• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
Музыка в тепличных условиях
текст Алины Мухаметрахимовой
Концерты в тропической оранжерее Московского ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» появились недавно, и на них собирается новая и довольно многочисленная публика. В афише представлены не только классические шедевры, но и музыка XX века: программу с сочинениями Хиндемита и Райнеке представлял ансамбль Simple music
Участники проекта Simple music называют себя «консорциумом камерных инструментальных ансамблей», потому что состав музыкантов подвижный: включает при необходимости до тринадцати инструментов. Исполнители под руководством валторниста Григория Волкова играют сочинения разных стилей и для ботанического сада МГУ составили программу из пьес Пауля Хиндемита и Карла Райнеке. В этом концерте, который был озаглавлен как «Немцы в тропиках», участвовало трио – сам Волков, саксофонист Сергей Говоров и пианистка Олеся Кравченко.
Произведений для такого состава написано мало, поэтому исполнители выбрали переложения Сонаты Хиндемита для альт-саксофона и фортепиано (в оригинале она для альтгорна) и заменили гобой в Трио Райнеке на саксофон. Впрочем, замена оказалась очень удачной: его тембр внес в концерт некую экзотическую нотку, очень уместную в тропической оранжерее с её летними цветочными ароматами. 
Концертная площадка ботанического сада – одно из самых необычных мест, в которых можно слушать музыку, и она не совсем привычна для классического музицирования. Перед исполнителями стояла непростая задача составить программу таким образом, чтобы она гармонично вписывалась в пространство, а также заинтересовать людей, которых такое место может привлечь. Публика на концерт собралась самая разная, преимущественно молодая, и, судя по аплодисментам между частями сонат, не знакомая с этикетом академических концертов. Ее не встретишь в филармонии или консерватории, тем не менее приятно и радостно, что организаторы не только берутся за классику, но и обращаются к сложной для восприятия музыке XX века.
Приятно и то, что исполнители не побоялись играть именно эту программу и постарались выстроить концерт таким образом, чтобы слушателям было комфортнее и понятнее. Концерт был проведен в просветительском ключе, перед каждым номером исполнители говорили несколько слов о композиторе и произведении, а внутри Сонаты для альтгорна и фортепиано даже была зачитана в двух вариантах (на немецком языке и в переводе на русский) небольшая поэма, написанная самим Хиндемитом в качестве эпиграфа к заключительной части сочинения. Живое общение и взаимодействие с публикой – это подход, который становится мостиком между музыкантами и их аудиторией.
В целом концерт был тепло встречен публикой. Даже несмотря на то, что музыка время от времени заглушалась скатыванием огромных кусков льда по стёклам покатой крыши, вечер получился уютным и камерным. Помимо концерта в билет было включено посещение всех экспозиций ботанического сада и, поскольку в оранжерее прохладно, слушателям предложили бесплатный согревающий напиток в симпатичном буфете этажом ниже. Такое простое проявление заботы организаторов о комфорте людей вполне способно оставить в памяти приятное впечатление от вечера и заставить слушателей вернуться в оранжерею на следующие концерты, а там и до классических залов совсем не далеко.