• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё

Новости декабря (2018)

Редакторы страницы: Кристина Агаронян, Элина Андрианова, Александра Локтева
28/12/2018
Фото: Ruth Walz
Первую оперу 92-летнего Дьёрдя Куртага поставили в Ла Скала
Мировая премьера венгерского классика — опера «Конец игры» (Fin de Partie) по пьесе Сэмюэля Беккета — прошла в миланском театре с большим успехом. Композитор начал работу над ней ещё в 2010-м. Британская The Guardian писала об опере, что «текст построен на протяжённых речитативах, лишь изредка переходящих в лиризм, и поддержан оркестровой партией, в которой задействовано минимальное число инструментов. Здесь есть драматическая прямота Монтеверди и экстремальная инструментальная густота Веберна — залпы медных, одинокие соло саксофона, рычания тубы, обрывки звучаний чембало и аккордеона, струящаяся арфа и повторяющиеся время от времени скачки у мягких струнных».
Режиссером постановки выступил Пьер Оди, а дирижером — Маркус Штенц. Следующие показы оперы пройдут в Амстердаме 6, 8 и 10 марта.
/Ирина Севастьянова/
 
27/12/2018
Мировая премьера симфонии Мосолова в БЗК
26 января в Большом зале Московской консерватории состоится концерт, посвященный творчеству Александра Мосолова. Главным событием вечера станет премьера Пятой симфонии (1965) - последнего крупного сочинения композитора. Также будут исполнены симфоническая сюита для большого оркестра «Туркменская музыка» и Концерт для арфы с оркестром. Дирижер Артур Арнольд, солист Тейлор Флешман.
В 2017 году творчество Мосолова было представлено в рамках проекта радио "Орфей" "Возрождаем наследие русских композиторов". В основе проекта идея восстановления и возвращения к жизни редчайших сочинений, нотные издания и рукописи которых хранятся в библиотеке радио. Авторами был подготовлен небольшой фильм, посвященный творчеству композитора:
Казус Мосолова, или история одной репетиции (фильм)

Обработка видео...

 
26/12/2018
Европейская премьера пьесы для оркестра Agamemnon Луи Андриссена пройдёт в январе
Симфоническая поэма Agamemnon была заказана композитору в честь его 80-летия Нью-Йоркским Филармоническим оркестром. Это всего лишь вторая работа Андриссена для симфонического оркестра. Первая — Mysteriën — была написана им тоже не так давно, в 2013-м. Свои редкие обращения к оркестру автор объяснял тем, что, как и многие композиторы его поколения, долгое время боролся с консервативностью нидерландского музыкального сообщества. Андриссен вводил в свои сочинения элементы поп-музыки и джаза, но не рассматривал оркестр как что-то прогрессивное.
Мировая премьера Agamemnon состоялась в Нью-Йорке в октябре этого года. Нью-Йоркским Филармоником дирижировал Яп фон Цвейден (Jaap van Zweden). Европейские исполнения пройдут сначала в Лондоне (16 января, с Марин Элсоп и Лондонским Филармоническим), а затем в Амстердаме (19 января, с ДжоАн Фолетта и Филармоническим оркестром Нидерландского радио).
/Ирина Севастьянова/
 
25/12/2018
MusicAeterna исполнит Тристию в Москве 
20 января в зале Зарядье оркестр и хор MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят хоровую оперу Филиппа Эрсана Tristia («Скорбные элегии»). 
Произведение было написано Эрсаном в 2015 году специально для фестиваля «Свет и тени» (Shadows and Lights), посвященного искусству заключенных. Первоначально сочинение представляло собой хоровой цикл «Пределы мгновений». По предложению Теодора Курентзиса композитор дополнил цикл музыкой на стихи российских заключенных, среди которых стихотворения Осипа Мандельштама (к его сборнику стихов Tristia и к «Скорбным элегиям» Овидия отсылает заголовок оперы), Варлама Шаламова, а также стихи поэтов-самоучек. 
В июне 2016 года на Дягилевском фестивале состоялась мировая премьера уже расширенной версии «хоровой оперы», в концертном исполнении. О премьерном исполнении «Тристии» можно прочитать в рецензии Екатерины Бирюковой на портале Colta.ru.
 
