01/10/2019

Мария Невидимова

Конгресс Общества теории музыки
“Термины, понятия и категории в музыковедении”

Почему это важно. Секции. Новая музыка

Со 2 по 5 октября в Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова пройдет Четвертый международный конгресс Общества теории музыки “Термины, понятия и категории в музыковедении”. Одна из главных задач мероприятия –  установление терминологических “мостов” между европейским и американским музыковедением в преддверии X Европейского Конгресса по музыкальному анализу (EuroMAC 10), который пройдет в Москве в 2020 году.
 

Почему это важно?

Вопрос единой терминологии — насущный и один из самых сложных в науке о музыке. Неоднозначность в наименовании одних и тех же музыкальных явлений часто препятствует исследованиям, их восприятию, приводит к профессиональным разногласиям и в итоге — к разобщенности мнений в мировом музыковедении. При этом проблема существует как на международном уровне, так и внутри языковых традиций и научных объединений. Проведение конгресса — это попытка установления диалога между всеми сторонами и совместного поиска решений. Помимо этого, по словам представителя организационного комитета мероприятия, профессора МГК им. П.И. Чайковского, проректора по научной работе К.В. Зеникна, “на подобных конгрессах происходит не только обмен мнениями, но и переоценка уже сложившихся представлений музыковедов”. Таким образом, произойдет еще один шаг к созданию единой терминологии, что впоследствии должно упростить процессы исследований, улучшить их качество, объединить и усилить музыкознание. На открытии мероприятия прозвучат пленарные доклады. Среди докладчиков — ректор Московской консерватории, председатель Общества теории музыки, профессор А.С. Соколов (“К проблеме логических дефиниций понятия “музыкальная форма”), заместитель председателя Общества теории музыки, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, профессор А. Л. Маклыгин (“Становление национальных музыкальных культур в советский период: о терминологии и фразеологии”), заведующая кафедрой теории музыки РАМ им. Гнесиных, профессор Т. И. Науменко (“«Новый день застал нас неготовыми…»: научный термин в эпоху сближения культур”), профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского С. И. Савенко (“Новейшая музыка и способы ее описания”)
 

Секции

Участниками конгресса станут профессора и студенты России, Литвы, Италии, Германии, Израиля, Франции, США, Китая, Румынии, Болгарии. Выступления пройдут в рамках тематических секций. Часть из них будет посвящена дисциплинам, которые изучают и анализируют сложнейшие процессы музыкального языка и в связи с этим часто страдают из-за отсутствия терминологической ясности. Эта проблема поднимается в секциях “Понятийный аппарат и терминология в изучении лада и гармонии”, “Терминология в изучении формы”, “Понятийный аппарат и терминология в изучении тембра и фактуры”. Доклады, обращенные к трактовке жанровых обозначений, начиная с XVII века и до наших дней, прозвучат в рамках секции “Понятия и термины в изучении жанров”. Особой спецификой обладает терминология в различных национальных языковых традициях (казахской, болгарской, немецкой, татарской и др.), чему также будет посвящена одноименная секция. Более узкий круг вопросов, касающийся изучения музыки прошлых столетий, обсудят в блоках “Терминология в медиевистике” и “Понятийный аппарат и терминология в изучении музыки барокко”. Музыковедение часто взаимодействует с другими науками, так как в область его интересов входят и гуманитарное, и научное, и естественное знание. В связи с этим происходят случаи заимствования терминов — например, литературных, математических и др. Различие и единство в их трактовке рассмотрят участники секций “Понятия и термины в междисциплинарном пространстве” и “Нарратив и нарративность в контексте науки о музыке”. Непосредственно явлению терминологической неустойчивости в музыковедении будет посвящен отдельный раздел “Понятия и термины в движении истории”.


 

Новая музыка

Вслед за пленарным заседанием откроет секции конгресса важнейший блок докладов под названием “Концептуальные основы в исследованиях новейшей музыки”. Проблема терминологии в музыковедении существует не только в связи с разнообразием языковых традиций и национальных школ. Все вопросы наверняка были бы уже давно сняты, если бы не сама музыка, природа которой — невербальна. Музыка не предрасположена к научному словесному описанию, если только не исходит из вербальных установок (например, законов риторики). И хотя этот момент является спорным, нельзя отрицать, что попытки обозначить тот или иной музыкальный процесс каким-либо термином с надеждой на его повсеместное закрепление, часто не принимаются и становятся причиной разногласий в силу субъективного восприятия музыки каждым из ее слушателей. Построить объективный мир в условиях субъективного мирочувствования — не утонуть бы в философии! Все же единые или хотя бы взаимозаменяемые обозначения для музыкальных явлений прошлых столетий были отчасти найдены. Но какими терминами пользоваться, говоря о музыке, которая пишется сейчас — при совершенно ином течении времени, глобализации, меняющихся образе мышления и уровнях восприятия — остается неразрешенным вопросом. Приспосабливать ли под новую музыку уже существующую терминологию (или музыку под старые определения?), создавать другие понятия или вообще не создавать их? Например, один из докладов секции посвящен терминам темперамент и интонация в контескте микротоновой музыки конца ХХ и ХХI веков (И.К. Янакиев), будут затронуты проблемы корреляции и исторического развития терминологии в теории и практике серийной композиции (Е.Г. Окунева ). О понятийном аппарате в исследованиях новых феноменов музыкального искусства Литвы за последние десятилетия расскажет Г.Дауноравичене, а о проблемах терминологии в композиционных установках Э.Вареза — А.А.Маклыгина. В секцию войдут доклады, поднимающие вопрос современной композиторской терминолексики (Ю.Н. Пантелеева), а также систематики и терминологии новых форм нотации в курсе современной музыки (Е.А.Изотова). Помимо докладов, непосредственно связанных с вопросами терминологии, прозвучат выступления, посвященные различным явлениям новой музыки. К.Р. Агаронян. расскажет о технике мультипликации тембра (multiple composition) в современной композиторской практике, а О.В. Комарницкая — о “параллельной драматургии” в оперном искусстве второй половины ХХ века. Доклад Г. Шредер будет посвящен женским мультимедийным перфомансам, исследователь представит проект концепции недавних постановок Юлии Михай и Ягоды Шмитки. О типологии музыкального жеста Брайана Фернихоу (английский композитор, лидер академического музыкального направления “новая сложность”) можно будет узнать из стендового доклада С.Е.Чиркова.
Итоги Четвертого международного конгресса общества теории музыки будут подведены на круглом столе, который завершит событие.