• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
итоги
21/03/2018
Стравинский. Итоги года
текст: Ирина Севастьянова
В 2017-ом исполнилось 135 лет со дня рождения Игоря Фёдоровича Стравинского. Спектакли, концерты, выставки и конференции проходили от Петербурга до Владивостока. О том, каким получился Год Стравинского в России, читайте в материале Ирины Севастьяновой.
На конференции в 2015 году музыковед Наталья Брагинская, исследователь творчества Стравинского, выступила с сенсационным сообщением: при ремонте в библиотеке Петербургской консерватории сотрудники обнаружили ценнейшие ноты — оркестровые голоса «Погребальной песни» — сочинения, созданного композитором в 1908 году. Сам Игорь Фёдорович считал партитуру безвозвратно потерянной во время революции. Он совсем не помнил музыки, но был абсолютно уверен, что это — одно из лучших его произведений. 
В Петербурге ноты лежали безо всяких обозначений, погребённые под кипами других бумаг и папок. Новость об уникальной находке подхватил Валерий Гергиев и организовал мировую премьеру сочинения в Мариинском театре. Обнаружение «Погребальной песни» стало для дирижёра поводом провести в России Год Стравинского.
Игорь Фёдорович — не первый композитор, которому делают годовое посвящение: в 2015-ом чествовали Чайковского, а в 2016-ом — Прокофьева. Если в первых двух случаях решения о создании этих проектов принимались на президентском уровне, то со Стравинским всё получилось менее официально, и, следовательно, без внушительной поддержки государства. 
Предложение худрука Мариинского театра посвятить следующий Год Игорю Фёдоровичу, сделанное на собрании Всероссийского хорового общества в ноябре 2016-го, не стало катализатором для многих российских культурных институций. В основном инициативу Гергиева подхватили музыканты, которые и так исполняли Стравинского без специальных постановлений свыше. Например, Владимир Юровский: он дирижировал московской премьерой «Погребальной песни». 
Концерты в честь 135-летия композитора в 2107-ом можно было встретить довольно часто. Большую программу подготовили в «Новой опере». Там представили российскую премьеру оратории «Плач пророка Иеримии», канату «Вавилон», Requiem canticles и балет «Весна священная». Стравинскому посвятили XVI Московский Пасхальный фестиваль и спектакль на «Черешневом лесе». Впрочем, многодневных марафонов с исполнением сочинений композитора, таких, как в Год Прокофьева, даже Гергиев не устраивал. Дирижёр включал оркестровые опусы Стравинского в концертные программы в разных городах по всей России и инициировал перенос давней постановки Мариинского, балета «Аполлон», на Приморскую сцену. 
Празднования 135-летия Гергиев не ограничил только пределами нашей страны: в феврале он посвятил Игорю Фёдоровичу свой фестиваль «360 градусов» в Мюнхене.  
В репертуаре российских музыкальных театров произведения композитора по-прежнему появляются редко. (Ниже приведён список постановок) В Год Стравинского их количество принципиально не изменилось. Для перечисления всех премьер 2017-го достаточно пальцев одной руки. Среди них одна оперная — «Царь Эдип» режиссёра Римаса Туминаса в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и две балетных: «Балеты Стравинского» в Пермском театре оперы и балета (одна из частей триптиха — «Петрушка» Владимира Варнавы — вошла и в репертуар Мариинского театра) и «Клетка» американского хореографа Джерома Роббинса в Большом театре. 
К творчеству композитора точечно обращались на нескольких российских конференциях, а целиком посвятили ему две однодневных: в Государственном институте искусствознания в Москве (23 ноября 2017) и Институте истории искусств в Санкт-Петербурге (24 января 2018). 
 В прошлом году появился Фонд имени Игоря Стравинского (Stravinsky Fund), организованный его правнучатой племянницей Анастасией Козаченко-Стравинской. Eго деятельность направлена на поддержку выставочных и издательских проектов, а также перспективных начинаний в исполнительском искусстве. 
В России у Стравинского нет ни музея, ни памятника. Юбилейный год, конечно, мог бы стать поводом к их открытию, но, видимо, придётся ждать следующей круглый даты, потому что установить монумент безо всякой на то причины можно только в случае с Петром I. 
В мире существует только один музей, посвященный Игорю Фёдоровичу, и находится он в украинском Устилуге, где раньше располагалось имение Стравинских. Единственный памятник музыканту установлен в швейцарском Монтрё, где композитор обосновался после 1914 года.
Фото с сайта https://alp-age.com
 

Стравинский. События Года 

02.12.16

Мариинский театр, СПб

Открытие Года Стравинского. Исполнение «Погребальной песни» и музыки из балета «Жар-птица» оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямую трансляцию концерта вёл телеканал Mezzo.
09.02. 17

Большой зал консерватории, Москва

Открытие Года Стравинского в Московской консерватории. Исполнение «Погребальной песни» и музыки из балета «Жар-птица» Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории под управлением Владимира Юровского
16.03.17

Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Премьера оперы «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Дирижёр - Феликс Коробов.
19.03.17

Большой театр, Москва

Премьера балета Джерома Роббинса «Клетка» на музыку Стравинского.
26.03.17

Приморская сцена Мариинского театра, Владивосток

В репертуар музыкального театра во Владивостоке впервые вошёл балет Стравинского «Аполлон». Спектакль стал возобновлением петербургской постановки (хореография Джона Баланчина; балетмейстер – Франция Рассел).
08.04.17

Концертный зал им. Чайковского, Москва

Борис Березовский и Государственный Академический симфонический оркестр России им. Светланова исполнили без дирижера Концерт Стравинского для фортепиано и духовых инструментов.
28.04-26.05. 17

Российский Национальный Музей Музыки, Москва

Выставка к 135-летию Стравинского «…С обещанием снова увидеться». В экспозиции было представлено около 100 экспонатов из коллекции ВМОМК имени М.И. Глинки и мемориальных предметов из Фонда имени Игоря Стравинского (Stravinsky Fund). Это вторая в истории нашей страны выставка, посвященная композитору (первая была организована в 1962 году, когда он приезжал в СССР с гастролями). На открытии с чтением писем Стравинского выступили студенты Мастерской Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова (МИР-5), несколько вокальных сочинений композитора исполнили солистка Камерного театра им. Покровского Мария Симакова (сопрано) и пианист Владимир Воробьёв.
19.05.17

Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес», Концертный зал им. Чайковского, Москва

Премьера мультимедийного спектакля Дмитрия Ситковецкого «Чёрт, солдат и скрипка» на текст Михаила Успенского на фестивале «Черешневый лес». Режиссёром-постановщиком и хореографом спектакля выступил Михаил Кисляров, а художником Андрей Макаревич. Роль Рассказчика исполнил Владимир Познер.
24.05.17

Новая опера, Москва

Программа «СТРАВИНСКИЙ». В ней впервые в России исполнялась оратория «Плач пророка Иеримии». В программе вечера к 135-летию Стравинского также оказались Кантата «Вавилон», «Заупокойные песнопения» (Requiem canticles) и балет «Весна священная» в постановке труппы «Балета Москва».
25.05.17

Дягилевский фестиваль, Пермь

Мировая хореографическая премьера спектакля «Балеты Стравинского». В него вошли: «Поцелуй феи» в хореографии Вячеслава Самодурова, «Петрушка» Владимира Варнавы, «Жар-птица» Алексея Мирошниченко. Музыкальным руководителем постановки выступил Теодор Курентзис.
17.06.17

Концертный зал Мариинского театра, СПб

Премьера «Истории солдата» в постановке Глеба Черепанова. Гала-концерт с исполнением Симфонии in C, «Свадебки», Скрипичного концерта и музыки из балета «Жар-птица». Дирижировал Валерий Гергиев.
11-21.09.17

Большой зал консерватории, Москва

Тринадцатый Международный осенний хоровой фестиваль имени профессора Бориса Тевлина был посвящён 135-летию композитора и получил подзаголовок «В орбите Игоря Стравинского». В разных концертах исполнялись Антем, Подблюдные песни и Месса Стравинского, а также сочинения композиторов XX-XXI веков.
03.10.17

Концертный зал им. Чайковского, Москва

Концертное исполнение «Свадебки» и «Царя Эдипа» Государственной академической симфонической капеллой под руководством Валерия Полянского
15.11.17

Фестиваль Context. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Московская хореографическая премьера «Балетов Стравинского». (См. пермскую постановку от 25.05.17)
17.11.17

Санкт-Петербургский международный культурный форум, Мариинский-2, СПб

Гала-открытие VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Петербургская хореографическая премьера балета «Петрушка» в постановке Владимира Варнавы. В главных ролях выступили Владимир Шкляров, Юрий Смекалов, Злата Ялинич, Давид Залеев. Балет исполнил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Алексея Репникова.
23.11.17

Государственный институт искусствознания, Москва

Международная научная конференция «Стравинский жив!», приуроченная к 135-летию композитора.
24.01.18

Российский институт истории искусств, СПб

Совместная научно-практическая конференция РИИИ и Московской консерватории «Музыкальный театр Стравинского сегодня». Рассматривались современные тенденции в изучении, сценическом воплощении и восприятии творческого наследия композитора.
22.02.18

Большой зал консерватории, Москва

Юрий Симонов и Академический симфонический оркестр Московской филармонии исполняли «Погребальную песнь»
 
О других исполнениях «Погребальной песни» можно прочесть в недавнем материале Stravinsky.online.
 

Стравинский. В репертуаре российских театров

Оперное и балетное наследие композитора представлено в нашей стране очень локально. Если не брать в расчёт Москву и Санкт-Петербург, то окажется, что в репертуаре региональных театров нет ни одной оперы Стравинского. Единичные балеты поставлены в Новосибирске, Уфе и Красноярске и сразу несколько спектаклей, в том числе и единственную премьеру 2017-го года, можно обнаружить в Перми.
Оперы:
«Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана»
Большой театр, Бетховенский зал. Часть спектакля «Байки о Лисе, Утёнке и Балде». Режиссёр-постановщик – Дмитрий Белянушкин, дирижёр-постановщик – Антон Гришанин. Премьера состоялась в 2015 году. 
«Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен»
 Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Покровского. Опера-пастиччо по мотивам произведений Дж.Б. Перголези и И. Стравинского. По оригинальной пьесе Михаила Кислярова. Дирижёр-постановщик — Владимир Агронский. Премьера — 8 сентября 2010 года.
«Мавра»
«Геликон-опера», Москва. В репертуаре театра спектакль в постановке Дмитрия Бертмана находится с небольшими перерывами уже больше 25 лет: его премьера состоялась в 1990 году. 
Камерный музыкальный театр им. Покровского, Москва. Опера появилась в репертуаре в 2014; постановку выполнили дирижёр Геннадий Рождественский и режиссёр Михаил Кисляров.
«Похождения повесы» 
Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Покровского. Этот спектакль — первая постановка оперы «Похождения повесы» в России. Премьера состоялась 11 мая 1978 года; реконструкция —17 декабря 2010 года. Режиссёр-постановщик — Борис Покровский, дирижёр-постановщик — Геннадий Рождественский. 
«Соловей» 
 Мариинский театр, СПб. Постановка режиссера Александра Петрова 1995 года. В этом сезоне спектакль можно будет увидеть 19 и 20 мая 
«Геликон-опера», Москва. Режиссер-постановщик - Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель и дирижер - Владимир Понькин. Премьера спектакля — 7 мая 2014 года. Идёт в паре с балетом  «Весна священная».
Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац. Музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе, режиссёр-постановщик — Татьяна Миткалева. Премьера состоялась 12 декабря 2015 года.
«Царь Эдип»
Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. «Царь Эдип» исполняется вместе с оперой «Замок герцога Синяя Борода» Бартока. Музыкальный руководитель и дирижёр — Феликс Коробов, режиссёр-постановщик — Римас Туминас. Ближайший спектакль состоится 12 апреля
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Спектакль в постановке Джонатана Миллера, музыкальный руководитель — Валерий Гергиев. Премьера состоялась 10 апреля 2003 года. 
Балеты:
«Аполлон Мусагет» 
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Хореография Джорджа Баланчина 1928 года. В Перми спектакль поставлен в 2014. Музыкальный руководитель — Валерий Платонов, хореограф-постановщик — Бен Хьюз. 
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Спектакль с хореографией Джорджа Баланчина 1928 года. Поставлен в Мариинском театре в 26 января 1992 года, возобновлена в 1998. 
 Приморская сцена Мариинского театра, Владивосток. «Аполлон» — спектакль Мариинского театра (постановка 1992 года) с хореографией Джорджа Баланчина (1928). В репертуаре Приморской сцены появился в честь 135-летия Стравинского 26 марта 2017 года.  Ближайший спектакль состоится 18 апреля
 «Весна священная»
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Хореография Саши Вальц. Музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев. Премьера прошла 13 мая 2013 года. Ближайшие спектакли состоятся 11 и 27 апреля
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Реконструкция спектакля 1913 года в хореографии Вацлава Нижинского. Премьера в Мариинском театре состоялась в 2003 году. Декорации и костюмы Николая Рериха. Авторы реконструкции: хореограф Миллисент Ходсон и художник Кеннет Арчер.
Красноярский государственный театр оперы и балета. В хореографии Сергея Боброва. Премьера прошла 28 ноября 2010 года. 
Государственный академический театр классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва, Москва. Спектакль 1965 года в постановке Касаткиной и Василёва был впервые поставлен в Большом театре. В Государственном академическом театре классического премьера балета состоялась в 1979 году. 
В исполнении «Балета Москва». Идёт в паре со «Свадебкой». Спектакль с хореографией и сценографией Режиса Обадиа удостоен «Золотой маски» в номинации «Лучший спектакль в современном танце» (2004). Был показан на разных площадках столицы. В последнее время проходил в Культурном центре ЗИЛ.
«Клетка» 
Большой театр, Москва. Спектакль с хореографией Джерома Роббинса и сценографией Джина Розенталя. Дирижёр-постановщик — Игорь Дронов. Премьера состоялась 19 марта 2017 года.  Ближайшие спектакли — 5 и 6 июня.
«Любовь есть везде»
Михайловский театр, Санкт-Петербург. Спектакль на музыку Игоря Стравинского в постановке Ивана Васильева. Первый показ состоялся 29 мая 2016 года в рамках Мастерской молодых хореографов в Большом театре. Петербургская премьера спектакля состоялась 14 февраля 2017 года. 
«Петрушка» 
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Хореография Михаила Фокина 1911 года, постановщик – Гэри Крист. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев. Премьера спектакля в Мариинском состоялась 6 февраля 2010 года. 
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Спектакль по либретто Владимира Варнавы и Константина Фёдорова в хореографии Владимира Варнавы. Музыкальный руководитель — Теодор Курентзис, дирижёры — Артём Абашев и Валентин Урюпин. Мировая премьера состоялась 25 мая 2017 года. 
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Хореография Владимира Варнавы. Мировая премьера 25 мая 2017 года в Перми. Премьера в Мариинском театре прошла 17 ноября 2017 года.
La Marionnette. Башкирский государственный театр оперы и балета, Уфа. Спектакль по мотивам «Петрушки» Стравинского с хореографией Рината Абушахманова в репертуаре театра с июня 2010 года. 
Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац. Спектакль с хореографией Мизаила Фокина. Режиссёр-постановщик Андрис Лиепа. 
«Поцелуй феи» 
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Спектакль с хореографией Вячеслава Самодурова. Музыкальный руководитель — Теодор Курентзис, дирижёры — Артём Абашев и Андрей Данилов. Мировая премьера состоялась 25 мая 2017 года. 
«Пульчинелла»
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Спектакль в постановке Кирилла Симонова, музыкальный руководитель —Айнарс Рубикис. Премьера состоялась 19 апреля 2013 года. 
«Рубины» из триптиха «Драгоценности» 
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Спектакль с хореографией Джорджа Баланчина 1967 года. Сценография Питера Харви. Премьера в Мариинском театре проходила 30 октября 1999 года. Ближайший спектакль состоятся 18 мая. 
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Спектакль с хореографией Джорджа Баланчина 1967 года. Балетмейстер-постановщик — Пол Боуз. Музыкальный руководитель — Валерий Платонов. Премьера прошла 19 июня 2014 года. 
Большой театр, Москва. Спектакль Джорджа Баланчина. Премьера состоялась 5 мая 2012 года.  Следующие спектакли пройдут 8 и 9 мая
«Свадебка» 
Мариинский театр, Санкт-Петербург. Реконструкция спектакля 1923 года с хореографией Брониславы Нижинской и декорациями и костюмами Наталии Гончаровой. Балетмейстер-постановщик – Хоуард Сайетт, музыкальный руководитель — Валерий Гергиев. Премьера в Мариинском состоялась 9 июня 2003 года. Ближайший показ  пройдёт  6 мая
 В исполнении «Балета Москва». Идёт в паре с «Весной священной». Спектакль с хореографией и сценографией Режиса Обадиа удостоен «Золотой маской» в номинации «Лучший спектакль в современном танце» (2004). Был показан на разных площадках столицы. В последнее время проходил в Культурном центре ЗИЛ. 
«Симфония псалмов»
Большой театр, Москва. Автор концепции и хореограф спектакля — Иржи Килиан. Сценография Уильяма Катца. Дирижёр-постановщик Павел Клиничев. В спектакле участвует Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьёва. Премьера балетасостоялась 21 июля 2011 года. Спектакль был возобновлён 18 марта 2016 г. на Вечере современной хореографии. 
«Симфония в трёх движениях» 
 Мариинский театр, Санкт-Петербург. Спектакль в постановке Раду Поклитару. Премьера прошла 30 декабря 2015 года. Ближайшие спектакли состоятся 11 и 27 апреля