14.09.2018

Новая музыка: осень-2018

Концертный сезон 2017-2018 для новой музыки прошёл как череда разряженных во времени точечных премьер. Теперь предстоит составлять планы на каждый день, а иногда выбирать среди наслоения масштабных событий. «Лекция» Кейджа в версии Роберта Уилсона, оркестровая премьера Хайнера Гёббельса,  приезд композиторов Тристана Мюрая, Хаи Черновин и Фредерика Ржевского, гастроли United Berlin; видеоопера Стива Райха, иммерсивная коОПЕРАция, немая опера FACE, «Один день Ивана Денисовича» и краткая биография фрау Шиндлер на оперной сцене; концерт к 25-летию «Студии новой музыки» в Большом зале консерватории, фестиваль «Другое пространство» Владимира Юровского, завершающийся исполнением Les Espaces Acoustique Жерара Гризе для трёх ансамблей и большого оркестра – и это далеко неполный и неокончательный перечень ключевых событий новой музыки, которые произойдут в Москве до конца этого года. Набросок сделал Владислав Тарнопольский.


Крупным планом

Главным событием сентября стал приезд в Россию известного композитора Хаи Черновин. Профессор Гарвардского университета, основательница знаменитых летних курсов (Академии) в Schloss Solitude в этом году была приглашена преподавать на двухнедельной Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском, ежегодно проводимой МАСМом. В Москве и Петербурге (15 и 17 сентября) в рамках проекта Эшколот состоится российская премьера HIDDEN  – струнного квартета с электроникой (исполняют FX-квартет и электронщики из IRCAM). Концерт будет предварять мини-лекция Черновин.  HIDDEN — это  «45-минутный звуковой опыт, который превращает наши уши в глаза».

Большая лекция Хаи Черновин 14 сентября открыла сезон публичных встреч с композиторами в Московской консерватории. Осенью в Консерваторию также приедут классик спектральной музыки Тристан Мюрай, музыкальный директор Венецианской биеннале Иван Феделе и герой последнего берлинского MärzMusik  Йоханнес Шёльхорн, который пишет новое сочинение к юбилею «Студии новой музыки».

 

В середине октября (16 и 17) Москву посетит американский режиссёр Роберт Уилсон. На фестивале «TERRИТОРИЯ» он исполнит одно из канонических сочинений Джона Кейджа - «Лекцию о ничто». В России «Лекция» исполнялась не раз: её читали на фестивалях Алексея Любимова, ставил Дмитрий Волкострелов, а в далеком 1992-м cочинение Кейджа в режиссерской версии Петра Поспелова было показано в программе «Тишина номер 9», однако интерпретация Уилсона - одна из канони

Проект «Симфония больших городов» к 25-летию «Студии новой музыки» в Большом зале консерватории обещает стать центральным событием октября и одним из главных концертов ансамбля за последние пять лет. 18 октября запланирован вечер российских премьер, среди которых сочинения Стива Райха, Мортона Фелдмана, Лучано Берио, Ынсук Чин, Владимира Тарнопольского, Дмитрия Курляндского. Впервые в России прозвучит оркестровое сочинение Хайнера Гёббельса, которого у нас знают прежде всего как театрального режиссёра. Будет исполнен «Суррогат» из самого известного его оркестрового цикла «Суррогатные города». Кроме того, едва ли не первое в нашей стране прозвучит музыка немки Сары Немцов, одного из лидеров молодого поколения композиторов. Тема концерта - города мира: у Райха будет исполнена «Жизнь городов. Нью-Йорк», у Немцов – «Луфтмакумба / Рио-де-Жанейро», «Карты несуществующих городов: Стокгольм» – у Курляндского, «Eastanbul» – у Тарнопольского, и лишь у Фелдмана не город, а «Атлантида» –самое старое сочинение в программе – графическая партитура 1959 года.

Накануне, 16-17 октября, центром на фестивале «TERRИТОРИЯ» будет исполнено одно из канонических сочинений Джона Кейджа - «Лекция о ничто». «Лекция» исполнялась в России не раз: её читали на фестивалях Алексея Любимова, ставил Дмитрий Волкострелов, а в далеком 1992-м cочинение Кейджа в режиссерской версии Петра Поспелова было показано в программе «Тишина номер 9», однако в этот раз

 

Кульминацией сезона станет конец ноября: 28 ноября в Московской филармонии начнётся пятидневный марафон современной оркестровой музыки на биеннале «Другое пространство», самый концентрированный по количеству и качеству событий. На фестиваль Владимира Юровского приглашён ансамбль United Berlin, основанный после падения берлинской стены. В программу их концерта вошли сочинения последней четверти ХХ века с неочевидной для российского контекста подобркой имён (например, Клода Вивье или Георга Катцера в Москве не играли приблизительно никогда).

По заказу фестиваля пишут российские композиторы разных поколений – в частности, на открытии прозвучат симфоническая «эпитафия авангарду» от 70-летнего участника Ассоциации современной музыки (АСМ-2) Виктора Екимовского и «немая опера» FAСE, с использованием инструментальных, электроакустических звуков и видеопроекции от молодого преподавателя Московской консерватории Ольги Бочихиной.

Финальной и самой масштабной точкой фестиваля станет исполнение культового сочинения французского спектрализма – «Акустических пространств» Жерара Гризе. Для воплощения замысла впервые объединятся  Госоркестр и три самых опытных ансамбля современной музыки («Студия новой музыки», МАСМ и ГАМ-ансамбль), руководить ими будут четыре дирижёра - Владимир Юровский, Игорь Дронов. Фёдор Леднёв и Олег Пайбердин. Не случайно на прошлогоднем Зальцбургском фестивале исполнение этого полуторачасового сочинения стало одним из главных событий концертной программы.

В таком насыщенном контексте рискует «затеряться» даже московская премьера видеооперы «Три истории» Стива Райха, которая сама могла бы стать поводом для крупного фестиваля.

 

Главное из объявленных событий декабря – премьера шести мини-опер второго сезона лаборатории «КоОПЕРАция» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В проекте принимают участие команды из молодых режиссёров, композиторов и драматургов, которые готовят новые иммерсивные форматы спектаклей.

Премьерные показы пройдут 8-9 декабря: в календарной сетке юбилейных премьер МАМТа проект находится посередине между оперой «Фрау Шиндлер» американского кинокомпозитора Томаса Морса (14 и 16 ноября) и «Влюблённым дьяволом» Александра Вустина (с 15 февраля), написанным ещё в середине 1980-х, но никогда не звучавшим.  

В преддверии проекта в Музыкальном театре Станиславского, ещё две заметные премьеры пройдут в соседнем Электротеатре. 30-31 октября будет показан полноформатный музыкальный спектакль «Транскрипция ошибки» от участника многочисленных международных коопераций Александра Чернышкова. Проект был представлен в июне этого года в Вене, где Чернышков выступил также в роли режиссёра.

21-23 ноября в Электротеатре пройдёт премьера «Парасомний» Дмитрия Курляндского на тексты Станислава Львовского. Cочинение в жанре, определённом авторами как «мюзикл-штрих», будет исполнено Электрохором из шести человек. Над сценической частью спектакля работает художница Вера Мартынов.

 


Абонементы и циклы

Крупные московские ансамбли новой музыки в новом сезоне подготовили абонементы в филармонии и консерватории.  

В сентябре стартуют пять юбилейных циклов «Студии новой музыки» (концепция юбилейного сезона ансамбля – 5Х5 = 25 концертов). Российским премьерам и редко исполняемым сочинениям композиторов Франции, Швейцарии, Италии, Германии, Австрии посвящён цикл «Музыкальное пятиборье».  Абонемент «Авангард плюс», где после плюс будет стоять рок, джаз, фольклор и даже старинная музыка, начался только что 13 сентября.  

20 сентября «Студия» продолжает серию концертов «Карт-бланш», в которых каждый солист составляет программу на своё усмотрение. В этом сезоне первый вечер отдан Ольге Галочкиной – виолончелистке, участвующей в ансамбле все 25 лет, начиная с первого выступления коллектива под управлением Мстислава Ростроповича. Абонемент концертов-лекций «Спор искусств», в котором музыка будет «спорить» по очереди с литературой, живописью, хореографией, театром и архитектурой, стартует 23 сентября.

Еще один цикл концертов «Сюита зеркал» будет проходить уже за пределами консерватории – в Государственном институте искусствознания. Он создан совместно с Музеем AZ и начнётся 27 сентября с вечера музыки Андрея Волконского (1933-2008). Лекции будут читать ведущие научные сотрудники Института искусствознания Марина Раку и Светлана Савенко.

 

В РЗК свой абонемент «Америка. ХХ век» представит Алексей Любимов – первый лауреат премии Кейджа-Каннингема. В первом концерте 4 октября исполнят Айвза, Барбера, Копленда, Коуэлла, Картера, Крама.  

С 10-го октября музыканты МАСМа в абонементе Андрея Устинова «Персона-композитор» в Камерном зале филармонии обратятся к авторам среднего поколения: Александру Маноцкову, Владимиру Ранневу, Дмитрию Курляндскому. Последний вместе с Владимиром Мартыновым и Ираидой Юсуповой окажется в соседнем абонементе – «Академии старинной музыки» Татьяны Гринденко. Цикл портретных концертов начнётся в том же зале 30 октября.

В абонементе худрука филармонии Александра Чайковского с 18 ноября – камерные сочинения Толибхона Шахиди, Владислава Агафонникова и Кузьмы Бодрова.

Ещё два абонемента в филармонии начнутся уже зимой: МАСМ собирает «100 партитур, которые я возьму с собой на необитаемый остров», а ГАМ-ансамбль продолжит прошлогодний цикл «Миры современной музыки» (с февраля 2019).

 


Юбилеи

Юбилей часто считают формальным поводом, но подчас это единственная возможность услышать сочинения композитора. Так, в честь 85-летия со дня рождения первого советского додекафониста и основателя ансамбля «Мадригал» Андрея Волконского 12 сентября в Рахманиновском зале открылся фестиваль «Памяти князя».  В ГИИ его портретный концерт пройдёт 27 сентября в рамках упомянутого цикла «Сюита зеркал» (названного в честь известной пьесы Волконского).

Концерты к столетию Леонарда Бернстайна не раз встречались в афише прошлого сезона, но этой осенью всё сводится к одной неделе и к одному самому очевидному названию: «Кандида» можно будет услышать 26 сентября в Зале Чайковского, и 28-29 сентября в Большом театре (оба раза – в концертном исполнении).

Столетие со дня рождения Кара Караева отмечается в Москве весь год, в отличие от Азербайджана, где недавно было объявлено о закрытии фестиваля его имени. Концерт в его честь состоится 22 сентября в Зале Чайковского, а в Музее музыки до 21 октября работает посвящённая ему выставка «С веком наравне».

Сын Кара Караева Фарадж Караев (также юбиляр) в этом году возглавит жюри III композиторского конкурса «Время Прокофьевых». Чтобы поздравить его с 75-летием, на «Другое пространство» приедет Патриция Копачинская и исполнит написанный для неё Скрипичный концерт - одно из важнейших сочинений на постсоветском пространстве (премьера состоялась в Базеле 11 лет назад).
Авторский концерт Фараджа Караева пройдёт в конце года в Рахманиновском зале консерватории.

Другим круглым датам наверняка будут посвящены программы фестиваля современной музыки «Московская осень», который сам в этом году отмечает юбилей – в ноябре он пройдёт в сороковой раз. Его расписание будет объявлено позднее.

 


Youth Projects

На ближайшие месяцы запланирован ряд проектов для молодых музыкантов в разных форматах: конкурсы, лаборатории, концерты, семинары. В сентябре проходят две традиционные композиторские программы: упомянутая Академия в Чайковском, которая завершится в Камерном зале Филармонии 14 сентября, и лаборатория «Открытый космос», где композиторы пишут новую музыку для ансамбля народных инструментов; концерт - 15 сентября в Музее космонавтики.

30 сентября в Консерватории пройдёт заключительный концерт конкурса композиторов AVANTI. До 1 октября открыт прием заявок на участие в конкурсе «Времени Прокофьевых», открытый финал которого пройдет 24 ноября.  Кроме этого, появились и два новых крупных конкурса: международный конкурс Московской консерватории «Новые классики», включающий номинации с «академической» и «популярной» музыкой (среди «академических» членов жюри - Иван Феделе и Тристан Мюрай), и оркестровый конкурс «Другого пространства», в котором жюри целых два: композиторское и дирижёрское.

Помимо ежегодных семинаров «Студии новой музыки» для молодых исполнителей (в этом году они будут приурочены к финалу «Новых классиков» и пройдут в ноябре), с 8 по 11 октября впервые состоится Лаборатория по современной инструментальной музыке в Гнесинке - Gnesin contemporary music week.

Наконец, журнал «Музыкальная академия», после того как издательство «Композитор» возглавил Пётр Поспелов, взял курс на привлечение новых авторов и объявила конкурс среди молодых музыковедов, пишущих о современной российской музыке. Финалисты будут объявлены осенью.

Молодое поколение музыкантов не только принимает участие в конкурсах, но организует свои концерты и фестивали. 16 сентября пройдёт и четвёртый мини-фестиваль альтиста Сергея Полтавского «Viola is my life», где в этом году старинную и современную музыку будут исполнять на различных виолах: виолах д'аморе, виолах да гамба и альтах. Questa Musica Филиппа Чижевского отметит своё десятилетие серией концертов; в частности, исполнением Второй симфонии для струнного оркестра и трубы Артюра Онеггера в Большом зале Консерватории 27 октября.

Всё более активными становятся молодёжные ансамбли новой музыки. Так, два уже объявленных концерта Kymatic - один интереснее другого (реконструции-рекомпозиции звуковых акций арт-группы «Коллективные действия» и проект 1oScillate с экспериментальной аудио-визуальный соответственно). О дальнейших концертах их коллектива, выступлениях театра голоса Ла Гол и ансамбля ДианаPlaysВосприятие лучше следить на их официальных страницах в социальных сетях.

Stravinsky.online не знает, как на всё успеть, но тем более желает музыкантам и слушателям удачного сезона!

 

Лист событий сентября (Москва):