Старшее поколение: гид по проекту
Текст: Елизавета Згирская
В первом сезоне проекта «Старшее поколение» команда stravinsky.online выпустила 12 больших интервью, в которых авторы говорили с героями о музыке XX и XXI веков, о сочинении и преподавании, об исполнительстве и организаторской деятельности, о запрете новой музыки в Советском союзе и поиске преодоления этого запрета, об их отношении к современным тенденциям в искусстве и молодому поколению, и, главное, - о том времени, которое было самым заряженным и продуктивным для них: о времени после распада СССР, когда новая музыка хлынула в нашу страну, и каждый деятель этой сферы стал невероятно востребован.
«Всё, что можно было бы придумать, уже придумано»
В этом проекте мы придерживались принципа: брать интервью поровну у композиторов, исполнителей и музыковедов, чтобы дать наиболее полный срез музыкальной жизни старшего поколения. Четыре героя композиторского блока оказались диаметральны в своих суждениях: кто-то не видит возможности развития ремесла, кто-то — и по сей день регулярно сочиняет и участвует в фестивалях.
Открылся цикл интервью беседой с композитором Еленой Фирсовой, начавшей свою карьеру в СССР и в 90-е переехавшей в Англию. У Марата Ингельдеева получилось большое биографическое интервью, в которых Елена Олеговна делится творческими принципами, рассказывает о своих лучших сочинениях, учителях и композиторах, повлиявших на неё, а также о жизни в СССР и эмиграции. Разговор состоялся незадолго до начала голландского фестиваля современной музыки Stift, на котором исполнялась её музыка. О большом творческом пути, продолжающемся и в наши дни, можно почитать по ссылке: Старшее поколение: Елена Фирсова.
Я писала такую музыку, которой заинтересовалась, и никогда специально не хотела относиться к «авангарду». Она мне просто понравилась и это было для меня естественно
Фархад Бахтияров сосредоточился в диалоге с композитором Фараджем Караевым на теме соединения двух традиций в Азербайджане, откуда родом герой интервью: восточной, с её нетемперированным строем и фольклорными инструментами, и европейской, где в течение всего XX века происходило мощное развитие различных композиторских и исполнительских техник. О том, что выросло из этого смешения и какие композиторы сейчас актуальны в Азербайджане, в большом интервью: Старшее поколение: Фарадж Караев.
Композиторское искусство загнано в тупик, изобрести сегодня что-то новое уже невозможно
Композиторскую линию проекта продолжила Алина Ежакова, поговорив с Владиславом Шутем — композитором, одним из основателем АСМ-2, также эмигрировавшим в Англию. Почему Шутю не понравился приезд Штокхаузена и чем его разочаровал Булез, почему в музыке должна быть «чёрная дыра» и какие ориентиры помогают в сочинительском процессе — по ссылке: Старшее поколение: Владислав Шуть.
Почему мне оказалась близка именно тональная музыка? Здесь неточность. Мне оказалась близка именно хорошая музыка
Самым радикальным из композиторов оказался Виктор Екимовский. Автор «Эпитафии авангарда» в интервью Алисе Насибулиной говорит, что не видит нового в новой музыке и считает, что все композиторские приёмы уже исчерпаны. При этом время, заявляет он, всё быстрее требует этого «нового». О проблеме композиторского бытия, а также о собственных сочинениях Екимовского, его музыковедческой деятельности и истории становление АСМ-2 читайте в материале: Старшее поколение: Виктор Екимовский.
Сегодня не может быть Бетховена, сонаты которого были популярны всю его жизнь. Искусство спрессовывает время: всё меньше и меньше времени нужно для того, чтобы тебя осознали и потребовали что-нибудь другое
«Артист, когда выходит на сцену, должен знать, зачем он туда выходит»
Исполнители в своих интервью менее радикальны: они погружены в концертную деятельность и имеют меньше времени для рефлексии, чем композиторы. Тем интереснее почитать их воспоминания о взаимодействии с авторами, их творческих экспериментах и выборе репертуара.
Виолончелист Владимир Тонха, которому посвящено несколько десятков произведений, делится в своём интервью размышлениями, как современная музыка помогает исполнительскому мастерству и что необходимо изучать студентам для развития собственного чувства интерпретации. Также — о том, как в СССР приходилось менять названия произведений, какие композиторы пишут для него музыку и как он вместе. Софией Губайдулиной искал новые приёмы для виолончели — в интервью Кристине Агаронян: Старшее поколение: Владимир Тонха.