23/12/2018
МолОт-ансамбль сыграет концерт в честь юбилея Артура Зобнина
27 декабря в Доме-музее Ф. И. Шаляпина состоится концерт под названием «Зобнин-30» в честь дня рождения скрипача, композитора и по совместительству директора коллектива Артура Зобнина. Программа вечера состоит из камерных сочинений композитора.
Петербургский МолОт-ансамбль был создан в 2012 году и специализируется на музыке второй половины XX века – XXI веков. Особое место в репертуаре коллектива занимают сочинения современных российских и зарубежных авторов, входящих в состав МолОта.
В концерте принимают участие:
Петербургский МолОт-ансамбль в составе: Алексей Исаев (флейта), Александр Захаренко (кларнет), Алексей Глазков (фортепиано), Артур Зобнин (скрипка), Никита Корзухин (виолончель)
Петр Гайдуков (голос)
Дмитрий Людиновский (труба).
 
22/12/2018
Олег Гудачёв станет резидентом ГАМ-ансамбля
В 2019 году композитором-резидентом ансамбля «Галерея актуальной музыки» (художественный руководитель и дирижер — Олег Пайбердин) станет петербургский композитор Олег Гудачёв. ГАМ-Ансамбль регулярно приглашает молодых российских композиторов стать резидентами: с ансамблем работали Александр Хубеев, Любовь Терская, Сергей Ким, Николай Попов, Андрей Бесогонов.
Олег Гудачёв (р. 1988) — композитор, исполнитель-мультиинструменталист, импровизатор. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности «Композиция». В настоящее время — аспирант Академии русского балета им. А. Я. Вагановой по специальности «Искусствоведение».
Олег был студентом Пятой международной академии молодых композиторов в городе Чайковском, принимал участие в форуме «Музыка настоящего» (Галерея Экспериментального звука), фестивалях «Звуковые пути», reMusik.org, и многих других. Участвовал в мастер-классах Рафаэля Сандо, Петера Аблингера, Беата Фуррера, Владимира Горлинского, Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Сергея Слонимского, Бориса Филановского и др.
Участник проектов Hamburg — Sankt Petersburg. Musikalische Partnerschaft; «Метамодерн. Метаморфозы русской пустоты»; «Тихая музыка»; Asleep, street, pipes, tones; «Игрушечная музыка» (ГЭЗ-21); Neuro Sync Poetry в рамках Лаборатории медиапоэзии; «TXT: Модели письма»; «Композиция в реальном времени» в рамках Практического курса экспериментальной музыки.
Сооснователь, артист и директор {instead} ensemble (Санкт-Петербург).
 
19/12/2018
В Филармонии подадут «Немыслимые яства из меню Марка Пекарского»
19 декабря в Малом зале Петербургской филармония состоится концерт ансамбля Марка Пекарского. В программе прозвучат сочинение What The Eye Sees для ансамбля ударных английского композитора Джерарда Макбёрни (Gerard McBurney) и соло-импровизация самого Марка Пекарского.
Концерт состоится в рамках XIX Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств», который ежегодно проходит в Санкт-Петербургской академической филармонии с 1999 года под руководством дирижера Юрия Темирканова. В этом году фестиваль посвящен 80-летию маэстро.
 
19/12/2018
В Центре Шемякина состоится встреча с Владимиром Мартыновым
19 декабря в Санкт-Петербурге в Центре Михаила Шемякина пройдет творческий вечер Владимира Мартынова. В первом отделении композитор исполнит сочинение «Танцы Кали-Юги». По замыслу композитора это произведение, впервые прозвучавшее в 2005 году, предполагает вариативность и изменение структуры от исполнения к исполнению. На концерте у слушателей будет возможность познакомиться с новой версией «Танцев».
Второе отделение пройдет в форме открытого диалога публики с музыкантом, обсуждения творчества, философских и музыкальных идей Владимира Мартынова.
Начало концерта в 20.00.
 
