• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё

Эксперты

Йоханнес Кнапп

Музыкальный куратор, музыковед, виолончелист. Обучался как виолончелист (у Ульриха Фосса) и музыкальный менеджер в Саарском университете, изучал философию и историю музыки во Франкфуртском университете имени И.В.Гёте.
Был директором Schweizerischer Tonkünstlerverein — ассоциации профессиональных музыкантов, объединяющей композиторов, исполнителей, импровизаторов, музыковедов и музыкальных режиссеров. Большое внимание организация уделяет новой академической музыке.
Сегодня Кнапп занимает должность художественного руководителя ансамбля солистов современной музыки Collegium Novum Zurich, а также директора Concours Nicati — конкурса, направленного на выявление, продвижение и поддержку молодых музыкантов, увлекающихся современной музыкой. Регулярно сотрудничает с крупными музыкальными институциями, такими, как Зальцбургская биеннале, Концертный зал им. Пьера Булеза, Люцернский фестиваль.

Сергей Чирков

Аккордеонист, баянист, лектор, куратор. Учился в СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова в классе профессора А.И. Дмитриева. В консерваторские годы стал стипендиатом Европейского центра искусств Хеллерау. 
Большую часть репертуара Сергея Чиркова составляют сочинения современных композиторов. На его счету уже более двухсот мировых премьер. Сергей Чирков сотрудничал с такими коллективами, как ГАСО им. Е.Ф. Светланова, МАСМ, оркестр Баварского радио, Ensemble für Neue Musik Zürich, Collegium Novum Zürich, Kammerensemble Neue Musik Berlin, ансамбль United Berlin. На данный момент он является солистом ансамбля «Студия новой музыки». 
В 2011–2014 годах Сергей Чирков был преподавателем Международной академии МАСМ  в Чайковском. Также он читал лекции в Гетеборгском университете, Норвежской академии музыки, Цюрихском университете искусств, Женевской консерватории. В настоящее время преподает на кафедре современной музыки МГК им. П.И. Чайковского. 
Сергей Чирков является создателем сайта о современных композиторах Швейцарии. В 2014 году был куратором международного проекта «Alpenfest». Продолжением этой программы в 2015 году стал музыкальный спектакль «Splendor of Colours / Интерференции». В начале 2021 года Сергей Чирков был куратором онлайн-проекта «P2P ON AIR», где швейцарские композиторы создавали произведения вместе с музыкантами ансамбля «Студия новой музыки».

Гости и интервьюеры

Выпуск 1

Серж Вюй

Куратор, композитор, перкуссионист. В течение 10 лет был художественным руководителем ансамбля ударных и электроники We Spoke, в течение 5 лет — организатором серии концертов Kammer Klang в Лондоне. С апреля 2018 года – художественный руководитель известного женевского ансамбля Contrechamps.
Как исполнитель Серж Вюй сотрудничал с Симфоническим оркестром BBC, Лондонской синфониеттой, ансамблем ICTUS, Martin Creed Band, Nouvel Ensemble Contemporain, ансамблем Collegium Novum Züric. Выступал как солист на фестивалях Huddersfield HCMF, London LCMF, SMC Lausanne, Musikpodium Zürich и Druskomanija Vilnius. Его сочинения и мультимедийные композиции исполняются в Швейцарии, Европе и Америке.
Преподавал ударные и экспериментальную музыку в Королевском музыкальном колледже в Лондоне до 2019 года. Регулярно даёт мастер-классы и проводит семинары в музыкальных колледжах и колледжах исполнительского искусства. Музыкальная и кураторская деятельность Сержа отличается открытостью, стремлением к эксперименту, к контекстуализации современной музыки, а также готовностью к диалогу как с артистами, так и с самой широкой публикой.
Фото © Younès Klouche