София до сих пор с удовольствием вспоминает, как я однажды после концерта сказал: «Какой надо быть сволочью, чтобы написать вот это?». Она была в восторге
Виолончелист Владимир Тонха, которому посвящено несколько десятков произведений, делится в своём интервью размышлениями, как современная музыка помогает исполнительскому мастерству и что необходимо изучать студентам для развития собственного чувства интерпретации. Также - о том, как в СССР приходилось менять названия произведений, какие композиторы пишут для него музыку и как он вместе. Софией Губайдулиной искал новые приёмы для виолончели - в интервью Кристине Агаронян: Старшее поколение: Владимир Тонха.
София до сих пор с удовольствием вспоминает, как я однажды после концерта сказал: «Какой надо быть сволочью, чтобы написать вот это?». Она была в восторге
Скрипачка Татьяна Гринденко — это энергия и драйв, резкость суждений и вдумчивость оценок, сакральность и сиюминутность. Она исполняла Арво Пярта и играла в рок-группе, любит Лучано Берио и Стива Райха, способна бросить гастроли ради доработки спектакля и следом отказаться от участия в нём. О рок-группе Бумеранг, перформансах и неистовых ночных репетициях — в интервью Татьяне Яковлевой: Старшее поколение: Татьяна Гринденко.
Музыка в принципе имеет смысл, только если она ритуальная, сакральная
Скрипачка Татьяна Гринденко - это энергия и драйв, резкость суждений и вдумчивость оценок, сакральность и сиюминутность. Она исполняла Арво Пярта и играла в рок-группе, любит Лучано Берио и Стива Райха, способна бросить гастроли ради доработки спектакля и следом отказаться от участия в нём. О рок-группе Бумеранг, перформансах и неистовых ночных репетициях - в интервью Татьяне Яковлевой: Старшее поколение: Татьяна Гринденко.
Музыка в принципе имеет смысл, только если она ритуальная, сакральная
В своём проекте мы постарались расширить также и его географию. Так, например, Жанна Савицкая взяла интервью у киевского дирижёра Игоря Блажкова. Игорь Иванович делится тем, как вести репертуарную политику в годы тотальных запретов, рассказывает о своей «Книге писем» — огромном, многотомном издании переписок с ключевыми музыкантами XX века и о том, как музыканты жаловались начальству на репетиции «Жар-птицы» Стравинского. Прочитать интервью можно по ссылке: Старшее поколение: Игорь Блажков.
Директор филармонии мне сказал: «Вы знаете, когда мы играли эти сочинения, мы считали, что для ознакомления это вполне имеет место, но нас поправили»
В своём проекте мы постарались расширить также и его географию. Так, например, Жанна Савицкая взяла интервью у киевского дирижёра Игоря Блажкова. Игорь Иванович делится тем, как вести репертуарную политику в годы тотальных запретов, рассказывает о своей «Книге писем» - огромном, многотомном издании переписок с ключевыми музыкантами XX века и о том, как музыканты жаловались начальству на репетиции «Жар-птицы» Стравинского. Прочитать интервью можно по ссылке: Старшее поколение: Игорь Блажков.
Директор филармонии мне сказал: «Вы знаете, когда мы играли эти сочинения, мы считали, что для ознакомления это вполне имеет место, но нас поправили»
Ещё одна легендарная личность на страницах «Старшего поколения» — ударник и дирижёр Марк Пекарский. Однако разговор начался с неожиданного: о том, как трудно сейчас содержать ударные инструменты, об их воровстве и порче разными организациями и о стипендии Народного артиста, потраченной на аренду помещения. Тем не менее, в интервью много говорится и о музыке: о том, как публика принимает или не принимает концерты современной музыки, о проблемах музыкального образования и о становлении Ансамбля Марка Пекарского. Всё это — в большом интервью Мирославе Тыриной: Старшее поколение: Марк Пекарский.
