• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
Wandelweiser: Тишина — стерильная и не очень
Рецензии на альбомы пяти композиторов сообщества Wandelweiser от автора канала musicworm
автор | Илья Белоруков (Санкт-Петербург)
Музыкант из Санкт-Петербурга, играю на альт-саксофоне, модульном синтезаторе и использую множество других средств звукоизвлечения. Играю преимущественно импровизационную музыку, но и занимаюсь электроакустической композицией и иногда сочиняю для ансамблей. В поле зрения также работы с хореографами, театром, художниками. Пишу материалы для syg.ma, Stellage.store и блога Jazzist, раньше писал рецензии для изданий Современная Музыка, Музыка и время, ГЭЗета. Также слушаю и пишу заметки о прослушанном в телегам-канале musicworm, что помогает изучить музыку других, осмысляя и собственные замыслы. Занимаюсь лейблом Intonema, издающим как экспериментальные метал-работы, так и музыку сообщества Wandelweiser.
О последних я и написал для Stravinsky.Online. В небольших рецензиях на альбомы пяти самых заметных представителей Wandelweiser я постарался коснуться тем, которые, так или иначе, встречаются и пересекаются с импровизационной составляющей. Это работа с тишиной, окружающим звуком, концентрация на оттенках и едва слышимых вариациях звука, скупые и строгие композиционные формы. Именно эти явления привели меня к погружению в контекст сообщества, что впоследствии привело и к сотрудничеству с некоторыми композиторами из их круга.
 
Radu Malfatti | Radu Malfatti (Edition Wandelweiser, 1997)
Австриец Раду Малфатти — из числа тех немногих музыкантов, которые не раз кардинально меняли своё отношение к музыке. Когда-то начав с игры диксиленда на тромбоне, Раду в один момент переключился на искусство свободной импровизации, с которой, впрочем, тоже благополучно завязал в начале 90-х, начав заниматься исследованиями тишины. Это вскоре привело его в ряды сообщества композиторов Wandelweiser, на лейбле которого и был выпущен его сольный альбом «Radu Malfatti» в 1997-м году.
Две композиции, каждая длится ровно 2000 секунд: первая для тромбона соло, вторая для струнного квартета. Раду не играет на тромбоне обычным звуком, а производит лишь   звуки «дышащие», шумовые: это роднит его с развивавшимися в то время сообществами тихих импровизаторов в Берлине, Вене, Лондоне и Токио. Со многими людьми из этого мира Малфатти взаимодействует до сих пор. Струнный квартет даже ближе к импровизации по характеру появлению звуков во времени, которых просто больше, чем в сольной пьесе. Все четверо свои звуки «выскребают», стараясь не нарушить лишний раз тишину, но едва ли у них получается сдерживаться слишком долго и выходит, что звуки в композиции всё же главнее пауз.
Слушая эти работы сейчас, я невольно ловлю себя на мысли, что строгость сочинений Малфатти и тогда была во главе его подхода, но вот сам звуковой материал более разнообразен, чем его совсем скупые работы, которые он выпускал на собственном домашнем лейбле b-boim в 2000-х годах.
Lucio Capece / Radu Malfatti

Обработка видео...

