Издательский дом «Дело» РАНХиГС выпустил книгу Марка Эвана Бондса «Абсолютная музыка: история идеи» в переводе Артёма Рондарева. Работа Бондса охватывает фактически всю историю воззрений на феномен абсолютной музыки от Пифагора и до композиторов ХХ века.
Stravinsky.online публикует фрагмент книги, посвященный взглядам Арнольда Шёнберга и их эволюции — почему он отказался давать названия каждой из «Пяти оркестровых пьес» и как по-новому комментировал программный секстет «Просветлённая ночь», вдохновлённый поэмой Рихарда Демеля, спустя полвека после его написания.
Лишь относительно немногие в состоянии понимать чисто музыкально то, что говорит музыка. Насколько вообще могут расходиться по свету ложные и банальные взгляды, распространено убеждение, будто музыкальная пьеса должна вызывать какие-то представления, — если таковых не возникает, значит музыка непонята или она ни на что не годится [2].
Мне в целом не нравится эта идея. Ибо одна из самых прекрасных вещей в музыке — это то, что с ее помощью можно выразить абсолютно все таким образом, что любой знающий человек поймет все, и, однако же, оставить в ней секреты, в которых ты не признаешься даже себе и не выбалтываешь их. Но названия их выбалтывают. Кроме того: то, что нужно сказать, должна говорить музыка. Зачем помимо нее нужны еще и слова? Если бы слова были нужны, они были бы в музыке. Но музыка говорит больше, чем слова. Названия, которые я могу придумать, не пояснят ничего, потому что они отчасти туманны, отчасти же технического характера. А именно: I. Предчувствия (они есть у всех), II. Прошлое (тоже у всех есть), III. Аккордовая окраска (техническое), IV. Периферия (определенно слишком общо), V. Облигатный (или даже лучше: «продолжительный» или «бесконечный») речитатив. В любом случае все это технические вопросы публикации, а не указание на «поэтическое содержание» [3].
Обработка видео...
Обработка видео...
после смерти Брамса многие молодые композиторы, следуя примеру Рихарда Штрауса, писали программную музыку. Данный факт объясняет происхождение «Просветленной ночи». Это в самом деле программная музыка, иллюстрирующая и музыкально выражающая поэму Рихарда Демеля «Женщина и мир». [9]
поскольку мое сочинение не иллюстрирует никакого действия или драмы, а лишь рисует природу и выражает человеческие эмоции, мне представляется, что оно по данной причине приобрело качества, способные удовлетворить вас даже в том случае, если вы не знаете, что именно оно иллюстрирует; другими словами, его возможно воспринимать как «чистую» музыку и, таким образом, позабыть про поэму. Тем не менее поэма заслуживает внимания в силу весьма поэтичного изображения эмоций, пробужденных красотой природы, и характерного морального отношения к непереносимо тяжелой человеческой проблеме.
Обработка видео...
Прогулка в парке (пример 1) под ясным, холодным лунным светом (примеры 2 и 3), жена сообщает мужчине о трагедии в драматичной манере (пример 4) <…> Кульминационный подъем, развивающий мотив (пример 8), иллюстрирует обвинение ее себя в страшном грехе <…> Но «звучит голос мужчины — мужчины, чье благородство столь же возвышенно, сколь и его любовь» (пример 10).