• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
05.05.2018

НОВАЯ МУЗЫКА В МАЕ (часть I)

Афиша концертов, музыкальных спектаклей и перформансов в Москве в первой половине мая
5, 6 мая (сб, вс), Большой театр
В Большом вновь покажут балет «Герой нашего времени» по мотивам романа Лермонтова на музыку петербургского композитора Ильи Демуцкого. Режиссер-постановщик, художник-постановщик и автор либретто – Кирилл Серебренников. Хореограф-постановщик – хореограф-резидент Балета Сан-Франциско Юрий Посохов.
Кирилл Серебренников: «Невероятно сложное и многоуровневое произведение Лермонтова живет по своим внутренним законам. Эти законы чутко уловил композитор Илья Демуцкий – и теперь их можно «расслышать» в его музыке. А значит, и танцевать предстоит именно эти законы, связи персонажей, судьбоносные столкновения любви и ненависти».
Свой спектакль Большой балет посвятил двухсотлетию со дня рождения великого поэта, отмечавшемуся в 2014 году.
В спектакле принимают участие члены сборной команды России по спортивным танцам на колясках (РСТК).
Начало: 4 мая в 19:00, 5 мая в 12:00 и в 19:00, 6 мая в 14:00.
 
5 (сб) Овальный зал музея им. Рубинштейна и 15 мая (вт) Концертный зал им. Н. Я. Мясковского
В консерватории пройдут концерты в рамках научного семинара «Дни современной музыки». В программах заявлены сочинения Щедрина, Шмурака, Губайдулиной, Загния, Алмаши, Лигети, Скорика, Стравинского, Лахенмана, Крестона.
Исполнители: Александр Трухин (фортепиано), Екатерина Зейнетдинова (скрипка), Валерия Лосевичева (фортепиано), Юстина Шарапановская (фортепиано), Владимир Обухов (фортепиано), Дарина Глимханова (фортепиано), Надежда Травина (фортепиано), Элина Моруз (арфа); ансамбль «Юрий Шостакович» в составе: Ирина Селецкая (кларнет), Марина Грозовская (скрипка), Марина Шиганова (скрипка), Лидия Спиридонова (фортепиано).
Художественное слово – Евгений Глазнев.
5 мая начало в 14.00,
15 мая в 17:00.
 
9 мая (ср), Музей-Смотровая Москва-Сити
Звуковой перформанс Павла Карманова «Музыка для фейерверков» в День Победы исполнит Московский Ансамбль Современной Музыки в панорамном лофте Музея на 58 этаже и на крыше небоскреба «Империя» (215 метров над Москвой).
Павел Карманов: «В моем творчестве есть много музыки, посвященной различным праздничным датам. "Музыка для фейерверка" была написана в 1998 году в качестве заключительного аккорда легендарного международного фестиваля "Альтернатива". Ее исполнение состоялось в Рахманиновском зале московской консерватории с венчающим композицию живым фейерверком, являющимся частью моего замысла, который можно было наблюдать из окон Рахманиновского зала. С тех пор эта пьеса исполнялась много раз, на самых различных площадках и в самые торжественные моменты. Поэтому и сейчас, когда нам с Московским Ансамблем Современной Музыки предложили озвучить такое мощное событие, как праздничный салют 9 мая, мы сразу подумали об этом сочинении».
Программа будет состоять из нескольких частей. В начале прозвучит саундтрек «Музыки для фейерверка» Карманова вместе со звуковой импровизацией солистов МАСМ и семплами залпов салюта, которые озвучат фейерверки за окном. Затем, сразу после салюта, МАСМ исполнит две композиции — quaREtet и Cambridge Music.
Начало в 21:00.
 
9, 10 мая (ср, чт), Театр «Школа драматического искусства»
В «Школа драматического искусства» пройдут очередные показы музыкального перформанса Петра Айду «Звуковые ландшафты». Симфония-мистерия в 4-х частях написана для аппаратов, предназначенных для шумового оформления в театре, кино. Инструменты, которые раньше находились за кулисами, в перформансе выведены на сцену; у публики появится возможность не только услышать довольно абстрактные картины (от природных шумов до треска гусеничных лент), но и понаблюдать за тем, какими средствами создаются эти звуки.
В 2016 году «Звуковые ландшафты» удостоены «Золотой маской» в номинации «Эксперимент».
Начало в 19.00.
 