18/12/2018
Фото: Олимпия Орлова
Ансамблю N’Caged исполняется 5 лет
22 декабря в Электротеатре Станиславский состоится концерт в честь 5-летия вокального ансамбля N’Caged. Свой первый юбилей ансамбль отметит исполнением произведений современных российских композиторов. 

Арина Зверева о программе концерта: «Исполнять новую музыку, взаимодействовать с ее авторами всегда было главным для N'Caged. Поэтому мы решили составить программу юбилейного концерта из новых сочинений шести композиторов, с которыми давно и плодотворно работаем. Можно сказать, что за час с небольшим вы услышите срез актуальной музыки для ансамбля a capella, которой нам хотелось бы поделиться с вами».

Так, в концерте прозвучат сочинения, написанные специально к 5-летию ансамбля. Будут исполнены мотет In morte de Алексея Сысоева на стихи Эзры Паунда, «2:37» Александра Белоусова, вдохновленное диалогом Ставрогина и Кириллова из «Бесов», «DeCaged» Дмитрия Курляндского, «Псалмы Марианны Гейде» Кирилла Широкова, «След» Владимира Горлинского.
Также впервые в концертном исполнении будет представлена кантата Владимира Раннева из проекта Андрея Могучего и Веры Мартынов «Хранить вечно» на тексты документов 1920-30 годов. 

Ансамбль N’Caged был основан Ариной Зверевой в 2013 году, участники: Арина Зверева, Сергей Малинин, Дмитрий Матвиенко и Ольга Россини. В репертуаре ансамбля — современная музыка от академической до электроники и рока. Музыканты принимают участие в крупных оперных проектах: «Сверлийцы» Бориса Юхананова, «Маниозис» Александра Белоусова, «Октавиа» Дмитрия Курляндского, «Проза» Владимира Раннева. 
Начало в 20.00. Подробности — на сайте Электротеатра Станиславский. На странице концерта на Facebook можно найти комментарии композиторов к своим сочинениям. 
 
17/12/2018
Новый абонемент МАСМ
17 декабря в Камерном зале Московской филармонии состоится первый концерт абонемента Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) «100 партитур, которые я возьму на необитаемый остров». Исполнители предлагают свой список, состоящий из сочинений XX-XXI веков.
Каждый концерт абонемента имеет название одного из произведений программы: 17 декабря Getin! Павла Карманова, 10 февраля Coming together! Фредерика Ржевского, 10 апреля Come out! Стива Райха. В рамках абонемента также прозвучат сочинения Дэвида Ленга, Майкла Наймана, Оливье Мессиана, Сальваторе Шаррино, Игоря Стравинского, Альфреда Шнитке, Яниса Ксенакиса, Джона Кейджа и др.
Начало в 19.00.

МАСМ — независимый профессиональный коллектив, созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии Эдисона Денисова. МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на продвижение музыки XX и XXI веков и поддержку современных композиторов (по материалам официального сайта ансамбля).
 
15/12/2018
В Москве проходит фестиваль «Декабрьские вечера»

