. Идея, лежащая в основе «Отринь свои страхи», – это преодоление комплексов, страхов и ограничений, навязанных обществом и средой.
«Радуга за спиной» (1959, народная музыка в аранжировке Роберта Де Кормьера и Милтона Окуна из коллекции Джона и Аллена Ломакс)
Шедевр Дональда МакКейла был признан классикой современного танца. Это пронзительное драматическое повествование о группе скованных общей цепью каторжников в южных штатах Америки, где заключенные работают на каменоломнях от рассвета до заката. Их стремление к свободе предстает в облике женщины — сначала просто видения, потом воспоминаний о возлюбленной, матери, жене. Песни, которые сопровождают их тяжелую работу, рассказывают горькую, сардоническую и трагичную историю.
«Американская мозаика» (2015, композитор Дьюк Эллингтон)
Американская мозаика – это празднование торжества над превратностями судьбы. Танцоры выражают свободу, смелость и радость под музыку Дьюка Эллингтона «Три короля», созданную в честь доктора Мартина Лютера Кинга-младшего.
«Я знаю это…» (2017, композиторы Бонжи Дума, Лорди, Олафур Арнальдс, Питер Грегсон, Людвико Эйнауди)
Я знаю это. Искусство не абсолютно. Оно содержит разные чувства, характеры, стремления и точки зрения, и, я думаю, это то, что делает его божественным. Я думаю, что когда мы позволяем себе увидеть различия внутри нас самих и в других, тогда искусство становится невероятно красивым и трогательным. Я знаю это.
19 мая начало в 20:00,
20 мая ­– в 14:00.
 
20 мая (вс), Концертный зал им. П. И. Чайковского
Всероссийский фестиваль Союза композиторов России завершится концертом из сочинений Кузьмы Бодрова, Родиона Щедрина, Алексея Рыбникова, Александра Чайковского, Эдуарда Артемьева, Александра Клевицкого, Антона Танонова и Рашида Калимуллина.
Исполнители – Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского совместно с Камерным хором Московской консерватории и Тульским государственным хором.
Солисты – Юрий Башмет (альт), Игорь Фёдоров (кларнет) и Надежда Гулицкая (сопрано).
Ведущий – Юлиан Макаров.
Начало в 19:30.
 
21 мая (пн), Рахманиновский зал Московской консерватории
Ансамбль Студия новой музыки отдает дань памяти и уважения классику современной музыки, выдающемуся швейцарской композитору Клаусу Хуберу, ушедшему осенью 2017 года.
Программа монографического концерта Клаус Хубер. In memoriam составлена так, чтобы публика смогла проследить взаимосвязь сочинений 70-90-х годов с актуальными тенденциями мировой музыкальной культуры.
Солисты – Мона Хаба (фортепиано) и Данила Галочкин (виола д'амур).
Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов.
Клаус Хубер – композитор и педагог, деятельность которого прямо или косвенно повлияла на развитие новейшего музыкального искусства. Будь то музыкальные традиции востока, или новые техники игры на классических инструментах, микротоновая композиция, или обращение к тексту, как к основе музыкальной композиции или импровизации – в своих творческих поисках Хубер никогда не боялся экспериментировать, переосмыслять уже написанное, работать на границе жанров, стилей и техник. Эти качества позволили ему воспитать композиторов, имена которых стали культовыми для современной музыки: Брайан Фернихоу, Вольфганг Рим, Микаэль Жаррель, Кайя Саарьяхо, Ён Хи Паг-Паан, Тосио Хосокава и многие другие.
Начало в 19:00.
В 18.00 перед концертом пройдет беседа о Клаусе Хубере в Конференц-зале консерватории.
 
23 мая (ср), Большой зал консерватории
В Большом зале состоится гала-концерт мировых премьер. Он станет завершением конкурса молодых композиторов на создание одноактных опер к 150-летию Московской консерватории. Сочинения победителей – «Вещий сон» Алексея Чернакова, «Легенда о Данко» Ивана Гостева, «В присутствии любви и смерти» Артёма Пыся и «Контрабас» Дениса Писаревского – будут исполнены под руководством дирижёров Вячеслава Валеева и Даяны Гофман.
В концерте примут участие вокальные ансамбли «Voci di ricci» и «Arielle, а также Симфонический оркестр и Молодёжный камерный хор научно-творческого центра церковной музыки Московской консерватории, Молодёжный Синодальный хор и Солисты Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ.
Начало В 19:00.
 
