02/12/2019

Искусство и природа, человек и техника

Автор: Анастасия Деминская
Летом в деревне Никола-Ленивец прошел четырнадцатый фестиваль «Архстояние». Здесь создают новые арт-объекты, ставят оперы и проводят лекции. В этом году в Калужскую область приехало больше трёхсот участников. В течение трёх дней зрители были свидетелями рождения скульптуры и музыки буквально из окружающей природы.
Отечественный художник Николай Полисский основал «Архстояние» в 2006 году. К тому времени он уже жил в деревне Никола-Ленивец несколько лет и создавал там свои первые объекты в жанре ленд-арт. Именно идея неразрывности ландшафта и искусства стала главной для фестиваля. Такие авторы как Франсуа Рош, Александр Бродский, Юрий Григорян, Адриан Гёзе, Алексей Козырь, Ирина Корина, работают с эко-материалами: шишками, деревом, снегом, сеном, лозой. Также важными принципами являются функциональность и взаимодействие со зрителями — в объекты можно залезть, зайти, попрыгать внутри. В этом году можно было гулять между скульптурами и наблюдать возведение нового объекта под названием «Угруан». Главная новация четырнадцатого фестиваля — премьеры пяти опер, созданных в лаборатории КоOPERAция. Их презентации прошли в Ленивом Зиккурате, Павильоне Шишек, Березках. Версале, около Арки Бернаскони, на Маяке.
«Curiosity» — мультимедийная опера, музыка которой основана на языке программирования. Произведение было поставлено в Ленивом Зиккурате. Её авторы, композитор Николай Попов и режиссёр Алексей Смирнов и либреттист Татьяна Рахманова, обратились к Twitter-аккаунту марсохода космического агентства NASA. Каждый день марсоход отправляет на Землю собранную информацию о красной планете, а человечество наблюдает за передвижениями космического аппарата. Перед зрителями ставился вопрос, «в чем отличие живого от неживого» и «может ли машина быть человечнее людей».
Следующей стала презентация Wood Wide Web, или О. Растениях — вторая часть Оперы растений. Первая часть представления, в продолжение которой можно было слушать сигналы растений через специальные датчики, длилась целый день. Вторая, сам спектакль «О. Растениях», — своеобразная интерпретация этих сигналов. Композитор Жан-Давид Мери, режиссёр Капитолина Цветкова-Плотникова и видеохудожник Габриэль Жанжан раскрыли проблему взаимопонимания между живыми существами, пусть даже их диалог происходит на разных языках.
В третьей опере «TEO/Teo/THEO» у Арки Бернаскони было представлено будущее человечества, в котором люди доверяют свои жизни искусственному интеллекту. Постепенно роботы начинают управлять их желаниями, действиями, решениями, вмешиваются в любовные отношения, духовные поиски и бытовые проблемы. Композитор Артем Пысь и режиссер и автор текста Женя Беркович пытаются предугадать, насколько в скором времени будут важны такие посредники и чем может кончиться зависимость людей от компьютеров.

Павильон шишек — комната со стенами из шишек без потолка — стал площадкой для постановки оперы «Отпечатки» композитора Анны Поспеловой, режиссёра Сергея Морозова и либреттиста Елизаветы Бондаренко. По словам авторов, необычная акустика места вдохновила их «на мысли о клаустрофобии, теме границ и непростого выхода». Через историю девушки, узнавшей, что ее дед был надзирателем в ГУЛАГе, они показывают влияние исторической памяти и личных травм на человеческое тело.
В завершении оперного марафона прошла презентация «Блуждающих огней». Вечером зрители переместились на холмистый берег реки Угра к скульптуре Маяк — знаковому историческому месту на территории фестиваля. Действие оперы как бы собиралось вокруг слушателей, постепенно увлекая их: сверху, с боков, снизу появлялись певцы, танцоры, музыканты. Композитор Адриан Мокану, режиссёр Ася Чащинская и автор текста Дана Жанэ называют своё произведение мистерией. В центре сюжета — история любви мужчины и женщины, которые пытаются познать друг друга и борятся с блуждающими огнями. Для авторов это сочетание мифа об Орфее и Эвридике со славянскими преданиями.
«Архстояние» в 2019 году стало ещё более масштабным. Помимо увеличения территории и количества участников, фестиваль представил новый вид искусства — современную оперу. Действие экспериментальных музыкальных произведений протекало неотрывно от самих объектов. Сооружения ограничивали пространство или же, напротив, делали его бесконечным, помогали иначе смотреть на окружающую природу и дополняли смысл опер. За счёт связи музыки и сюжетов с ландшафтами и материалами смыслы раскрывались глубже и ярче.

Показы мини-опер Кооперации-3, на тексты, написанные детьми, состоятся 7 и 8 декабря в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко