04/10/2019

II Всероссийский семинар по музыкальной критике для журналистов и культурологов

 

С 22–27 октября Центр современной музыки совместно с платформой Stravinsky.online проводит II семинар для молодых критиков и культурологов. Семинар пройдёт в Конференц-зале Московской консерватории в формате шестидневного интенсива (занятия с 11:00 до 18:00, в 19:00 – концерты фестиваля).

Формируя программу семинара, мы попытались предложить несколько непривычный дискурс в разговоре о музыкальной критике, отойдя от распространённого сегодня жанра лекций «Как написать анонс», «Как взять интервью», «Десять имён, которые нельзя не знать» и т.д. Мы рассматриваем критическую деятельность не просто как написание текстов в стандартных форматах, но как важную часть музыкальной инфраструктуры – и потому предлагаем обсудить критику с позиций её целеполагания.

Попыткой такого, более широкого, взгляда обусловлен и круг приглашённых лекторов, в числе которых не только редакторы ведущих музыкальных изданий (Андрей Устинов, «Музыкальное обозрение»; Екатерина Бирюкова, раздел «академическая музыка» Colta.ru) и музыкальные критики (Гюляра Садых-Заде, Алексей Мунипов, Роман Берченко, Владислав Тарнопольский) – но также редакторы изданий об искусстве (Марина Давыдова, “Театр”; Виктор Мизиано, “Художественный журнал”), авторитетные музыковеды (профессор МГК им. П.И.Чайковского Лариса Кириллина, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Марина Раку) и культурологи (профессор ВШЭ Михаил Велижев, профессор РГГУ Игорь Кондаков), художник и основатель института БАЗА Анатолий Осмоловский. Специальными гостями семинара станут известные европейские культурные обозреватели Керстин Хольм (Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия) и Этьен Буш (Liberation, Франция).

Программа семинара включает в себя несколько тематических разделов. Раздел «Компас» будет посвящён обзору музыкальных тенденций и проблеме журналистской выборки, раздел «На любителя» – умению беседовать с публикой с различным уровнем подготовки. Спикеры блока «В фокусе» на примере тематических выпусков своих изданий покажут, как формулировать актуальные проблемы; а в блоке «Термины» речь пойдёт о ключевых понятиях современной культурологии («культура», «цивилизация», «авангард», «китч», «масскульт», «элитарное искусство» и др.). В рамках блока «Outside» свой взгляд на современные культурные процессы представят известные журналисты и музыканты из Германии, Австрии и Франции, а завершится семинар практикумом – работой над текстами участников, написанными в дни образовательной программы.

Участники семинара смогут также посетить концерты фестиваля «Московский форум» и его публичную программу – творческую встречу с культовым австрийским композитором Клаусом Лангом и презентацию первого русскоязычного издания работ выдающегося немецкого музыковеда Карла Дальхауса (книгу представят её переводчик Степан Наумович /Германия/ и научный редактор Марина Раку); а также встречи с организаторами фестиваля (командой Центра современной музыки Московской консерватории), музыкантами-исполнителями и редакцией проекта Stravinsky.online.


К участию в семинаре приглашаются студенты музыкальных и творческих ВУЗов, культурологи и искусствоведы, а также критики и блогеры в возрасте от 18 до 30 лет, пишущие о культуре, которым интересно познакомиться с современной академической музыкой.
Участие в семинаре бесплатное. Отбор слушателей происходит на конкурсной основе (группа составит 30 человек).
В заявке необходимо указать ФИО, возраст, место учебы или работы, телефон, а также приложить 1–2 статьи в любых жанрах (опубликованные или неопубликованные).
Рекомендуемая тематика статей — события в области современной музыки, современного искусства или концертов классической музыки.

Адрес для подачи заявок - open@stravinsky.online

Заявки на семинар принимаются до 23:59 воскресенья 13 октября. Список участников будет опубликован во вторник 15 октября.

Подача заявки означает, что Вы имеете желание и возможность посетить не менее 80% занятий семинара.


Куратор программы – шеф-редактор Stravinsky.online Владислав Тарнопольский. Оргкомитет – музыковеды Александра Локтева и Рена Фахрадова.

 

ПРОГРАММА


I. Компас
как структурировать поток событий
как выделить главное и уловить тенденции

Андрей Устинов, главный редактор «Музыкального обозрения»
Р
асскажет о 15-летнем опыте обзора репертуара российских оркестров и других долгосрочных проектах «МО».

Гюляра Садых-Заде, журналист
Расскажет о том, как добывать информацию: как происходит мониторинг, селекция событий, каковы критерии отбора (на примере программ европейских музыкальных фестивалей).

Владислав Тарнопольский, шеф-редактор Stravinsky.online
П
опробует обозначить основные тренды развития новой музыки в 2010-е годы, а также сопоставить российскую и европейскую афишу и форматы музыкальных проектов.


II. На любителя
на каком языке говорить с аудиторией,
как угодить любителю, оставаясь профессионалом

Лариса Кириллина, профессор Московской консерватории
С
опоставит концепции и языковые приёмы двух собственных изданий о Бетховене: двухтомника для профессионалов и книги из серии «ЖЗЛ» для широкой публики.

Роман Берченко, журналист радио «Орфей»
П
оделится опытом, как, разговаривая о музыке не поверхностно и избегая банальных вопросов, оставаться понятным широкой публике.

- Алексей Мунипов, журналист, автор телеграм-канала «Фермата»
Р
асскажет, как журналисту составлять портрет композитора и чем большой «книжный» разговор жанрово отличается от газетного блиц-интервью.

III. В фокусе
как формулировать актуальные проблемы
и что нужно, чтобы их многосторонне проработать

Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр»
П
редставит концепцию современной версии журнала «Театр» и на примерах конкретных выпусков покажет, как формируется содержание тематических номеров.

Виктор Мизиано, главный редактор «Художественного журнала»
Р
асскажет о принципах редакционной политики «ХЖ» и о том, как раскрыть выбранную тему максимально полно и в различных форматах.

Марина Раку, музыковед, ведущий научный сотрудник ГИИ
Р
асскажет о том, как советское государство встраивало классическую музыку в собственный идеологический метанарратив.


IV. Термины
в качестве концептуальной рамки для критической части семинара предлагаются лекции известных искусствоведов и культурологов
о ключевых понятиях современной гуманитарной науки

Анатолий Осмоловский, художник и теоретик искусства, основатель института БАЗА
Р
азговор о понятиях «китч» и «авангард» в современном искусстве.

- Михаил Велижевкультуролог, профессор ВШЭ
Л
екция о том, как в современной гуманитарной науке соотносятся понятия «культура» и «цивилизация».

Вадим Кондаков, культуролог, профессор РГГУ
Б
еседа о взаимосвязях «масскульта» и «элитарного искусства» в российской культуре.


V. Outside
изучаем зарубежный опыт и взгляд иностранных критиков на российский культурный ландшафт

Встречи-лекции:
Керстин Хольм (Германия), редактор отдела культуры Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Этьен Буш (Франция), журналист, автор статей в Liberation и др. изданиях.


VI. Специальная программа
презентации гостей фестиваля «Московский форум»

- Клаус Ланг (Австрия), композитор
Творческая встреча с одним из ведущих современных композиторов и видеопоказ его оперы.

- Степан Наумович (Германия), музыковед, переводчик
Презентация первого русскоязычного издания работ классика современной музыкальной теории Карла Дальхауса (в презентации примет учатсие научный редактор издания Марина Раку)


VII. Практикум
обсуждаем тексты участников семинара,
написанные в дни фестиваля

Екатерина Бирюкова, редактор раздела «Академическая музыка» на Colta.ru


VIII. Клуб
ежедневные блиц-беседы с действующими лицами сцены современной музыки

- рассказы молодых критиков о летних фестивалях новой музыки в России и Европе
- беседа с командой Stravinsky.online о концепции и проектах сайта
- встреча с командой фестиваля «Московский форум»
- диалоги с исполнителями и композиторами-участниками фестиваля

 

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА


В рамках I Семинара, который состоялся в 2016 году и был приурочен к 150-летию МГК им. П. И. Чайковского, лекции читали журналисты из числа выпускников и преподавателей Московской консерватории: Петр Поспелов, Евгения Кривицкая, Марина Гайкович, Татьяна Курышева, обладатели российских и международных премий в сфере журналистики Ярослав Тимофеев и Владислав Тарнопольский, преподаватель Московской консерватории и журфака МГУ Роман Насонов и др.


Слушателями лекций стали студенты и аспиранты Московской, Казанской, Нижегородской консерваторий, Академии им. Гнесиных, МГУ, СПбГУ, Уральского федерального университета, Вятского государственного университета, ГИТИСа, четырёх факультетов ВШЭ, Академии балета им. Вагановой, Университета печати, Академии театра и музыки Эстонии, стажеры и сотрудники РНО, Московской областной филармонии, Белгородской филармонии, Первого канала и ГТРК «Культура», Ассоциации молодежных медиа, журналов «Эксперт», «Афиша», TimeOut, «Международная жизнь», Российской газеты, Московской немецкой газеты, проектов «Акцент», «Сюртук», Rolling Stone Russia, MoveUp, Первого экологического радио «Будь!» и др.