25.02.2018 

Новая музыка на «Золотой маске - 2018» 

Ежегодно в программу «Золотой маски» входят спектакли с музыкой современных композиторов. Совсем новая музыка, написанная специально для спектаклей-участников фестиваля, представлена в номинации «Композитор в музыкальном театре». В репертуаре российских музыкальных театров и в программе фестиваля всё чаще находится место для опер и балетов послевоенных композиторов-классиков; наконец, в последние годы новая музыка регулярно появляется и в драматических спектаклях.
Карту новой музыки на «Золотой маске» 2018 года составили Марина Кощеева и Татьяна Яковлева.

 

 
  • Алексей Сюмак, опера «Cantos» (10, 11 февраля,  Дворец на Яузе)
    Дирижёр: Теодор Курентзис; режиссёр: Семён Александровский; художник: Ксения Перетрухина (Пермский театр оперы и балета).

    Одно из самых громких событий фестиваля прошло в Москве в начале февраля: трагическая биография американского поэта ХХ века Эзры Паунда (1885—1972) и его главное произведение – поэма «The Cantos» – были объединены Алексеем Сюмаком в одноактное мистериальное действо для сольной скрипки, ударных инструментов и хора. В опере используются  фонетические конструкции, взятые из нескольких языков, и различные вокальные приёмы, например, вздохи и произнесения звуков шёпотом. Сценография устроена так, что зритель становится соучастником метафорического странствия. 
    Подробее о жизни Эзры Паунда - читайте в лонгриде Пермского театра.
    «Cantos» заявлен сразу в семи номинациях, среди которых сам спектакль, работы композитора, дирижёра, режиссёра и художников этой постановки.   Опера Алексея Сюмака была написана по заказу Теодора Курентзиса для Дягилевского фестиваля в Перми.
 
  • Бенджамин Бриттен, опера «Билли Бадд» (27 февраля, Новая сцена Большого театра)
    Режиссёр: Дэвид Олден; дирижёр: Уильям Лейси; сценограф: Пол Стейнберг. 

    Дирижёр спектакля «Билли Бадд» Уильям Лейси считает оперу по повести Германа Мелвилла центральной в творчестве Бенджамина Бриттена.  В любом случае, это один из уникальных случаев в истории музыкального театра, когда все персонажи - мужчины: по сюжету там нет не только женщин, но и лирических линий. В опере  1951 года показана история молодого матроса, служившего на военном судне и попавшего под трибунал. Основные вопросы  выстраиваются вокруг чести и достоинства главных героев: капитан, который знает о невиновности юноши, должен решить его судьбу в соответствии с жёсткими порядками военного времени, и сам матрос поступает в библейских традициях: идёт на казнь, но прощает своего убийцу. 
    Копродукция Большого театра, Английской национальной оперы и Немецкой оперы Берлина – один из лучших московских спектаклей прошлого года. По количеству номинаций  «Билли Бадд» соперничает с оперой «Cantos»: спектакль, дирижёр, режиссёр, художник и художник по костюмам, а также три певца (Юрий Самойлов, Гидон Сакс, Джон Дашак) 
 
  • «Галилео» опера,­­ для скрипки и учёного. Кузьма Бодров, Павел Карманов, Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Кирилл Чернегин (13 марта, Центр им. Мейерхольда)
    Дирижёр: Филипп Чижевский; режиссёр: Борис Юхананов.

 

Электротеатр «Станиславский» представил очередной синтетический проект: вместо пяти вечеров оперного сериала «Сверлийцы»  с разными композиторами появился одновечерний «Галилео» с музыкой пяти авторов. В спектакле две центральные фигуры- скрипачка Елена Ревич и чтец Григорий Амосов, вокруг которых и концентрируется действо. Пять разделов спектакля - калейдоскоп из картин музыкального мира нарочито несхожих композиторов. Дирижёр Филипп Чижевский и ансамбль «Questa musica» в монашеских облачениях создают аллюзию средневековой мистерии.

В номинации «Композитор в музыкальном театре» участвуют все композиторы проекта, весь спектакль представлен в номинации «Эксперимент».

 
  • Глеб Седельников, опера «Родина электричества» (13 марта, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко)
    Дирижер: Юрий Анисичкин; режиссер: Михаил Бычков; художник: Николай Симонов.

    Дух революционных ожиданий 1917 и крушения надежд показан через историю о строительстве электростанции в деревне Рогачёвка и  финальном пожаре;  сюжетным источником стали рассказы Андрея Платонова. Композитор Глеб Седельников (1944–2012) осмысляет события в опере второй половины ХХ века («Родина электричества» написана в 1981 году), а режиссёр Михаил Бычков в год столетия революции показывает прошедшую историю в контексте событий нашего времени. Музыка отсылает к русской традиции, с колокольностью и многочисленными хоровыми сценами.
    Мировая премьера оперы «Родина электричества» состоялась только в прошлом году в Воронежском театре оперы и балеты: именно в этом городе родился писатель Андрей Платонов, и описанные события сюжета происходят  в этой местности. 