23 мая (ср), Культурный центр ЗИЛ
На фестивале «Дни авангарда» в ЗИЛе состоится перформанс поэта и медиа-художника Андрея Черкасова «МАЛО». В его основу положен известнейший сборник конструктивистских текстов Эль Лисицкого и Владимира Маяковского «Два голоса», выпущенный ещё в 1923 году. Эта книга была создана специально для чтецов-декламаторов.
В своём перформансе Черкасов и музыканты ансамбля ДианаPlaysВосприятие под руководством Саши Елиной и Кирилла Широкова не просто выступят как исполнители этого литературного произведения, но и станут его соавторами. Используя технику блэкаута (внесения изменений с помощью чёрного маркера), они воспроизведут новый текст. Черкасов будет закрашивать написанные слова и вставлять другие, а музыканты – специальным образом озвучивать их.
Начало в 20:00.
 
23 и 24 мая (ср, чт), Электротеатр Станиславский
Камерная опера Маниозис режиссера и композитора Александра Белоусова – это музыкально-философское размышление на основе актуализированной идеи Бенедикта Спинозы о необходимом и добровольном единении людей на основе разума и всеобщей пользы. В названии соединены слова mania и gnosis – «мания» и «познание».
Опера Маниозис отсылает к жанру dramma per musica, то есть к истокам оперы как таковой, не знавшей еще доминирования музыки. В музыкальной ткани есть аллюзии на вокальную полифоничную музыку Ренессанса (подобную многоголосиям Джованни Палестрины) и романтический язык Вагнера. Фоном для первого, наивно-романтического, акта служат звуки стиральной машины, выполняющей функцию оркестра, и звуки, извлекаемые из металлической бочки и стального саркофага. Во втором акте, начинающемся с отпевания юности писателя, на фоне кристально-прозрачного фортепиано происходит смешение основного – немецкого, русского и латыни, в которое постепенно вторгаются чужеродные фонемы, «опыляющие» вокальные партии.
Начало в 20:00.
 
22 и 25 мая (вт, пт), Электротеатр Станиславский
Премьера состоялась 11 января 2018 года.
Вторая часть камерной оперы Александра Белоусова МАНИОЗИС-2. Продолжение и завершение, так же, как и первая часть, построена как музыкально-философское размышление и опирается на трактат Бенедикта Спинозы «Этика».
В музыкальном отношении опера «МАНИОЗИС-2» представляет собой звуковую инсталляцию, то есть сложно организованные в пространстве элементы, включая мелодии и шумы. Но – что необычно для такого типа музыки – здесь есть сюжет, рассказывающий о вышедшем из-под контроля Автора Протагонисте-маньяке, природа мании которого меняется от убийства к убийству. Если в первой части Протагонист был захвачен сексуальной и гедонистической типами маний, то во второй ему являются голоса-галлюцинации и уговаривают его совершить следующее убийство потому, что душа – бессмертна. Таким образом раскрывается комическая структура – у маньяка самопроизвольно меняется тип мании, что невозможно по всем медицинским определениям. В финале Протагонист обретает миссию. И всякая мания будет преодолена – по Спинозе это соответствует третьему роду познания.

Это причудливо устроенный мир звуков, слов, жестов, света, сценических объектов. Здесь музыкальна не только музыка, но вся организация сложносочиненной театральной ткани – все подчинено придуманной композитором игре в события-импульсы, расставленные по нужным временным точкам и отрезкам. Оттого двуязычный текст (на немецком и на русском) приобретает смысловую слоистость: что-то воспринимается как откровение, что-то – как сарказм, что-то – как нерасчленимый «шум языка». При всей яркости, цветовой и событийной насыщенности спектакля, местами даже наполненного отвязным трэшем, композитору, примеряющему на себя не только роль создателя, но отчасти – и наблюдателя за созданным, удается достигнуть медитативной отрешенности.

Владимир Раннев, композитор
Начало в 20:00.
 