Кристина Агаронян

Музыковед, музыкальный журналист, куратор. Менеджер Центра музыкальных проектов НИУ ВШЭ. Сооснователь и редактор сайта Stravinsky.online, один из кураторов проекта «Диалоги Стравинского: Швейцария».
Окончила с отличием Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (класс канд.искусствоведения, доцента Р.А. Насонова). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Организатор концертов и семинаров, в том числе мероприятий (включая международные проекты) Студенческого научно-творческого общества Московской консерватории.
Автор публикаций в журналах «Научный вестник Московской консерватории», «Российский музыкант», на онлайн-портале Stravinsky.online. Автор научных публикаций в сборниках статей, изданных Московской консерваторией и Государственным институтом искусствознания.
Постоянный участник международных научных конференций и конгрессов по теории и истории музыки (Москва, Казань и др.). В настоящий момент работает над диссертационным исследованием экспериментальной музыки США второй половины XX века.

Выпуск 2

Шарлотта Хуг

В своих произведениях Шарлотта Хуг сочетает звучание альта и экстремальный вокал (с использованием фальцета, вибрации гортани, мультифоник и языковой артикуляции). Музыкальный язык Хуг сформировался из стремления в максимальной степени развивать инструментальные и вокальные техники.
Имеет обширную дискографию, в том числе записи с Эллиотом Шарпом, Мэгги Николс, Лукасом Ниггли, несколько компакт-дисков со струнным квартетом Stellari, а также три сольных компакт-диска, записанных на международных лейблах.
Помимо музыкального образования, получила образование в области изобразительного искусства. Обладатель множества наград, художник в резиденции в Лондоне, Париже, Берлине, Йоханнесбурге, Шанхае, обладатель международной композиторской стипендии Фонда Civitella Ranieri. Приглашенный артист («artiste étoile») на всемирно известном фестивале в Люцерне. Также была номинирована на премию Classic: Next - Innovation Award 2019.
Её произведения и партитуры исполняются международными ансамблями (Московский ансамбль современной музыки, ансамбль SuperMusique Montréal, Via Nova Choir Munich, Люцернский фестивальный оркестр, танцевальная компания FATC Johannesburg и др.).
Одно из ключевых изобретений Шарлотты — «визуальная музыка» «Son-Icons», гибрид визуального искусства и нотной записи.
Важное влияние на творчество Шарлотты оказало многолетнее сотрудничество с Лондонским оркестром импровизаторов. Хуг также руководила оркестром импровизаторов SPIO Сан-Паулу, Краковским оркестром импровизаторов KIO и другими.
Шарлотта активно выступает как исполнитель и дирижер собственных произведений на крупных фестивалях Европы, Северной и Латинской Америки, Канады, Южной Африки, России и Китая (SWR Donaueschinger Musiktage, Berliner Festspiele, MaerzMusik, FIMAV Festival International Musique Actuelle Victoriaville, Международный фестиваль искусств в Сан-Франциско, Международный фестиваль музыки SESC в Сан-Паулу, Фестиваль заражения города в Кейптауне и др.)
Проводит мастер-классы по импровизации и интермедийной композиции. Была приглашенным профессором в Университете Макгилла в Монреале, CNMAT Калифорнийского университета в Беркли, в Университете Витсуотерсранда в Йоханнесбурге, в Китайской академии искусств Ханчжоу, в Школе Институте искусств в Чикаго и т.д. Возглавляет международную аспирантуру Creation & Scenario in Music в Цюрихском университете искусств.
Фото © Alberto Venza

Александра Першеева

Кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссер, видеохудожник. Заведующая Кафедрой истории искусств Школы дизайна Высшей школы экономики.
Родилась в 1989 году в Москве. Окончила Факультет искусств МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом (специальность — семиотика и общая теория искусства), а также магистратуру (специальность — изящные искусства). В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию «Выразительные возможности монтажа в видеоарте».
Занимается исследованиями в области современных экранных искусств. Читала лекции по истории кино и видеоарта на Факультете искусств МГУ. С 2014 года преподает в Школе дизайна НИУ ВШЭ историю и теорию искусства и дизайна. Многократный обладатель награды «Лучший преподаватель».
Автор книг «Видеоарт. Монтаж зрителя», «Эпоха Вермеера. Загадочный гений Барокко и заря Новейшего времени».
В 2011 году была помощником режиссера на картине А.А. Прошкина «Искупление». В 2012 стала режиссером фильма «Я с тобой», получившего первый приз в категории «Начало» на 14-м Международном телекинофоруме «Вместе».

