• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
04.05.2018

Студенческое общество Московской консерватории проведёт Дни современной музыки

В двух концертах 5 и 15 мая СНТО представит произведения композиторов XX–XXI веков

Современная музыка в Московской консерватории занимает довольно значимое место: практически в каждой из преподаваемых дисциплин есть темы, посвящённые музыке XX–XXI веков; в требованиях для экзаменов музыкантов-исполнителей обязательны произведения, написанные во второй половине XX века; фестивали, семинары и конференции проводят Центр современной музыки и ансамбль Студия новой музыки.
«Дни современной музыки», инициированные студентами, стали уже ежегодным событием, во время которого проводятся семинары и встречи с композиторами (например, с Фараджем Караевым, Владимиром Ранневым, Александром Хубеевым и др.) и исполнителями (Алексей Любимов, Михаил Турпанов и участники Конкурса им. П.И.Чайковского). В этом году впервые «Дни современной музыки» представляют собой мини-серию концертов студентов и аспирантов Консервартории.
Концерты пройдут 5 мая в Овальном зале музея им. Рубинштейна и 15 мая в зале им. Мясковского. Среди вошедших в программу произведений есть как хорошо известные (например, «История солдата» И. Стравинского), так и редко звучащие..
У всех исполнителей свои истории знакомства с произведениями. Например, Владимир Обухов (фортепиано) знаком с каждым из исполняемых им композиторов лично, благодаря чему в стенах Московской консерватории впервые прозвучит произведение украинского композитора венгерского происхождения Золтана Алмаши.
 
Мы попросили исполнителей, играющих наиболее редкие опусы, немного рассказать о них.

Элегия на смерть пастуха — произведение с весьма необычной предысторией. Бернар Андрес, приезжая в свой дом в Провансе, любил вести философские беседы со старым пастухом, жившим неподалёку. В очередной раз направляясь к их другу, возле его дома Андрес с женой услышали завораживающую мелодию, что их очень удивило: пастух жил бедно и в его доме не было ни электричества, ни радио. Однако побеседовать с ним не удалось: войдя в дом, Андрес обнаружил, что мудрый старик умер несколько часов назад. Что это была за музыка, так и остаётся неясным, однако именно эта мелодия легла в основу элегии.

Элегия — одно из моих любимых произведений. В пьесе используется множество современных звуковых эффектов, однако они очень органично вплетаются в музыкальную структуру пьесы, создавая уникальное произведение искусства.

Элина Моруз (арфа)

Дьёрдь Лигети и Мирослав Скорик —очень интересные и в то же время малоисполняемые у нас композиторы. А ведь Лигети — один из ведущих западных композиторов второй половины XX века, а Скорик — крупный советский композитор того же периода. Этюды Лигети продолжают традиции романтиков и импрессионистов, например, они имеют программные названия, как у Ференца Листа и Клода Дебюсси, но написаны современным музыкальным языком и с использованием новых композиторских приёмов. Таким является и этюд «Радуга», весьма насыщенный фактурой, но за счет медленного темпа приближающийся по своему эмоциональному состоянию к медитативности. А «Бурлеска» Скорика— яркий пример того, как в классическую академическую музыку привносятся ритмы рока и джаза, что характерно для значительной части современной музыки в целом и в чём сам Скорик был одним из первопроходцев среди советских композиторов.

Александр Трухин (фортепиано)

 
5 мая, Овальный зал музея им. Рубинштейна, начало в 14:00 Программа:
  • Р. Щедрин, Бассо Остинато
  • А. Шмурак, Земляничная соната
  • С. Губайдулина, Чакона
  • С. Загний, этюды
  • З. Алмаши, «Путешествие пингвина с постепенным появлением на заднем плане полярного сияния»
Исполняют:
  • Юстина Шарапановская (фортепиано)
  • Владимир Обухов (фортепиано)
  • Дарина Глимханова (фортепиано)
  • Екатерина Зейнетдинова (скрипка)
Вход свободный
15 мая, зал им. Мясковского, начало в 17:00 Программа:
  • Д. Лигети, Этюд № 13
  • М. Скорик, Бурлеска
  • И. Ф. Стравинский, «История солдата»
  • С. А. Губайдулина, Чакона
  • Х. Лахенман, Вариации на тему Шуберта
  • Б. Андрес, Элегия на смерть пастуха
Исполняют:
  • Элина Моруз (арфа)
  • Александр Трухин (фортепиано)
  • Валерия Лосевичева (фортепиано)
  • Надежда Травина (фортепиано)
  • Евгений Глазнев (художественное слово)
  • Ансамбль «Юрий Шостакович»
в составе:
  • Ирина Селецкая (кларнет)
  • Марина Грозовская (скрипка)
  • Марина Шиганова (скрипка)
  • Лидия Спиридонова (фортепиано) Купить билеты можно здесь
 
Студенческое научно-творческое общество Московской консерватории (СНТО) было основано композитором Григорием Фридом в 1938 году, периодически возорбновляло работу в советские годы; а современное СНТО существкте с 2014 года.. СНТО — это платформа для воплощения студенческих инициатив, таких как лекции известных музыкантов и деятелей культуры, которых приглашают сами студенты МГК, студенческо-аспирантские конференции, посещение выставок с комментариями профессионалов, организация фестивалей, семинаров и др.
Следить за деятельностью СНТО можно в соц. сетях: ВКонтакте, Instagram, Facebook, Youtube.
 
 
Stravinsky.online: