Новости новой музыки

Выпуск от 7.10.2018

Юбилей Questa musica, Gnesin Contemporary Music Week, лекции Николя Хруста о музыке XX века, "Проза" Владимира Раннева и др.
Н. Хруст на лекции в Доме Ферганы
Ансамбль Студия новой музыки
Логотип Gnesin contemporary musik week
Ансамбль airborne extended

Questa Musica отметит юбилей исполнением Стравинского и Онеггера

Свой 10-летний юбилей ансамбль Questa Musica отметит на сцене Большого зала консерватории.  

27 октября музыканты под управлением Филиппа Чижевского представят публике редко звучащие сочинения 40-х годов XX века: Базельский концерт Игоря Стравинского и Вторую симфонию Артюра Онегерра (для струнного оркестра и трубы). В программе будет представлен и век XVIII – Скрипичным концертом Соль мажор и 70 симфонией Йозефа Гайдна. Солист – Дмитрий Смирнов.

Среди крупных проектов в сфере современной музыки с участием ансамбля Questa Musica: российская и азербайджанская премьеры Симфонии Лучано Берио, постановка оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский, премьера оперы Сергея Невского «Франциск» в рамках проекта «Опергруппа», исполнение на Holland Festival музыкального спектакля Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова «Октавия. Трепанация», выступление с музыкой Альфреда Шнитке на Валааме и др.

 

В GNESIN CONTEMPORARY MUSIC WEEK примут участие более 60 музыкантов

8-11 октября впервые в стенах Академии музыки имени Гнесиных пройдёт масштабная лаборатория по современной музыке. Четырёхдневный интенсив включает в себя мастер-классы ведущих исполнителей новой музыки, практикум по импровизации, встречи с ансамблями Altro Coro и KYMATIC, лекции о хоровых и электроакустических партитурах, лекцию Татьяны Цареградской, а также презентанцию книги «Музыкальный жест в пространстве новейшей композиции» и три концерта.

На заключительном концерте участники лаборатории исполнят сочинения Арнольда Шёнберга, Лучано Берио, Тристана Мюрая, Клауса Ланга, Николая Корндорфа, Фредерика Ржевски, Франческо Филидеи и Кэти Берберян. Afterparty проекта пройдёт в пространстве лофта Untitled.

Кураторы лаборатории – студенты и аспиранты Гнесинки Татьяна Яковлева, Ирина Севастьянова, Владимир Жалнин, Наталья Вересковская, Денис Добровольский.

 

МАСМ даст концерт в Большом зале петербургской филармонии

19 октября на сцене Большого зала петербургской Филармонии состоится концерт Московского Ансамбля современной музыки (МАСМ) «Голос кита». Программа озаглавлена в честь сочинения «Vox balaenae» (Voice of the Whale) американского композитора Джорджа Крама, которое прозвучит на концерте. Также музыканты исполнят сочинения Оливье Мессиана, Арво Пярта, Майкла Наймана, Дэвида Лэнга и Павла Карманова.

 

Николай Хруст проводит цикл общедоступных лекций о музыке XX века

Лекции композитора Николая Хруста о современной музыке проходят в рамках образовательно-просветительского проекта «Академия Дома Ферганы». Они освещают основные идеи, направления, пути развития искусства в XX веке.

Мои лекции предназначены для широкого круга, я специально выстраиваю их так, чтобы проводить параллели с искусством в целом. Поэтому мне бы особенно хотелось привлечь к лекции и к дискуссии немузыкантов, которым можно было бы объяснить, наконец, в чём «прикол» современной музыки. Во время дискуссии можно обсудить проблематику этой и предыдущих лекций и вообще поговорить на темы, связанные с музыкой

Николай Хруст

Среди тем ближайших лекций - «Мобильная композиция в академическом музыкальном авангарде. Алеаторика»  «Интеграционные процессы в академической музыке шестидесятых годов»  «Назад к природе (вместе с компьютером). Спектрализм. Академическая музыка 1970-х»  «Новейшие тенденции в академической музыке XXI века»  «Новый музыкальный театр – синтез искусств по-иному»  «Интерактивная звуковая инсталляция»  «Новые техники игры на музыкальных инструментах в музыке XX-XXI веков».

Лекции проходят по субботам. Также доступны видеозаписи прошедших встреч: Лекция 1 «О чем эта музыка? Эстетический поворот в классической музыке начала XX века»; Лекция 2 «Шенберг и Стравинский – битва титанов».


 

В Москве прошла презентация книг Слонимского и о Слонимском

1 октября в музее С. С. Прокофьева состоялась концерт-презентация книг Сергея Слонимского «Мелодика» и Елены Долинской «Музыкальная галактика Сергея Слонимского». Книга Долинской посвящена 85-летнему юбилею Сергея Слонимского, она включает в себя портретные главы, исследовательские очерки, а также каталог сочинений и литературных работ Слонимского.

Сам композитор представил свой новый учебник, посвящёный анализу видов мелодики в различных национальных культурах, эпохах и стилях. Это издание используется как пособие по курсу мелодики в Санкт-Петербургской консерватории, который ввёл в программу сам Слонимский, но также ориентировано и на широкий круг читателей. «Мелодика» включает в себя более 500 нотных примеров.

В программе вечера, состоявшегося в День музыки, был диалог с авторами и концерт, в котором принимал участие и сам композитор; кроме того, своё фортепианное сочинение представила московской публике его ученица Настасья Хрущёва.

 

В Санкт-Петербурге покажут «Прозу» Владимира Раннева

В рамках фестиваля «Золотая маска» на Новой сцене Александринского театра 22 и 23 октября состоятся показы оперы «Проза» по текстам Юрия Мамлеева и А. П. Чехова. Владимир Раннев — автор идеи, режиссёр,  либреттист и композитор проекта; он интерпретирует рассказ Мамлеева «Жених» и чеховскую повесть «Степь» как части единого сюжета, а их главных героев — как одного человека в разные периоды жизни. Одна из особенностей оперы — сопровождающий действие на сцене видеоряд, созданный петербургской художницей Мариной Алексеевой.

Премьера спектакля прошла в Электротеатре Станиславский осенью 2017 года, но Петербург увидит его впервые. Показы сопроводят лекция музыкального критика и театроведа Дмитрия Ренанского о том, как устроена опера «Проза», и встреча с создателями спектакля Владимиром Ранневым, Мариной Алексеевой, а также музыкальным руководителем постановки Ариной Зверевой.

 

В Большом театре вспомнят Андрея Волконского

Сразу два концерта к 85-летию со дня рождения Андрея Волконского пройдут в Москве 16 октября.

В Бетховенском зале Большого театра на вечере, организованном Союзом композиторов России, будут исполнены камерные сочинения Волконского, Денисова и Губайдулиной. В этот же день фестиваль музыки Волконского «Памяти князя» завершится концертом «Клавирный марафон» в культурном центре «Покровский ворота», где прозвучат сочинения Волконского для клавесина, клавикорда, тафель-клавира и средневекового органа-портатива.

Ранее в конце сентября вечер музыки Андрея Волконского прошёл в Институте искусствознания в рамках серии портретных концертов композиторов-шестидесятников, организованных Институтом совместно с Музеем AZ. Название этому циклу дало одно из наиболее известных произведений Волконского – «Сюита зеркал».

 

Женский квартет из Австрии выступит с российско-австрийской программой

14 октября в Электротеатре Станиславский состоится концерт австрийского ансамбля airborne extended.

airborne extended – женский квартет, основанный в 2013 году и исполняющий современную музыку с использованием электроники или без нее. Необычен инструментальный состав квартета: арфа, клавесин/клавир, флейта, блок-флейта. Специально для airborne extended создаются новые сочинения, которые исполнители представляют в рамках австрийской программы NASOM (2018/19).

В Электротеатре квартет исполнит сочинения молодых российских, украинских и австрийских композиторов: Марины Полеухиной, Максима Коломиеца, Ханнеса Кершбаумера, Александра Кайзера, Дмитрия Курляндского, Александра Хубеева.

 

В БЗК впервые за несколько десятилетий прозвучит одно из самых первых сочинений авангарда

Написанный в 1906 году «Центральный парк в темноте» Чарльза Айвза прозвучал в Москве лишь в конце 1980-х: его исполнил Ансамбль солистов Большого театра по инициативе Александра Ивашкина. Этот девятиминутный опус первого американского композитора-авангардиста составляет диптих со знаменитым «Вопросом, оставшиймся без ответа» (1908). Мировая премьера диптиха состоялась спустя много лет после написания – в 1946-м году; с тех пор пьесы исполняются как вместе, так и по отдельности. Однако в отличие от «Вопроса…», посвящённая знаменитому нью-йоркскому пьеса в России практически неизвестна. Исполнением «Центрального парка в темноте» откроется юбилейный концерт «Студии новой музыки» 18 октября.