Выпуск 3

Паскаль Виглино

Композитор, исполнитель на ударных инструментах. Основатель и художественный директор проектов Klangbox и dans l'Jardin.
Был приглашенным профессором факультета музыкального театра Бернского университета искусств.
Изучал композицию, игру на ударных инструментах и музыкальный театр в консерваториях Женевы, Лондона, Барселоны, Берлина и Берна. В качестве исполнителя на ударных инструментах выступал с Фестивальным оркестром Вербье, Orquesta do Algarve (Португалия), Дурбанским филармоническим оркестром (Южная Африка), Academia d'orquestra Большого театра «Лисео» (Барселона).
Регулярно выступает с оркестрами и ансамблями современной музыки, такими как Бернский симфонический оркестр, Женевский перкуссионный ансамбль Eklekto, Camerata Variabile, Оркестр Цюрихского оперного театра, Бернская камерата, Симфонический оркестр Барселоны, Базельский камерный оркестр, Ensemble Contrechamps, Берлинский камерный оркестр новой музыки, Бернский камерный оркестр, Оркестр Романской Швейцарии, Бергенский филармонический оркестр (Норвегия) и другими.
Руководил художественными проектами на фестивале Вербье, Музыкальном фестивале в Берне, фестивале Hik et Nunk, Pfingskonzerte в Иттингене и Давосском фестивале. В 2012 году был награжден премией кантона Берн за заслуги в области культуры, в 2015 году был удостоен премии за поддержку культуры в кантоне Вале.
В 2011 году основал проект Klangbox и остаётся его художественным руководителем. В 2012-14 гг. Klangbox получил лейбл Music Pro, а в 2019-21 гг. — грант Nestle Foundation for the Arts. В 2020 году во время локдауна основал платформу dans l'Jardin, организовавшую более 1500 концертов в Швейцарии за год. Более 130 музыкантов, пострадавших от пандемии, получили финансовую поддержку.
Фото © Héloïse Maret

Татьяна Яковлева

Музыковед, преподаватель РАМ им. Гнесиных, музыкальный журналист, куратор, лектор.
Сооснователь проекта года Gnesin contemporary music week — лаборатории по современной музыке, включающей лекции, воркшопы и концерты. С 2018 года проект ведет активную просветительскую и концертную деятельность с участием молодых музыкантов, а также приглашенных спикеров, тьюторов и композиторов.
Один из создателей и редактор русскоязычного сайта о современной музыке Stravinsky.online. Публикуется также в других медиа-ресурсах, среди которых «Музыкальная жизнь», «Независимая газета», «Большой театр», «Colta.ru», reMusik.org и другие.
Проводит открытые лекции о современной музыке и музыкальном театре, среди которых «Композиторские читки» (г. Красноярск), проект Театра Наций «Атомные города» (г. Железногорск, г. Северск), Международный фестиваль современной музыки «Наурыз-21» (Казахстан), IX Международная Академия молодых композиторов в г. Чайковский.
Участник всероссийских и международных научных конференций. В настоящий момент работает над диссертационным исследованием творчества французского композитора Жоржа Апергиса.

Выпуск 4

Ули Фуссенеггер

Ули Фуссенеггер родился в Австрии в 1966 году, учился игре на контрабасе у Франца Дунклера и Людвига Штрейхера. В 1987 году, после нескольких лет концертной деятельности в области старинной музыки (в том числе с Фрайбургским барочным оркестром и Concentus Musicus Wien), стал музыкантом ансамбля Klangforum Wien.
Фуссенеггер сотрудничал с такими композиторами, как Жорж Апергис, Беат Фуррер, Бернхард Ланг, Маттиас Пинчер, Хая Ченовин и Альберто Посадас. Итогом этого сотрудничества стало большое количество произведений для контрабаса соло, написанных для Ули Фуссинеггера и впервые исполненных им. Он также записал более 400 компакт-дисков и DVD-дисков.
Помимо исполнительской деятельности Ули Фуссенеггер работаеткак композитор и импровизатор.
Более 20 лет являлся редактором и куратором проектов в Klangforum Wien, сотрудничал с режиссером Кристофом Марталером.
С 2009 по 2018 год преподавал в Музыкальном университете Люцерна, с 1999 — в Ensembleakademie Impuls Graz и в с 2002 года — на Ferienkurse für Neue Musik Darmstadt. С 2017 года преподает в Люцернской академии.
С 2018 года Ули Фуссенеггер является руководителем и координатором платформы sonic space basel в Высшей школе музыки в Базеле.

