90 лет со дня рождения Эдисона Денисова

текст Ангелины Дудиковой

В Рахманиновском зале консерватории прозвучали шесть произведений Денисова. Ансамбль солистов «Студия новой музыки» стал одним из первых в этом году, кто посвятил концерт юбилею композитора

Все исполненные сочинения, за исключением Второй камерной симфонии, были написаны в 60-70-е годы – время строгой критики в адрес Денисова, с одной стороны, и расцвета его композиторского таланта – с другой. В тот период формировался индивидуальный язык композитора, отличавшийся лиричностью, прозрачностью фактуры и многомерностью композиции.

Кантата «Солнце инков», прозвучавшая в первом отделении концерта, стала своеобразной точкой отсчёта: с ее созданием начался стиль, который сегодня можно назвать «денисовским». Текстовой основой сочинения стали стихи чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль. Произведение на тему войны и мира, написанное в 1964 году, остается актуальным и сегодня. Символ Солнца, отраженный в названии и в самом тексте, – связь с традициями русской музыки, так же как и звучание колоколов, напевность и прозрачность мелодических линий (особенно в вокальной партии, мастерски исполненной Екатериной Кичигиной). Произведение написано в серийной технике, однако композитор не следовал всем правилам и свободно обращался со звуками.

После первых исполнений кантаты, которые не остались незамеченными ни в СССР, ни за рубежом, композитор продолжил писать в новых техниках, совершенствуя свой стиль. Ода для кларнета, ударных и фагота и Струнное трио, обрамлявшие Кантату в программе концерта, – сочинения для небольших составов. В одночастной траурной Оде, так же как и в кантате «Солнце инков», композитор работал с серией, а в струнном трио, наоборот, можно обнаружить отсылку к классическим формам – оно построено по принципу рондо. Привлекала не только сама музыка, но и ансамблевая работа исполнителей: звуковой баланс между инструментами был выстроен очень точно.

Продолжая работать в традиционных жанрах, композитор проводил различные эксперименты со звуком, и одним из результатов стала небольшая пьеса «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной пленки. Это сочинение в интерпретации Ивана Соколова открывало второе отделение концерта. «Пение птиц» – настоящая творческая лаборатория как для композитора, так и для солиста: на протяжении всего произведения музыкант импровизировал, ориентируясь на графический рисунок (нотный текст отсутствует). Птичьи голоса, записанные на пленку, и звуки рояля то переплетались, вступая в диалог, то развивались независимо друг от друга.

В «Пении птиц» прослеживается связь с пьесами Мессиана, в Трио Денисов цитировал Шёнберга, а в «Романтической музыке» – одном из образцов лирических (как становится ясно уже из названия) произведений композитора – можно обнаружить параллели с импрессионистским «Фавном» Дебюсси. В сочинении немало выразительных сольных эпизодов, их виртуозно исполнили солисты ансамбля.

Завершением концерта стало одно из последних произведений композитора, которое сейчас исполняется крайне редко. Вторая камерная симфония, прозвучавшая под управлением Игоря Дронова, была создана в 1994 году, за два года до смерти композитора, и стала своеобразным итогом композиторского пути Денисова.  

Дополнением к прозвучавшим сочинениям стали слова композитора (его комментарии к собственным произведениям были напечатаны в программках), а также теплые воспоминания о своем учителе от художественного руководителя ансамбля Владимира Тарнопольского.