Radu Malfatti Lucio Capece
Michael Pisaro | Field Have Ears (Another Timbre, 2010)
В 2010-м сообщество Wandelweiser было на пике творчества, а для американца Майкла Пизаро это и вовсе был один из самых плодотворных годов: он запустил собственный лейбл Gravity Wave, издав 2 альбома, а на других лейблах вышло ещё 5 альбомов. Field Have Ears вышел на английском Another Timbre. Сейчас это один из лучших лейблов, выпускающих современную академическую музыку, но вот 10 лет назад большую часть издаваемого занимала импровизационная музыка, а композиторы только начинали «отвоёвывать» своё место. Диск Пизаро — это нечто переходное и гибридное, где пианист Филипп Томас исполняет композиции наравне с музыкантами из английской электроакустической тусовки. Это в первую очередь Сара Хьюз, Доминик Лэш, Патрик Фармер и другие. Но даже не они главные в этом случае.
Одно из направлений творчества Пизаро — полевые записи. Их он использует часто, иные работы и вовсе состоят исключительно из них. На альбоме две композиции из серии Field Have Ears под номерами 1 и 4 предусмотрительно поставлены перед и после композиции Fade для сольного фортепиано. Во всех трёх пьесах Томас играет медленно, слушая отзвуки рояля и наслаждаясь тишиной. А вот подход к полевым записям в пьесах различен.
Если в первой мы слышим его игру на фоне звуков природы, в которой рояль и утопает, едва ли давая в полной мере прочувствовать инструмент, то во второй, где нет ничего, кроме стерильной тишины, музыкаПизаросама словно начинает искать внешние звуки, за которые ей нужно зацепиться. А звуков при прослушивании почти всегда много: это могут быть и машины за окном, и бытовые звуки, да хотя бы звук клавиш ноутбука. Слушатель сам ищет для себя дополнительные звуки-ориентиры в окружающей обстановке. И это одна из тех тем Wandelweiser, которую завещал всё тот же Джон Кейдж: все звуки вокруг нас музыкальны. Завершает альбом пьеса для четырёх и более исполнителей: в нашем случае их набралось целых четырнадцать. Что они все делают? Они создают звук, который стремится оказаться лишь звуком, а не выражением мыслей исполнителей. Эти музыканты играют словно пытаясь создать полевую запись из звуков инструментов. Когда их звук переплетается невидимыми нитями со звуком окружающей слушателя обстановки, вот тогда и создаётся нечто новое (и новым оно будет каждый раз).
Antoine Beuger | s'approcher s'éloigner s’absenter (Erstwhile, 2012)
Вслед за английским Another Timbre музыкой Wandelweiser в те же годы заинтересовался американский лейбл Erstwhile, известный тем, что его владелец Джон Эбби, по сути, ввёл термин ЭАИ, электроакустическая импровизация: для описания работ Кита Роу, Тошимару Накамуры и многих других героев этой музыки. На мой взгляд, именно эти два довольно крупных лейбла, взяв инициативу в свои руки, вывели музыку Wandelweiser из маргинальной среды и подполья. О них узнала гораздо более широкая аудитория, что, несомненно, привело и к плюсам, и к минусам для собственно музыки. Но об этом в другой раз.
Нидерландец Антуан Бойгер — главный человек в сообществе, он занимается и сайтом, и лейблом, и организацией ежегодного небольшого фестиваля в Дюссельдорфе. Его композиция s'approcher s'éloigner s’absenter была записана в 2011-м году на фестивале в Нью-Йорке, который проводил вышеупомянутый Эбби, а потом он же издал это выступление в серии ErstLive. Играет трио: гитарист Барри Чабала, котнрабасист Доминик Лэш, электронщик Бен Оуэн.
Как и в случае в альбомом Пизаро, в частности с пьесой Field Have Ears 4, трио будто конструирует звуковую ситуацию вокруг себя, почти создавая полевую запись, которую потом можно поместить в контекст места прослушивания каждого слушателя. В этой музыке много пауз и недоговорённостей, а слушать её лучше на такой громкости, когда звук почти ускользает из поля слышимости. Как раз тогда и случается откровение о том, что всё вокруг тоже становится музыкой, и ты сам можешь поучаствовать в её создании.
Интересно, что в те годы музыку Wandelweiser играли чаще импровизаторы, а не академические музыканты. Скрупулезное отношение к каждому звуку и даже любование им, как правило, присущи именно тихим импровизаторам и электроакустикам, потому и свободные партитуры композиторов сообщества привлекали этих музыкантов, ценящих в музыке свой персональный выбор материала и как его играть. Полагаю, что ещё одним фактором послужило то, что та тихая импровизация начала терять былую энергию к тому времени, и многие искали новые формы для звучания. Такими свежими формами и «поделились» композиторы Wandelweiser.
Jürg Frey | Metal, Stone, Skin, Foliage, Air (L’innomable, 2011)
Ещё один важный композитор — швейцарец Юрг Фрай. Его музыка в последние годы стала заметно мелодичней и «музыкальней», где нотный материал стал всё-таки важнее тишины, а работа с каким-то одним звуком вытеснена многослойными планами молодой и гармоний. Тем не менее, я решил вспомнить о работе постарше, вышедшей на словенском лейбле L’innomable. Надо сказать, что и этот лейбл, в первую очередь, импровизаторский, а изданные там работы Фрая и Бойгера сосредоточены на звуке, а не на форме. Такова пьеса Metal, Stone, Skin, Foliage, Air, записанная перкуссионистом Ником Хеннисом.
Длинная 67-минутная работа почти без пауз может показаться тяжёлой для прослушивания, но стоит лишь прислушаться и проникнуться. Это простая музыка по структуре: здесь столько-то частей, каждая часть для одного элемента звукоизвлечения, переходы между ними строгие. Хеннис тщательно играет и изучает оттенки звука, погружаясь в медитацию при игре повторяющихся небольших паттернов. С первых секунд слушатель может удивиться: ого, ритмический паттерн в музыке Wandelweiser. Тем не менее, после десяти минут всё становится на свои места, и музыка начинает «жить» в комнате, а ты можешь её слушать внимательно, отмечая множество микро-элементов и микро-изменений, а можешь воспринимать этот звук, как нечто, что случилось и уже взаимодействует с окружающей ситуацией. Ритмы начинают превращаться в длинные звуки, становясь одновременно и бэкграундом, и основой. А потом ритмов становится меньше, или, точнее сказать, они становятся всё менее и менее явными. И тут звуковой материал начинает ассоциироваться с электронной музыкой, с эмбиентом, дроуном и электроакустикой, что, вспомним, роднит музыку опять же с кругами импровизаторов или композиторов лоуэркейс-музыки, таких как Ричард Шартье, Стив Роден, Асмус Титченс и прочих.
Eva-Maria Houben | Breath for Organ (Seconds Editions, 2018)
Эва-Мария Хубен из Германии, и она, как и Фрай, преимущественно занимается «мелодичным» направлением в Wandelweiser. Её музыка обычно выходит на лейбле самого сообщества и на её собственном домашнем Diafani. Тем не менее, иногда случаются и релизы на стороне, как представленный Breath for Organ, изданный немецким Second Editions, специализирующимся на широком спектре современной экспериментальной музыки. Эва-Мария записала не очень характерную для себя работу, шумовую.
Композиция на целых 75 минут, играет сама Хубен на органе — вообще, в её каталоге этот инструмент встречается нередко, и она знает как с ним работать. Акустика собора сама по себе шумит, там нет стерильной студийной тишины. Такая атмосфера задаёт музыке Эвы-Марии направление. Её орган дышит, размеренно и не вырываясь на первый план, иногда посапывая, но нигде не переходя ту грань, за которой начинается полновесный звук инструмента. Вновь, как и в случае с композицией Фрая, эта музыка полутонов и недосказанностей имеет больше общего с электроникой, нежели с инструментальной музыкой, но всё же она сыграна исполнителем по партитуре, что и выводит музыку в другой контекст, в котором всё ещё важна роль автора и исполнителя. В данном случае ситуация идеальная — кто, как не композитор, лучше всего исполнит собственную музыку?
Eva-Maria Houben - Breath For Organ

Обработка видео...

Eva-Maria Houben. Breath for Organ
Публикацию подготовили Мария Невидимова и Жанна Савицкая