11 мая (пт), Музей А. Н. Скрябина
Дарья Вершинина (кларнет) и Екатерина Иванова (фортепиано) представят концерт «Кларнет сквозь призму XX века». В программе – Карл Амадеус Хартман, Мариус Констант и Александр фон Цемлинский.
 
12 мая (сб), Новая сцена Большого театра
Софийский театр оперы и балета (Болгария) на сцене Большого театра покажет болгарскую оперу «Девять братьев Яны» (1929–1932) композитора Любомира Пипкова (1904–1974).
Опеpa была написана через несколько лет после потрясшего всю страну Сентябрьского антифашистского восстания 1923 года, жестоко подавленного властями. В это время погибло много лучших людей страны. Трагические события тех лет нашли отражение в опере, действие которой происходит в XIV веке.
Начало в 19:00.
 
14, 15 мая (пн, вт), Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко совместно с труппой выдающейся бельгийской постановщика и танцовщицы Анны Терезы де Кеерсмакер «Rosas», ансамблем современной музыки Ictus и вокальным ансамблем Synergy Vocals представят одну из самых важных и ярких работ хореографа – балет «Дождь» (2001) на «Музыку для 18 музыкантов» (1976) американского композитора-минималиста Стива Райха. Спектакль пройдёт в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Начало в 19:00.
 
15 мая (вт), Мемориальная квартира Святослава Рихтера
Музыку Джона Корильяно, Майкла Наймана, Джона Уильямса и Джанкарло Менотти можно будет услышать в концерте «Великолепная четверка между “Оскаром”, “Золотым глобусом” и “Грэмми”».
Исполнители – лауреаты международных конкурсов Никита Мндоянц (фортепиано), Антон Прищепа (кларнет), Анастасия Петрунина (скрипка), Сергей Полтавский (альт).
Начало в 19:00.
 
15 мая (вт), Зеркальное фойе Московского театра Новой оперы им. Е. В. Колобова
В рамках фестиваля хоровой музыки «Иное. 3» Камерный хор театра Новая Опера под руководством Юлии Сенюковой (дирижёр, хормейстер) и Алексея Вэйро (режиссёр) исполнит Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци Альфреда Шнитке.
«Я написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам», — говорил Альфред Шнитке о своем Концерте для хора (1984–1985). Стимулом к созданию произведения послужил литературный первоисточник – «Книга скорбных песнопений» средневекового армянского поэта-монаха, философа, богослова Григора Нарекаци (951–1003). Это самое крупное его поэтическое произведение, состоящее из 95 глав-молитв, обращенных к Богу и Богоматери. Поэзия Нарекаци глубоко «библеична», пронизана образами и темами Священного Писания. При этом ее отличает интимный, личный характер. В «Книге скорбных песнопений» события обоих Заветов служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. В основу Концерта положена 3-я глава в переводе Наума Гребнева.
Начало в 19:00.
 
15–20 мая (вт–вс), Электротеатр Станиславский
Электротеатр представляет новопроцессуальный проект на основе мифа об Орфее «Орфические игры. Панк-макраме».
Борис Юхананов, художественный руководитель: «У этого проекта два имени. "Орфические игры" – первое. "Панк-макраме" – это второе имя, которое вбирает в себя особого рода новый жанр. <…> Можно в панк всмотреться – разобраться, с чем это слово соотносится. Точно так же и в макраме – это арабское слово, в нем заключены глубины узлового плетения. Если расшифровать эти понятия, многое откроется. Не просто так мы даем восемь строгих математическо-практических формул из "Википедии", к которым отправляем любителей научного ракурса. Мне кажется, сейчас такой момент времени, когда интерес к научному ракурсу в широком смысле по отношению к искусству начинает цвести. Второй аспект интереса связан с отказом от насилия месседжа. Сегодня разный, молодой зритель (я имею в виду молодой душой, это может быть и пожилой человек) не хочет, чтобы над ним художественное произведение осуществляло смысловое насилие – он хочет сам откликнуться на то, что увидит перед собой, и выработать свое понимание. Я называю этого зрителя автором-потребителем, и именно к нему обращается новопроцессуальное искусство. "Орфические игры. Панк-макраме" – второй важный проект в этой области (первым был "Золотой осел. Разомкнутое пространство работы". – "Ведомости")».
Начало каждый день в 14:00 и в 19:00.
 
 
Stravinsky.online: