11/11/2019
Мария Невидимова

Международная конференция "Опера в музыкальном театре: история и современность"

Секция "Новейшие тенденции музыкального театра XXI века" Путеводитель по докладам
11 ноября в РАМ им. Гнесиных и в ГИИ стартует Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». В приветственном слове режиссер Александр Титель задается основополагающим вопросом: "Как сделать так, чтобы в театр пришло следующее поколение? Что для этого нужно сделать нам - практикам театра и вам - теоретикам?". Искать ответы предстоит участникам из 16 стран мира, более 65 университетов и театров. Мозговой штурм продлится 5 дней, в течение которых специальные секции форума станут площадкой для обсуждения всего, что только может быть связано с оперным жанром: от его исторических предшественников до репертуарной политики современных театров.
Редакция сайта о новой музыке Stravinsky.online составила путеводитель по докладам секции №12, посвященной новейшим тенденциям музыкального театра XXI века.
Дата проведения: 15 ноября 2019 Время проведения: 10:00 – 17:20 Место проведения: РАМ им. Гнесиных, аудитория 26
Опера умерла? К проблеме поэтики жанра в современном искусстве Наталия Гуляницкая (РАМ им. Гнесиных)
Антиопера, опера об опере и даже немая опера. О чем говорит появление этих "протестных" по отношению к старой доброй опере названий? Возможно, о том, что жанру пришел конец, но возможно и о том, что он обретает иную, неведомую ему самому жизнь. В любом случае происходящее прямо здесь и сейчас не получится определить верными словами. В попытке приблизиться к истине, исследование рассматривает состояние оперы в России на примере творчества современных композиторов разных поколений.
Оперная идентичность Александра Гёра Юлия Агишева (РАМ им. Гнесиных)
С 1966 по 2009 гг. британским композитором Александром Гёром было написано 6 опер. Они создавались в совершенно разном историческом и культурном контексте и на совершенно разные сюжеты, тематика которых простирается от библейских мотивов до японского театра Но. Оперы Гёра - это целый мир, погрузиться в который специально тем более интересно, потому что композитор пишет практически во всех музыкальных жанрах.
Претворение традиций театра Но в опере "Только звук остается" Кайи Саариахо Наталья Саамишвили (ГИИ)
И снова театр Но! Из доклада можно будет узнать, каким образом древнее японское представление связано с новейшей оперой финского композитора Кайи Саариахо, как сочинять по принципу "дзё-ха-кю", и что же случается со всем остальным, если в опере "остается только звук".
Only the Sound Remains: trailer - Dutch National Opera

Обработка видео...