 
  • Артём Васильев, балет «Снежная королева» (16 марта, Новая сцена Большого театра)
    Дирижёр: Павел Клиничев; хореограф: Вячеслав Самодуров; художник: Эрик Белоусов (Екатеринбургский театр оперы и балета).

    Детский спектакль на знаменитый сюжет о трудном путешествии Герды - это высказание, обращённое ко всем людям, кому требуется внимание и понимание близких. Царство Снежной королевы находится не в северной точке мира, а внутри самого человека. За красочной историем с участием фантастических троллей и других сказочных персонажей скрываются важные вопросы о современном человеке и окружающем мире. 
    Музыку к спектаклю написал Артём Васильев - участник фестивалей современной музыки и автор саундтреков к различным фильмам. Балет участвует в номинации «Композитор в музыкальном спектакле».
 
  • Моисей Вайнберг, опера «Пассажирка» (18 марта, Новая сцена Большого театра)
    Дирижер­: Оливер фон Донаньи; Режиссер­-постановщик, сценограф и художник по свету: Тадеуш Штрассбергер (Екатеринбургский театр оперы и балета).

    Опера Моисея Вайнберга «Пассажирка» - один из самых важных музыкальных памятников, посвящённых трагедии миллионов узников концентрационных лагерей. В основу либретто лёг текст повести узницы Освенцима Зофьи Посмыш: история о внутренней свободе и честности заключённой лагеря Марты и её надзирательнице Лизе, даже через много лет оставшейся в плену своего мрачного прошлого. Опера затрагивает острый вопрос геноцида и раскрывает его через личные переживания героев.

    Моисей Вайнберг как композитор долгие годы находился в тени своего учителя Дмитрия Шостаковича, а его опера «Пассажирка» была под цензурным запретом. Екатеринбургский оперный театр осуществил её российскую премьеру сценической версии. 
 

Балет «Лифарь/Килиан/Форсайт: Сюита в белом, Маленькая смерть , Вторая деталь» (19 марта, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко)

Хореография, постановка, декорации, свет: Уильям Форсайт; музыка: Том Виллемс; постановка: Ноа Гелбер, Стефани Арндт.

Спектакль Уильяма Форсайта представлен в связке с балетами Сергея Лифаря и Иржи Килиана «Сюита в белом» и «Маленькая смерть». «Вторая деталь» стала одним из самых радикальных балетов Форсайта фактически бессюжетного типа: он работает с пространством и балансом в прерывистом, синкопированном ритме. Вместе с автором музыки - Томом Виллемсом, они продолжают  линию авторских пар композитор-хореограф, таких как Стравинский-Баланчин, Кейдж-Каннингем. Виллемс-Форсайт обращаются с музыкой и танцем как с самостоятельными элементами действия, не иллюстрирующими друг друга, но совпадающими по динамике и длительности. 

Том Виллемс: «Для меня чистое наслаждение музыкой куда важнее, чем интеллектуальная ответственность перед лицом всей истории музыки. Я сознательно дистанцировался от академизма 50-60-х, чтобы не блокировать собственных творческих интенций».

 
  • Спектакль «Дыхание», пьеса Дункана Макмиллана (26, 27 марта, Малая сцена Театра Наций)
    Режиссёр: Марат Гацалов, композиторы: Сергей Невский и Дмитрий Бурцев.

    Марат Гацалов определяет «Дыхание» как «балет повседневной жизни», где вещи, чувства и мысли каждодневно следуют по уже привычной траектории. Обыденные движения постепенно доводятся до автоматизма и почти превращаются в танец; идея серых будней поэтизируется во всех составляющих спектакля: визуальной, музыкальной, пластической. 
 
  • Спектакль «Зов начала (Алиф)» ( 3 апреля, Центр им. Вс. Мейерхольда)
    Режиссёр: Туфан Имамутдинов; хореограф: Марсель Нуриев; композитор: Эльмир Низамов. 

    Спектакль из Казани посвящён проблемам татарской письменности и национальному языку, постепенно вымирающему сегодня. Танцор изображает буквы алфавита, что похоже на ритуальную пляску под звуки этнических барабанов и под выкрики вокалисток из глубины сцены. Музыка Низамова усиливает в словах тревогу и напоминает «звук умирающей птицы».
    В центре сцены –  танцовщик, в углах  – четверо музыкантов с народными инструментами и три певицы.

    Эльмир Низамов
    - композитор из Казани, активный участник фестивалей современной музыки, лауреат различных премий. В 2012 году прошёл стажировку в Центре Шёнберга в Вене, а также международную академию для молодых композиторов в Чайковском в 2015 году, занимался индивидуально у Питера Аблингера, Рафаэля Сендо и Беата Фуррера.