Мирослава Тырина

Журналист и солист проекта о современной академической музыке «Геометрия звука», редактор сайта Stravinsky.Online. Выпускница «Школы культурной журналистики» фонда Про-Арте 2020 года. 
Окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию музыки имени Гнесиных (в 2021 году). Лауреат международных конкурсов. Как куратор и исполнитель реализовала более 30 музыкальных спектаклей и проектов в разных пространствах: Музей Москвы, Центр драматургии и режиссуры, Московская консерватория имени Чайковского, Мультимедиа Арт Музей Москва, Арт-центр Москва, Московская филармония, Фестиваль «Место». Смоленск.

Выпуск 5

Андреас Эдуардо Франк

Композитор, медиа-художник, исполнитель.
Обучался в Высшей школе музыки в Вюрцбурге (Hochschule für Musik Würzburg), а также в электронной студии Базельской музыкальной академии (Musik Akademie Basel).
Сотрудничает со многими исполнителями и композиторами, произведения Франка исполняются в Европе, Азии и Америке. 
С осени 2018 года стал художественным со-руководителем Ensemble Lemniscate (наряду с Рикардо Эйзириком).
Был членом Академии «Musiktheater heute» (2015-17), номинирован на междисциплинарную стипендию Gargonza Arts Award в 2016 году, получил награду от «Protonwerk No. 6», был номинирован на стипендию Progetto Positano (2018) Фонда EVS в сотрудничестве с Ensemble Mosaik, получил резиденцию в экспериментальной студии SWR на 2020 год и выиграл премию города Штутгарта «64. Композиция».

Александра Локтева

Музыковед, редактор Stravinsky.online, куратор проекта Диалоги Стравинского: Швейцария. Аспирантка Московской консерватории, младший научный сотрудник Центра современной музыки Московской консерватории и администратор ансамбля «Студия новой музыки». Куратор Всероссийских семинаров по современной музыке для культурологов и журналистов, первых КПК о музыке ХХ века для преподавателей ДМШ и ДШИ, участник команды Международного фестиваля современной музыки «Московский форум».
Организатор проектов Студенческого научно-творческого общества МГК им. П.И. Чайковского, в т.ч. юбилейного «СНТО — 80 лет: в круге воспоминаний» (материалы проекта вошли в издание «СНТО в истории Московской консерватории»). Участвовала в ряде международных конференций, в том числе в 35-й Генеральной Ассамблее международной конфедерации электроакустической музыки CIME / ICEM.

Выпуск 6

Аня Вернике

Музыкальный куратор, менеджер, журналист. Изучала культурологию и эстетику в Университете Хильдесхайма (Stiftung Universität Hildesheim) и культурный обмен в Университете Прованса Экс-Марсель. 
С 2013 года работает в области современной музыки в Базеле в качестве менеджера проектов, драматурга, помощника режиссера и журналиста. В настоящее время – научный сотрудник в Музыкальном институте Университета прикладных наук Северо-западной Швейцарии (Департамент исследований и разработок) в Базеле и руководитель фестиваля ZeitRäume Basel (Биеннале новой музыки и архитектуры).