С 30 ноября по 27 декабря в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина проходит ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». Основанный Ириной Антоновой и Святославом Рихтером, фестиваль ведет свою историю с 1981 года.
В этом году он посвящен выставке «Пикассо & Хохлова». Ее сюжет – история любви испанского художника и русской танцовщицы, представленная в работах самого художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо.
В музыкальной программе немалое место отведено сочинениям композиторов XX века. Так, в день открытия были исполнены произведения Александра Чайковского, Антона Гарсия Абриля, Джовани Соллима, Мануэля де Фальи, а концерт 2 декабря был посвящен французской музыке 1920-х–1940-х.
10 декабря ансамбль солистов «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова исполнил музыку трех балетов: «Парад» Эрика Сати, «Треуголка» Мануэля де Фалья, «Голубой экспресс» Дариуса Мийо.
22 декабря будет представлено творчество композиторов из «Группы шести»: Артюра Онеггера, Франсиса Пуленка, Жоржа Орика, Жана Вьенера. Исполнители: Адель Шарве (сопрано), Жан-Кристоф Ланьес (баритон), Людмила Берлинская (фортепиано) — Франция.
24 декабря — снова балетная музыка: «Петрушка» и «Игра в карты» Игоря Стравинского, «Сократ» и «Антракт» Эрика Сати. Исполнители: Алексей Любимов (фортепиано), Алексей Зуев (фортепиано), солистки Музыкального академического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: Наталья Мурадымова (сопрано), Наталья Петрожицкая (сопрано), Валерия Зайцева (сопрано), Лариса Андреева (меццо-сопрано); театр марионеток «Бродячий Вертеп».
Полная программа фестиваля доступна на сайте музея. Выставка «Пикассо & Хохлова» открыта до 3 февраля 2019 года.
О том, как появился и развивался фестиваль «Декабрьские вечера» можно прочитать в расшифровке беседы с Ириной Антоновой.
 
11/12/2018
Kymatic начинает новый цикл
В конце декабря ансамбль Kymatic начинает новый цикл из семи концертов Constellation Cage. В его основе семь «Вариаций» Джона Кейджа. Каждая из них будет задавать тон концерту и влиять на выбор остальной программы.
В основе всех вариаций лежит характерный для Кейджа принцип случайности. Партитуры представляют собой прозрачные листы, которые музыканты в произвольном количестве накладывают друг на друга для получения своеобразной «схемы» исполнения. Эта идея отражена и в используемых инструментах: сочинения написаны для любого состава исполнителей и их звучание каждый раз непредсказуемо.
Первый концерт цикла состоится 22 декабря в Московском мультимедиа арт музее: Kymatic исполнит «Variations I», написанные Кейджем в 1958 году. Программа также включает мировую премьеру сочинения «Everywhere I Go You’re All That I See» Уилла Лонга (Will Long), российскую премьеру «Illinois Sleep» Дэвида Малера (David Mahler), а также новую редакцию «DNA» Дмитрия Ремезова.
Начало в 20.00
 
10/12/2018

Владимир Горлинский расскажет о «Музыке этого места и времени»

С 26 ноября по 17 декабря в Государственном центре современного искусства (РОСИЗО-ГЦСИ) проходит авторский курс лекций Владимира Горлинского «Композиторская музыка XX-XXI веков». Цикл является частью крупного образовательного проекта «О главном в современном искусстве».
Курс состоит из трех лекций, выстроенных в исторической последовательности, и одного специального события. 26 ноября состоялась встреча, посвященная «началам» новой музыки — творчеству Стравинского, Шёнберга и Вареза, а 3 декабря прошла лекция, представляющая гид по творчеству композиторов второй половины XX века.
Лекционная часть завершится 10 декабря рассказом о музыке постсоветского пространства последних лет. Вход на лекцию «Музыка этого места и времени» по регистрации.
Специальным событием курса станет концерт, в котором будет исполнено новое сочинение Олега Гудачёва. Композиция была написана специально для проекта.

Я предложил Олегу создать „dream team“ — ансамбль мечты — и назвать мне пять музыкантов московской импровизационной сцены, для кого он хотел бы написать свою новую пьесу. Среди музыкантов, выбранных Олегом, был Даниил Пильчен (композитор, импровизатор и исполнитель на фортепиано и других инструментах), Дмитрий Бурцев (композитор, импровизатор и исполнитель на аккордеоне), Александр Маноцков (композитор, импровизатор и исполнитель на виолончели и виола да гамбе), Андрей Ким (импровизатор, ударник в около фри-джазовых музыкальных проектах), и я сам. Названные музыканты не играли в таком составе на одной сцене, и это будет опыт нового взаимодействия между нами, и, также, опыт взаимодействия с композиционными структурами, предложенными Олегом.

Владимир Горлинский

Концерт состоится 17 декабря, в 19.30, в в Малом зале РОСИЗО-ГЦСИ. Вход по регистрации.
 
08/12/2018

Объявлены участники второй творческой лаборатории «Акустическая читка»

«Акустическая читка» пройдет в Москве с 29 января по 10 февраля 2019 года. Организаторы — театр «Центр драматургии и режиссуры» и Студия SounDrama при участии ансамбля Omnibus и журнала «Замыслы», художественный руководитель проекта – Владимир Панков.
На днях были объявлены участники лаборатории.
Ими стали композиторы Марьяна Лысенко, Дмитрий Мазуров, Евгений Анучин, Михаил Драмберг, Мария Аникеева, Алсу Нигматуллина, Лидия Кошевая, режиссеры Константин Муханов, Надежда Бахшиева, Екатерина Давыдова, Алексей Размахов, Сергей Морозов, музыканты Маргарита Мельникова, Екатерина Кривко, Илья Кручинин, Георгий Орлов, Мария Дурасова, Алиса Гражевская, Алена Абдуллина, Надежда Реутова, Диляра Сагдеева, Михаил Оленев, Анастасия Алферова, Алексей Потапов, Юлия Биховец, Рачья Есаян, а также хореографы, танцоры и артисты. Полный список участников можно узнать на сайте лаборатории.
Программа лаборатории включает лекции и тренинги, самостоятельную практическую работу и непосредственную работу команд с руководителями лаборатории. Основная ее направленность — изучение новых форм музыкального театра и различных вариантов взаимодействия режиссеров, композиторов и хореографов.
Итогом лаборатории станет открытый показ спектакля, созданного творческими командами. Это событие также запустит работу площадки ЦДР на Поварской, 20.
 
07/12/2018

Итоговые показы лаборатории «КоOPERAция»

8 и 9 декабря на Малой сцене театра Станиславского «КоOPERAция» представит итоговые спектакли лаборатории-2018. 6 мини-опер пройдут в формате иммерсивного спектакля.
После показа 9 декабря состоится дискуссия: к обсуждению увиденного и услышанного приглашаются эксперты и все желающие.
Начало в 19.00
В проекте «КоOPERAция» приняли участие молодые, но уже заявившие о себе композиторы, драматурги и режиссеры. Все участники были объединены в группы, каждая из которых на протяжении трех месяцев вела работу над созданием оперы для камерного ансамбля и трех солистов продолжительностью 20 минут.
Декабрьский показ станет промежуточным этапом для каждой из команд. В дальнейшем доработанные версии произведений будут показаны в рамках open-air фестиваля «Архстояние».
Участники проекта: Татьяна Рахманова, Николай Попов, Алексей Смирнов, Екатерина Боднаренко, Анна Поспелова, Сергей Морозов, Андрей Иванов, Дмитрий Бученков, Елизавета Бондарь, Кира Малинина, Оле Хюбнер, Капитолина Цветкова-Плотникова, Дана Жанэ, Андриан Мокану, Ася Чашинская, Евгения Беркович, Артем Пысь, Юрий Квятковский.
Исполнители: Ансамбль «Галерея актуальной музыки», Театр голоса La Gol, Ансамбль InterACTive, Театральная компания Radi Sveta, Центр электроакустической музыки.
 
