текст: Ирина Севастьянова
В продолжение темы 1917 года Stravinsky.online представляет текст, посвящённый одному из уникальных явлений послереволюционного времени: оркестру без дирижера Персимфанс. О предпосылках создания ансамбля, его деятельности и возрождении в XXI веке рассказывает Ирина Севастьянова.
I. Оркестрократические настроения в обществе
Пожалуй, ныне садовым дирижером не может быть разве тот, кому лень. Но разумеется, никому из публики и в голову не придет, что виновником отличного исполнения в таких случаях следует назвать оркестр, музыкантов, а не самого дирижера. Чаще всего роль последнего сводится к тому, что он машет палочкой, точно мельница крыльями, ансамбль же ведет оркестр. Но уже оркестрантам толпа не рукоплещет, так как взятие крепости не приписывается храбрости солдат, а всегда умению полководца.
Прочитав «Очерки», Чайковский сказал при встрече их автору:
Я давно интересовался жизнью этих трудолюбивых людей. От благосостояния их зависит прогресс музыки [2].
С.А. Кусевицкий
Хотя оркестры, в целом, являются одним из главных двигателей в развитии симфонической музыки, оркестранты, как единицы, постоянно находятся в материальной нужде и едва ли не пользуются полным пренебрежением со стороны всего общества [4]
II. Воплощение оркестрократических идей
III. Оркестрократия для детей и юношества
Лев Цейтлин (в центре) в кругу учеников Музыкального техникума имени братьев А. и Н. Рубинштейн. 1928 год.]
Фото: http://www.classicalmusicnews.ru/
IV. Оркестрократы XXI века
Обработка видео...