Жанна Савицкая

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МГКМИ им. Ф. Шопена, научный редактор редакции «Музыка» Большой российской энциклопедии, разработчик учебных модулей и электронных образовательных ресурсов.
Окончила АМУ при МГК им. П. И. Чайковского (специальность теория музыки), в 2021 г. – МГК им. П. И. Чайковского (научно-композиторский факультет, дипломная работа – «Принципы музыкальной историографии З. Кальвизия»).
Лауреат всероссийских конкурсов по теории и истории музыки и композиции (Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д. А. Блюма, 2016; X Всероссийский конкурс по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова, 2016), участник научных конференций (XI Международная научная конференция «Исследования молодых музыковедов», РАМ им. Гнесиных, апрель 2018 и др.), лауреат исполнительских конкурсов и фестивалей. Стипендиат фонда «Талант и успех», фонда грантов Президента РФ.

Выпуск 7

Композитор, скрипачка, художественный руководитель ансамбля Camerata Variabile Basel.
Училась у Роланда Мозера и Георга Фридриха Хааса. Музыку Хелены исполняли Arditti-квартет, Базельский камерный оркестр, Мюнхенский камерный оркестр, ансамбль Phoenix, ансамбль Musikfabrik, музыканты Николас Альтштадт, Томас и Патрик Деменга, Гансхайнц Шнеебергер, Патриция Копачинская и многие другие известные артисты.
В 2016 году она получила приз Георга Фишера в г. Шаффхаузен, а в 2017 году — Швейцарскую музыкальную премию. После получения премии Pro Musicis в 2001 году дебютировала в концертном зале Weill в Нью-Йорке и Salle Cortot в Париже. Также как исполнитель выступала на Люцернском, Гштадтском и Давоском музыкальных фестивалях (Швейцария).
Участница английского фестиваля камерной музыки IMS open на протяжении 25 лет. С 2017 года также — первая скрипка лондонского струнного квартета Callino String Quartet.

Алина Петрова

Музыкант-мультиинструменталист, композитор, куратор и продюсер музыкальных и образовательных программ. 
Основатель ансамбля современной академической музыки Kymatic. 
C 2019 года — участник инди-джаз группы The Rig (Russian Improv Group) лейбл НИША. Выступала в составе Insub Meta Orchestra (Switzerland). Как композитор сотрудничала с театром Гоголь Центр и Электротеатром Станиславский. В 2019 году была отобрана в резиденцию Bang on A Can (NY, USA) и поддержана Американской Академией ARTS LINK в 2020 году. Как саунд артист взаимодействовала с такими художниками как DuZa, чей творческий тандем был отмечен журналом «Interview» Germany.
С 2021 года ведет авторский курс по современным композиторским техникам в ВШЭ. 

Выпуск 8

Рикардо Эйзирик

Композитор, со-руководитель ансамбля Lemniscate.
Обладатель многочисленных грантов и премий, писал специально для ансамблей и фестивалей, таких, как как Ensemble Mosaik, ensemble Recherche, Neue Vocalsolisten Stuttgart, Ensemble Intercontemporain, Talea Ensemble, Collegium Novum Zürich, Ensemble Adapter, Athelas Jetfonatchterna Ensemble, Trio Bellerive, Wittener Tage für Neue Kammermusik, ECLAT, Maerz Musik, KLANG, Archipel, KLANGWERKSTATT, MUSICA, Nordic Music Days и другие.
Получил степень бакалавра музыкальной композиции у Антонио К. Б. Кунья в Федеральном университете Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия). В 2012 году получил степень магистра композиции (класс Изабель Мундри), а в 2013 году — степень магистра в Zürcher Hochschule der Künste (Швейцария). В настоящее время обучается в докторантуре Художественного университета в Граце. Живет и работает в Швейцарии и Германии.

Тамина Тедеева

Дирижер-хормейстер, исполнитель классической и современной музыки. Участник проектов лаборатории КоOPERAция, фестиваля Архстояние. С 2019 года сотрудничает с сайтом Stravinsky.online (новостной отдел), с 2020 куратор раздела «Афиша» и составитель московской афиши. Редактор проекта «Диалоги Стравинского: Швейцария».
Участник Второго Всероссийского семинара по музыкальной журналистике в рамках 16-ого Международного фестиваля современной музыки «Московский форум».