Современная музыка, чтобы быть понятой, должна как-то устареть
Олег Малов, пианист, один из главных исполнителей Галины Уствольской, в интервью Евгению Авдееву так сказал о себе: «Я воспитан на моностилистике Уствольской». И, действительно, через всё интервью красной нитью проходит Уствольская и взаимодействие героя с ней и её музыкой. Тем не менее, в интервью также касаются Валентина Сильвестрова и Александра Кнайфеля, Хельмута Лахенмана и Джорджа Крама, а также звукозаписи, образовании и концертах-впечатлениях. Почитать — здесь: Старшее поколение: Олег Малов.
Уствольская — человек жестокий, бесконечно самовлюблённый, неблагодарный. Хорошо известные мне вещи. Но я дополню: элементы садизма у неё очень слышны.
Ещё одна легендарная личность на страницах «Старшего поколения» - ударник и дирижёр Марк Пекарский. Однако разговор начался с неожиданного: о том, ка трудно сейчас содержать ударные инструменты, об их воровстве и порче разными организациями и о стипендии Народного артиста, потраченной на аренду помещения. Тем не менее, в интервью много говорится и о музыке: о том, как публика принимает или не принимает концерты современной музыки, о проблемах музыкального образования и о становлении Ансамбля Марка Пекарского. Всё это - в большом интервью Мирославе Тыриной: Старшее поколение: Марк Пекарский.
Современная музыка, чтобы быть понятой, должна как-то устареть
Олег Малов, пианист, один из главных исполнителей Галины Уствольской, в интервью Евгению Авдееву так сказал о себе: «Я воспитан на моностилистике Уствольской». И, действительно, через всё интервью красной нитью проходит Уствольская и взаимодействие героя с ней и её музыкой. Тем не менее, в интервью также касаются Валентина Сильвестрова и Александра Кнайфеля, Хельмута Лахенмана и Джорджа Крама, а также звукозаписи, образовании и концертах-впечатлениях. Почитать - здесь: Старшее поколение: Олег Малов.
Уствольская — человек жестокий, бесконечно самовлюблённый, неблагодарный. Хорошо известные мне вещи. Но я дополню: элементы садизма у неё очень слышны.
«Нет книги — нет композитора»
Музыковеды сходятся в одном: новая музыка должна быть отрефлексирована и выражена в каком-нибудь научным труде для того, чтобы остаться в слушательской привычке.
Светлана Савенко в интервью Кристине Агаронян делится, что «авангард — это трудно и порой невыносимо», при этом подчёркивает, что слушательский интерес к такого рода музыке всегда был высоким, а молодое поколение даёт ей надежду и на её будущее. О том, как в СССР делали «левые» копии нот, «добывали» записи, опыте вокалистки и «проваленной» викторине — по ссылке: Старшее поколение: Светлана Савенко.
Я вообще-то не чувствую себя этаким ученым-музыкологом, я чувствую себя музыкантом. Я — при музыке
Леонид Гаккель, петербургский музыковед и пианист, рассказывает Анне Гагулиной о своём творческом пути, сначала как пианиста, а затем как музыковеда и педагога. Леонид Евгеньевич давал концерты в казанских госпиталях, присутствовал на знаменитом концерте Гленна Гульда в Москве, а главным культурным впечатлением считает Кёльнский собор. Почитать интервью можно здесь: Старшее поколение: Леонид Гаккель.
Я выхожу из поезда и первое, что я вижу, — это Кёльнский собор. Казалось, я был готов к этим впечатлениям. Но — готовь себя, не готовь — этот собор вас всё равно сокрушит. Я не был исключением
Завершающим интервью первого сезона проекта «Старшее поколение» стала беседа Наили Насибулиной с легендарным музыковедом Валентиной Холоповой. Валентина Николаевна подробно рассказала о своём детстве и музыкальном становлении, о взаимоотношениях с братом Юрием Холоповым, о своей известной концепции «музыкального содержания» и многих мелочах советской музыкальной жизни. Стоит отметить, что Валентина Николаевна имеет очень острый взгляд и, как она сама говорит, «панорамный слух», и интересуется не только музыкой 70-80-х годов, на которую пришёлся её расцвет, но и исследует совсем новые имена — так, недавно у неё вышла книга о молодом композиторе Николае Попове. Прочитать уникальную историю человеческой музыкальной жизни можно по ссылке: Старшее поколение: Валентина Холопова.