Театральность в музыке Жоржа Апергиса Татьяна Яковлева (РАМ им. Гнесиных)
Музыка Жоржа Апергиса и понятие театральности неразрывно связаны. У этой связи есть два проводника: человеческие тело и голос. Физическое движение у Апергиса может продолжать или вовсе заменять инструментальное звучание, а голос, исполняющий освобожденные от смысловой нагрузки слова, становится лишь музыкальным инструментом, тембр которого - осколки речи, ее фонемы.
О новейших оперных сочинениях Филипа Гласса Юлия Пантелеева (РАМ им. Гнесиных)
На данный момент Филипп Гласс остается самым исполняемым современным оперным композитором. Оперы - хиты 70-х, 80-х годов "Сатьяграха", "Эйнштейн на пляже", "Эхнатон" идут во всем мире от Нью-Йорка до Красноярска. Но в их тени рискует остаться множество опер композитора, написанных в 2000-е годы. Панорамный обзор оперного творчества Гласса за последние 19 лет — акт против забвения.
Филипп Гласс. "Эйнштейн на пляже". Режиссер Роберт Уилсон. © Lucie Jansch
Международная конференция "Опера в музыкальном театре: история и современность"
Бессмысленные игры: интерпретация музыкальных знаков в опере Джеральда Барри "Приключения Алисы под землей" Адриан Смит (Дублинская консерватория музыки и драмы)
Можно ли хотя бы отдаленно представить, какой будет музыка оперы, посвященной такому абстрактному, невесомому, неуловимому существу, как Алиса Льюиса Кэррола? Пространство для интерпретаций тут, кажется, не ограничено, и в какую бы сторону ты ни пошел, "куда-нибудь ты обязательно попадешь", - как говорил Чеширский кот. Из доклада можно будет узнать, как музыкальную характеристику Алисы и персонажей, населяющих ее мир, удалось создать ирландскому композитору Джеральду Барри.
Опера Петера Этвёша "Три сестры": некоторые особенности музыкально-сценической интерпретации пьесы А. Чехова Людмила Гаврилова (СГИИ)
Многомерность и вечная актуальность произведений Чехова сделала возможным появление несчетного количества их режиссерских прочтений. Венгерский композитор Петер Эвтёш в своей уже известной всему миру опере "Три сестры" также уходит от классической интерпретации. Например, сестер теперь только две, а развитие событий происходит весьма условно, потому что время оперы - это, скорее, длящееся настоящее.
"В ожидании Страделлы": элиминация главного героя в опере "Ti vedo, ti sento, mi perdo" ("Вижу тебя, слышу тебя, теряю себя") С. Шаррино Ирина Сниткова (РАМ. им. Гнесиных)
Знаменитое чеховское ружье, которое висит на стене в начале пьесы и готовится к непременному выстрелу в ее конце — это не про Шаррино. Чехов против всего, что обманывает ожидания аудитории, а Шаррино, вслед за пьесой "В ожидании Годо" Беккета делает этот обман одной из художественных целей. Главный герой оперы Шаррино итальянский композитор Алессандро Страделла так и не появится на сцене. Сюжету и особому типу драматургии оперы "Вижу тебя, слышу тебя, теряю себя" будет посвящен доклад Ирины Снитковой.
Опера о спорте. Возможности интерпретации. На примере "Нагано" Мартина Смолки Петр Воротынцев (РГГУ)
Чешская опера про хоккей! Кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать.
О жанровых поисках в современной отечественной опере: "Собачье сердце" Александра Раскатова Татьяна Сиднева, Полина Куликова (ННГК им. М.И. Глинки, НМУ им. М.А. Балакирева)
Эту оперу многие критики называют самой успешной среди современных русских опер. Композитор ориентируется на традицию. Музыка оперы мелодична, да и Шариков у Раскатова все тот же, булгаковский. Однако мелодичную музыкальную ткань сочинения периодически пронзает хрипение, шепот и лаяние голосов. Шариков же почкуется: сначала его партию исполняют три певца, а затем эдакий "всемирный отвратительный Шариков" воплощается в 16-голосном хоре, усиленном мегафонами. Чего же в этой опере больше – традиционного или нового, национального или сверхнационального?
Слово, число и жест в произведении Александра Кнайфеля "Алиса в стране чудес": синкретический музыкальный театр или опера будущего Георгий Ковалевский (РИИИ РАН)
Еще одна интерпретация "Алисы в стране чудес". Никаких арий и последовательного развития сюжета. Порядок появления 24 эпизодов-«картинок» оперы определяют лишь число, слово и жест.
Интонационная драматургия оперы В. Кобекина "Гамлет" Мария Зачиняева (РГСАИ)
Более точное название оперы Кобекина "Гамлет датский, или Российская комедия" (2008). Доклад посвящен работе композитора над созданием сложного полотна партитуры оперы, в которой традиционные для оперной классики стилевые черты сочетаются с индивидуальным почерком композитора.
Принципы серийной организации в отечественной опере 1970-х – 1990-х годов: Фарадж Караев, Александр Вустин, Юрий Каспаров Марианна Высоцкая (МГК им. П.И. Чайковского)
Композиторы-поставангардисты Фарадж Караев, Александр Вустин и Юрий Каспаров использовали серийный метод организации композиции при написании опер 70-х и 80-х годов. И каждый из них использовал этот метод по-разному. А каким образом — можно будет узнать из доклада.
В диалоге с Дж. Мильтоном. Опера А. Изосимова "Потерянный рай" Наталия Климова (ТГМПИ им. С.В. Рахманинова)
История первого человека в поэме Джона Мильтона "Потерянный рай" обращена к вечным категориям Добра и Зла, Мрака и Света. Вступая в диалог с произведением XVII века композитор Александр Изосимов не переосмысливает ни этих понятий, ни собственно сюжета поэмы. Лишь по-другому расставляя акценты, он создает библейскую музыкальную драму XXI века.
Доклады, посвященные новой музыке, будут и в других секциях.