25 мая (пт), Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Концерт Мастера английского музыкального Возрождения начала XX века посвящен малоизвестному периоду английской музыки, связанному с именами композиторов начала XX века: Ральфа Воана-Уильямса, Дональда Фрэнсиса Тови, Арнольда Бакса и Фрэнка Бриджа. Их сочинения представит Московский ансамбль солистов в составе: Денис Чефанов (фортепиано), Наталия Калиничева (скрипка), Алексей Симакин (альт) и Михаил Калиничев (виолончель).
Начало в 19:00.
 
26 мая (сб), Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова
Хоровая опера «Красное» (Сны погибших об Испании) – заключительная часть трилогии спектаклей Камерного хора Новой Оперы «Черное» – «Белое» – «Красное». Идея её создания принадлежит режиссеру Алексею Вэйро и хормейстеру Юлии Сенюковой. В основе концепции две картины: Герника Пабло Пикассо, созданная под впечатлением от ночной бомбардировки этого испанского города самолетами немецкого легиона Кондор во время Гражданской войны 26 апреля 1937 года; и Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения Сальвадора Дали. Использованы народные испанские и сефардские песни.

С дыхания начинается жизнь, дыханием она и заканчивается. Дыхание как символ перехода из одного состояния в другое играет в «Красном» большую роль. Трагедия Герники потрясла меня до глубины души. И мне как композитору нужно было прочувствовать и передать тончайшую грань жизни и смерти. Передать хрупкую красоту жизни и трагическую неизбежность смерти, их парадоксальную любовь и единство. А сон — плод их связи, отражение их любви, подтверждение их единства.

Татьяна Шатковская-Айзенберг, композитор
 Начало в 19:00.
 
28 мая (пн), Большой зал Московской консерватории
Московская консерватория отмечает 100-летие со дня рождения Бернстайна. В концерте «Приношение великому Маэстро!» американские музыканты Доминик Армстронг (тенор), Луис Ороско (баритон), Эшли Эмерсон (сопрано), дирижёр Марк Мандарано совместно с Государственным академическим оркестром имени Е. Ф. Светланова исполнят фрагменты самого знаменитого сочинения Бернстайна Вестсайдская история, а также номера из оперетты Кандид и мюзиклов Увольнение в город и Чудесный город, часть симфонии Кадиш, посвященной Джону Кеннеди, и Мессу, в которой традиционные религиозные песнопения соседствуют с элементами эффектных бродвейских шоу.
Начало в 22:30.
 
28 мая (пн), Малый зал Московской консерватории
К 80-летию со дня рождения композитора Юрия Буцко две пианистки ансамбля «Студия новой музыки» Мона Хаба и Наталия Черкасова сыграют фрагменты из Полифонического концерта Буцко и Видения слова «Аминь» Оливье Мессиана.
В концерте также примут участие Марианна Высоцкая (орган) и Дарья Волобуева (клавесин).
Полифонический концерт Юрия Буцкопредставляет собой цикл из 19 контрапунктов в пяти тетрадях. <…> Общая продолжительность сочинения — около трех с половиной часов звучания. В подзаголовке сочинения стоит: «на темы знаменного роспева». Действительно, в основе каждого контрапункта лежит подлинная мелодия из древнерусских богослужебных певческих книг, где, как известно, применялась особая система записи — невмами, или по-русски: знаменами. Полифонический концерт есть именно концерт, со свойственными этому жанру виртуозностью, соревновательностью участников, монологичностью и диалогичностью. Знаменные темы сочетаются с обильным авторским материалом — тем, что композитор называет «противосложениями» к темам или «комментариями» к ним, и стилистически этот материал, хоть и основанный на знаменном ладе, но иной, чем роспев. Если это комментарий, то комментарий современного художника. 
Марина Рахманова, музыковед
Начало в 19:00.
 
30 мая (ср), Концертный зал им. Н. Я. Мясковского
Ансамбль «Студия новой музыки» представит концерт «Жизнь в красном цвете».
В программе будут исполнены «Жизнь в красном цвете» для голоса и ансамбля и «Ода» для кларнета, фортепиано и ударных Эдисона Денисова, Дивертисмент для скрипки и альта Артура Лурье и «Медитация» для виолончели и фортепиано Ивана Вышнеградского.
Солистка – сопрано Екатерина Кичигина. Дирижер – заслуженный артист России Игорь Дронов.
Начало в 19:00.
 
 
Stravinsky.online: