Резиденция. Итоги

Кураторы Ирина Севастьянова, Сергей Яковенко и Татьяна Яковлева об опыте ведения проекта

Куратор и инициатор создания проекта 

Еще до начала проекта мне говорили, что вряд ли удастся найти много людей, которые хотели бы писать о современной музыке. Тем не менее за полторы недели мы получили почти 30 заявок из разных городов России. Взять всех в проект у нас не получилось, потому что команда кураторов не смогла бы работать с большим количеством текстов. Пришлось делать отбор.

Это далось нелегко, набор происходил главным образом по специализации кураторов. Рена, например, отвечала за электро-акустическую музыку, поэтому она выбирала людей, которым это направление могло бы быть интересным. Планировалось, что участники будут работать над «спринтерскими», как я их называю, текстами, то есть ходить на спектакли и концерты и писать о них, а также над «стайерскими» — почти что мини-исследованиями. Идея провалилась: второй тип текстов требует серьезного погружения в материал, что плохо реализуется за короткий отрезок времени.

Участники активно писали рецензии, хотя, на мой взгляд, они как раз сложнее текстов-исследований, ведь для рецензий нужно хорошо ориентироваться в контексте. У резидентов почти не было опыта работы в этом жанре, до проекта многие мало ходили в театр и на концерты современной музыки, поэтому контекстное поле приходилось создавать с нуля. Нам удалось выпустить несколько текстов о новых релизах. Все они получились удачными, да и о дисках читать значительно интереснее, чем о среднего уровня концертах и спектаклях.

Меня удивило, что студенты-музыковеды очень боятся современной музыки. Самая частая фраза участников, с которой я сталкивалась во время проекта: у нас нет инструментов, чтобы писать о современных сочинениях. Забавно, что даже совсем молодые авторы изучают музыку большую часть своей жизни; различных навыков (слушательских, аналитических, практических) у них гораздо больше, чем у их коллег, театроведов и кинокритиков, которые впервые сталкиваются с теорией и историей своего предмета уже в вузах, однако страх перед новым у людей с профессиональным музыкальным образованием явно сильнее. Наверное, эта боязнь современной музыки связана с тем, что индустрия заточена на классико-романтический репертуар. По отзывам участников могу сказать, что понять и разобраться в незнакомом языке хорошо помогают воркшопы — открытые репетиции сочинений с комментариями исполнителей.

У молодых авторов есть потребность в том, чтобы пробовать писать, но мало возможностей для практики. Сайт Stravinsky.online мог бы стать платформой для критиков, ведь события, связанные с современной музыкой, проходят не только в Москве и Петербурге. В этом полугодии, например, в Казани было гораздо больше интересных фестивалей и лабораторий, чем в Питере. К новой музыке открыт Нижний Новгород: в ГЦСИ «Арсенал» регулярно проводят различные проекты, в том числе с участием зарубежных исполнителей и композиторов. Понятно, что редко кто может выезжать на европейские фестивали или премьеры, но освещать события по всей России не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Куратор проекта 

Как мне кажется, невозможно хорошо писать о современной музыке, не обладая достаточным слушательским опытом, который, по сути, можно получить гораздо менее болезненно, чем музыкальное образование, но для этого точно так же требуются время и живой интерес. История музыки последних лет — это не только десяток имён и названий ключевых направлений, это сотни композиторов, музыкантов и ансамблей, по той или иной причине не вошедших в стандартный набор, регулярно освещаемый в статьях и книгах. Думается, что «Резиденции» музыкальных критиков должен предшествовать «курс слушателя», в ходе которого могла бы сформироваться некая картина музыкальных событий и изменений, произошедших с середины двадцатого века.

Однако не может не воодушевлять наличие такого числа людей, желающих писать о современной музыке. Пусть и не все по каким-либо причинам смогли завершить свои тексты, думаю, что кто-то открыл для себя новые музыкальные области и направления, а мы, кураторы, осознали свои ошибки в организации в целом и, в частности, в подходе к выбору тем.

Куратор проекта 

Идея «Резиденции» изначально меня очень вдохновила — создание интернет-платформы для молодых критиков, где желающие смогут опубликовать свои тексты о событиях в современной музыке. Есть ощущение, что не хватает централизованного места, где можно почитать фидбеки о концертах, число которых только множится: в Москве в один день можно посетить два, а то и три хороших выступления разных ансамблей. Не везде получается попасть, но критиков там почти не бывает, за редкими исключениями в виде крупных премьер и фестивалей. В последнее время гораздо интереснее читать посты композиторов на страницах в фейсбуке, чем разборы или рецензии профессиональных критиков.

Есть события, которые проходят в других городах России, о них мы совсем ничего не знаем. Важно, что в «Резиденцию» попало сразу несколько участников из регионов.

Результат этого экспериментального проекта показал, что есть желание писать, есть желание слушать новую музыку — и это уже очень здорово. Правда, чтобы перейти к настоящей критике, важно серьезно погружаться в контекст: много слушать, изучать, читать. Не все участники смогли сопоставить свои силы и временные возможности, не у всех получилось активно заниматься в «Резиденции». Да и это довольно сложно, ведь почти нет ориентиров — на что обращать внимание в непривычной музыке, с чем сопоставлять и прочее.

Статьи участников получились довольно разными по уровню, но, по-моему, хорошо, что эта проба состоялась. Люди оценили специфику этой деятельности, кто-то расширил круг своих интересов, а для начинающих проект может стать стартом для развития в этой области. О дальнейших планах «Резиденции» я пока не знаю, но продолжать стоит, может быть, с более плотным погружением.

 

Кураторы проекта и команда Stravinsky.online благодарят всех резидентов за участие, а также предлагают дальнейшее сотрудничество с сайтом.

 
Читать все выпуски:
Резиденция 
Резиденция 
Выпуск I 
20 февраля