«Музыка — это самое спасительное для мира»
Текст: Анастасия Буцко
13 ноября 2021 на большом концерте к юбилею Софии Губайдулиной в Зале Чайковского сосотоится российская премьера её оркестрового сочинения «Гнев Божий» (2019).
Stravinsky.online дублирует авторский комментарий к пьесе, который взяла Анастасия Буцко специально для сайта фестиваля Wien Modern, где год назад состоялась её мировая премьера.
София Асгатовна Губайдулина. Источник: Archiv Sikorski Musikverlage
София Асгатовна, расскажите, пожалуйста, об идее вашей пьесы «Гнев Божий», мировую премьеру которой мы услышим совсем скоро.
Она посвящена Бетховену, причём это не законченная вещь. Завершена она будет ко дню рождения Бетховена в декабре 2020 года.
В сочинении будет две части. Та, что вы услышите на Wien Modern — это финал, а сейчас я работаю над Прологом.
Какой смысл Вы вкладываете в это название?
Мне кажется, это настолько ясно, что не требует никакого комментария. Гнев Господень – вы можете увидеть его и в общемировой ситуации, и в музыке.
Пролог и «Гнев Божий» - ведь это части одного сочинения, тем не менее они исполняются не вместе...
И в этом нет ничего необычного, части легко могут существовать отдельно друг от друга. Для меня всё это — продолжение работы над «Ораторией любви и ненависти». Эта тема меня очень занимает. Всеобщая проблема противостояния любви и ненависти в современном мире нарастает с такой силой и с такой таким большим ускорением, что не может не коснуться художников, людей искусства. Несколько моих последних сочинений, по существу, говорят о том же самом.
Можете ли Вы сказать, что это тема всего вашего творчества, или есть какая-то специфика, возникшая не так давно?
Думаю, что во всех моих сочинениях есть скорее тема диалога, которая проявляется как размышления о любви и ненависти именно в последние годы.
Это как-то связано с Бетховеном и его видением мира?
Когда я размышляю о Бетховене, то вижу, что его тоже занимал этот вопрос. Думаю, в его последних квартетах он проявился довольно сильно, но это только моя догадка. А поскольку сейчас юбилейный год Бетховена, я всё время как бы с ним разговариваю.
Есть ли какое-то соприкосновение с его музыкой с технической стороны?
Нет, именно с его материалом или конкретными темами никакого соприкосновения в моей музыке нет. Это только воображаемый разговор о самых общих вещах.
Как для Вас в одном поле объединяются Бетховен, религия и ваша собственная музыка, как это всё вместе происходит?
Это не происходит, это уже произошло.
Расскажите о музыкальной структуре Вашего сочинения или, может быть, о том, что сейчас ожидает слушателей?
Даже не знаю, что сказать о предстоящем слушательском опыте. Думаю, что лично я надеюсь на интенсивное внимание, внимательность и сосредоточение при слушании этой музыки.
В одном из недавних интервью Вы охарактеризовали двадцать первый век, да и поздний двадцатый, уже как эпоху спада в музыке. А ваш коллега Владимир Мартынов говорит и вовсе о конце времени композиторов. Считаете ли Вы, что музыка как таковая иссякает, или это может быть каким-то её преображением?
Я с Володей не согласна во многих вещах, а конец времени композиторов — это просто смешно.
Достаточно много молодых людей в последнее время присылают мне свои партитуры или записи, и я чувствую, что у них фантазия работает очень-очень сильно. Думаю, что сейчас не такое уж плохое время для музыки и для фантазий.
Доказательство тому и фестиваль Wien Modern. Я думаю, вообще фестиваль серьёзной музыки — это очень важная деятельность человечества, которая сопротивляется упадку и всему, что может происходить негативного.
В этом смысле музыкальная деятельность, с моей точки зрения, это самое важное и самое спасительное для мира.
Gubaidulina: Offertorium - Concerto For Violin And Orchestra
Обработка видео...