• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
TERRITORIЯ XII: СТИВ РАЙХ. «Фазы. Четыре движения»
текст: Татьяна Цареградская
14 и 15 октября впервые в России будет представлен спектакль Анны Терезы Де Кеерсмакер 1982-го года «Фазы. Четыре движения». Показ пройдет в рамках фестиваля «TERRITORIЯ». Приглашённый эксперт Татьяна Цареградская подготовила для читателей Stravinsky.online краткие аннотации-введения к четырём сочинениям Стива Райха, составившим музыкальную часть танцевального спектакля.

фотограф — Fase Anne Van Aerschot
Татьяна Владимировна Цареградская музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных и кафедры современной музыки МГК им. П. И. Чайковского. Сфера научных интересов новейшая музыка в различных проявлениях: от академического авангарда и пост-авангарда до массовой музыкальной культуры. Кандидатская диссертация: «Критический анализ композиционных методов П.Булеза, К.Штокхаузена, М.Бэббита: к проблеме сравнительного изучения музыкального авангарда 1950-х годов». Докторская диссертация: «Время и ритм в музыке второй половины XX века: О.Мессиан, К.Штокхаузен, П.Булез, Я.Ксенакис». 
Четыре части спектакля включают в себя музыку четырёх сочинений Стива Райха рубежа 1960-70-х годов: Piano Phase (1967) — Соmе out (1966) — Violin Phase (1967) — Clapping Music (1972). Все задействованные сочинения основаны на одном и том же конструктивном принципе — фазовых сдвигах повторяющихся музыкальных паттернов — что отражено в названии «Фазы. Четыре движения».
Piano Phase (1967)
Piano phase — это инструментальное сочинение, где два исполнителя начинают играть в унисон, а потом один чуть-чуть сокращает свой паттерн. Из-за этого возникает рассогласование, которое затем усиливается. До этой пьесы Райх написал Мелодику для игрушечного инструмента, развитие которой привело к появлению «Piano phase». Материал пьесы очень простой и диатоничный; возникает забавное ощущение, как будто пианисты разошлись и играют не вместе, не в унисон. Здесь приём репетитивности, свойственный музыке минимализма, вызывает мысль о йоге. 
Reich: Piano Phase

Обработка видео...

Соmе out (1966)
Сomе out — это слегка усовершенствованная версия пьесы it's gonna rain, которая построена на использовании речи. Голос принадлежит попавшему в полицию юноше; в пьесе Райха фраза «соmе out», сказанная им в суде, становится материалом магнитофонной «петли». Она сначала звучит в унисон сама с собой, а потом выходит в фазовый сдвиг, отчего возникает иллюзия реверберации*. Из этого постепенно складывается канон*.
* Реверберация — явление динамического расширения диапазона звуков, которые отражаются от поверхностей, практически не отделяются друг на друга, а наслаиваются, создавая эффект объёмного пространства.
* Канон —  полифоническая форма, при которой основная мелодия сопровождается подобными ей у других голосов (инструментов), вступающих через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»).
it's gonna rain 
Steve Reich - It's Gonna Rain

Обработка видео...

Cоmе out 
Steve Reich - Come Out (original 1966)

Обработка видео...

Сходная по своему принципу композиция: Лучано Берио, Тема. Приношение Джойсу.
Лучано Берио, «Тема. Приношение Джойсу»
Luciano Berio: Omaggio a Joyce (1958)

Обработка видео...


Violin Phase (1967)
Эта пьеса может звучать в исполнении четырёх скрипок или скрипки с магнитофонами. Violin Phase стала в некотором роде усовершенствованием Piano Phase — она основана на аналогичном принципе, только вместо двух голосов там четыре. От их пересечения возникают некоторые дополнительные эффекты: усиливающийся эффект репетитивности и ещё более интенсивно проявляющийся принцип фазовых сдвигов.
Steve Reich - Violin Phase \ London Sinfonietta. Italy, Rome, 2005

Обработка видео...

Clapping music (1972)
Название этой пьесы можно перевести как «Музыка хлопков». Композитор хотел создать музыку не для инструментов, а для человеческого тела. В самом звучании «фазовый» фактор оказался неудобен: в результате диалог — двух исполнителей, где один отбивает паттерн, а другой постепенно смещается с унисона на одну долю вперёд до тех пор, пока снова не возникнет унисон.
Clapping Music (1972) / Steve Reich

Обработка видео...

В заключение — видеофрагмент спектакля «Фазы. Четыре движения» Анны Терезы Де Кеерсмакер, который будет показан 14 и 15 октября в Театре Наций.
Fase - Anne Teresa De Keersmaeker & Michele Anne de Mey

Обработка видео...

Анна Тереза Де Кеерсмакер — выдающаяся бельгийская танцовщица и хореограф. Начинала в классическом жанре, но потом переключилась на contemporary. В 1980-х создала собственную балетную компанию Rosas, официальной резиденцией которой в 1992-2007 годах был Королевский оперный театр Ла Монне в Брюсселе. В 1995-м Кеерсмекер создала школу современного танца PARTS (по материалам сайта фестиваля TERRITORIЯ)