• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
17.01.2020

Новая опера Сергея Невского прозвучит в Штутгарте: комментарий автора

Спектакль «Борис» — это необычный оперный проект; в один вечер на сцене Штутгартской оперы будут исполнены первая редакция «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и опера «Время Секонд-хэнд» Сергея Невского, написанная по заказу театра. Источником либретто послужила одноименная книга Светланы Алексиевич, за которую писательница получила Нобелевскую премию. О концепции проекта, структуре спектакля и о своей опере рассказывает Сергей Невский.
Иллюстрация: https://www.staatsoper-stuttgart.de/
Сергей Невский:
Авторами проекта выступили я, интендант Виктор Шонер и драматург Мирон Хакенбек. Наша идея — создать полноценный оперный контрапункт к исполняемой в тот же вечер первой редакции «Бориса Годунова» (1869), который в то же время мог бы быть исполнен как самостоятельное произведение. В итоге у меня получилась полноценная опера длиной в час, состоящая из хорового пролога, семи сцен и эпилога. Состав исполнителей — восемь певцов, хор и оркестр.
В качестве либретто оперы «Время Секонд хэнд» был выбран текст Алексиевич: ее книгу предложил драматург проекта, Мирон Хакенбек. В ее летописи посткоммунистической эпохи, как и у Пушкина, речь идет о смутном времени, у Алексеевич — о 90-х. В опере Мусоргского (и тексте Пушкина) второстепенные персонажи оказываются двигателями истории, получают неожиданный вес (полноценными фигурами становится такие герои, как Мамка или Варлаам), а у Алексиевич «маленький человек» вершит суд над историей. Я сам написал либретто в диалоге с режиссером Георгом Диттрихом и драматургом Мироном Хакенбеком. Светлана Алексиевич его одобрила.
Я выбрал из романа Алексиевич шесть фигур. Структура либретто представляет собой монтаж 6-ти монологов, часто рифмующихся между собой. Конструкция моей оперы такова, что ее персонажи исполняются теми же певцами, что и опера Мусоргского, но при этом они проживают у меня альтернативную биографию, которая добавляет новые черты к их фигурам в «Годунове». Персонажи книги Алексиевич стали у меня альтер-эго шести героев «Бориса Годунова»; побочные фигуры «Бориса Годунова» становятся у меня главными. Так, Григорий Отрепьев Мусоргского становится у меня еврейским подростком, который пережил расстрел гетто и, оказавшись у партизан, вынужден скрывать свое еврейство, чтобы выжить. Юродивый Мусоргского становится у меня ребенком, потерявшим квартиру из-за рейдерского захвата, Мамка из «Бориса» — матерью подростка-самоубийцы.
Общая конструкция спектакля такова, что действие Бориса происходит в будущем, после некоей катастрофы, а моей оперы — в настоящем, это флэшбэки в альтернативной реальности.
В течение вечера сцены моей оперы исполняются между сценами Мусоргского (за исключением двух мест), переходов от Мусоргского к Невскому нет, а сцены монтируются жестко, как в клипе. Ближе к концу количество сцен из моей оперы постепенно увеличивается, образуя плавный кросс-фейд от «Бориса» к «Времени Секонд хэнд». И, наконец, вместо финальной сцены под Кромами, которая отсутствует в первой редакции оперы Мусоргского, идет финальный секстет, в котором персонажи Алексиевич рассказывают свою историю до конца, и монументальный хор на стихи мальчика-самоубийцы из романа Алексиевич («Ходят в гости друг к другу люди, ходят в гости друг к другу звери…»), который и завершает общую трехчасовую композицию из двух опер.

***

Премьера «Бориса» в Staatsoper Stuttgart состоится 2 февраля. Премьерные показы пройдут в театре в марте и апреле. Билеты можно купить на сайте Штутгартской оперы.