06/12/2018

Музыка Пространство Архитектура

С 1 по 9 декабря в Культурном центре ЗИЛ проходит фестиваль «Музыка Пространство Архитектура». Мероприятие объединяет лекции, перфомансы, звуковую инсталляцию, кинопоказы и конференцию. Главное в фестивале – представление разных областей взаимодействия звука и пространства, музыки и архитектуры.
Вниманию зрителей уже были представлены «Пространственная композиция #3.Х» для двух импровизирующих ансамблей Владимира Горлинского, Лекция Антона Горленко «Осталось примерно 19 миллиардов секунд», Лекция-диалог Владимира Горлинского и Юрия Пальмина «Нечеловеческая архитектура», Звуковая инсталляция «ГОСТ 111-35», Фильм Largo ma non tanto.
8 декабря в рамках фестиваля состоится показ нового перформанса британского композитора Кэмерона Грэма о теле и резонансах Your body is a colony. Перформер: Анастасия Толчнева.
Культурный центр ЗИЛ, начало в 15.00. Вход свободный.
Кураторы фестиваля — Юрий Пальмин, Саша Елина.
Модератор — Александр Острогорский.
 
29/11/2018

Обзор музыкальных событий фестиваля «Новый европейский театр»

В Москве c 30 ноября по 20 декабря пройдет двадцатый фестиваль NET. Европейский театр будет представлен в том числе и музыкальными спектаклями и перформансами.
Центральным событием фестиваля станет спектакль «Мы берем это на себя» швейцарского режиссера Кристофа Марталера, который покажет цюрихский Шаушпильхаус. Музыкальная ткань действа прерывается небольшими лекциями героев — путешественников, которые олицетворяют собой финансовое зло и недостатки современного общества. Смогут они искупить его грехи? В спектакле звучит музыка разных эпох и стилей — от опер Вагнера до песни «Happy Birtday». Показы пройдут 10 и 11 декабря на Основной сцене Театра Наций.
Польский режиссер Марта Гурницкая представит «Гимн любви». Сама Гурницкая назвала свою постановку «монструозным национальным песенником». В пространстве спектакля переплетаются гимны и поп-лирика, церковная музыка и народные песни. В постановке участвуют 25 исполнителей, отобранных на кастинге. Спектакль состоится 12 декабря на Малой сцене Театра Наций.
В Новом пространстве театра Наций 9 декабря будет исполнена пьеса польского драматурга Дороты Масловской «Другие люди». В постановке режиссера Войцеха Урбаньского произведение обрело форму рэп-читки, где на первый план вышли язык и ритм, показывающие серую повседневность окружающей реальности.
В российской части программы будут представлены музыкальные перформансы «Камилла», «Марксофония» и проекты ХМАТ.
Перформанс «Камилла» Анны Гарафеевой на музыку Алексея Ретинского пройдет в Сахаровском центре 12 и 13 декабря. Вдохновившись скульптурами Камиллы Клодель, хореограф Анна Гарафеева и сценограф Ксения Перетрухина создали постановку о жизни и творчестве незаслуженно забытой художницы. Перформанс представляет собой стиль буто (направление, синтезирующее европейский модернизм и восточные практики, где акцент переносится с движения на само тело, освобождение его от личного).
3 декабря на сцене Электротеатра «Станиславский» пройдет музыкальный перформанс «Марксофония». Его автор Алексей Коханов (вокал) вместе с Александром Белоусовым (электроника) с помощью расширенных вокальных техник в реальном времени будут трансформировать наиболее острые и актуальные фрагменты текста из «Капитала» Карла Маркса.
12-16 декабря в галерее «Граунд. Ходынка» будут показаны проекты ХМАТ (Художественного междисциплинарного анти-театра). Термин придуман художниками и кураторами Катей Бочавар и Алексеем Трегубовым и является как названием жанра, связывающего театр и современное искусство, так и названием самого действия. Как указывает релиз, посетители ХМАТ «Анданте» получат возможность оказаться внутри спектакля — внутри звука и декорации; в рамках «Диорамы» при участии композитора Олега Макарова предполагается записать радио-спектакль по произведениям Владимира Сорокина , а зрителей «Нооперы Пир» пригласят в «театральный буфет-кабаре».
Арт-директора фестиваля «Новый европейский театр» — Роман Должанский и Марина Давыдова.
/Обзор подготовлен при участии Александры Мороз/