• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
24.04.2018

Новое сочинение Джона Лютера Адамса для пяти ансамблей завершило его "экологическую трилогию"

Мировая премьера «Become Desert» прошла в Сиэтле

Фото с сайта https://www.nytimes.com
29 марта Симфонический оркестр и хор Сиэтла под руководством французского дирижера Людовика Морло представили мировую премьеру нового сочинения Джона Лютера Адамса «Become Desert» в зале Бенароя (Benaroya Hall), Сиэтл.
«Become Desert» завершило «экологическую трилогию» Адамса, в которую также вошли ранее сочиненные «Become Ocean» и «Become River». «Become Desert» появилась «отчасти потому, что мне пришло в голову, что кроме водных должна быть и «наземная» пьеса. Я как-то проделал свой путь вверх по течению» – сказал Адамс.
Сравнивая «Become Ocean» и «Become Desert», Адамс отмечает, что место, выбранное для исполнения, и расположение в нем слушателей способствует восприятию музыки. «В “Become Ocean” мы входим в воду, катаясь на музыкальных волнах, которые поднимаются и падают. В “Become Desert” мы погружены не в воду, а в тишину, пространство и свет» – говорит Адамс.
«Become Desert» исполняют пять разных ансамблей, играющих в пяти разных темпах и расположенных в разных точках зала вокруг аудитории. Голоса поют одно слово «luz» (с испанского – «свет»), взятое из поэзии знаменитого мексиканского поэта Октавио Паса (Octavio Paz) «Родной камень» («Piedra nativa»): «Закрой глаза и послушай пение света». Как говорит Адамс: «В пустыне мы не просто смотрим на свет – мы плаваем в свете».
John Luther Adams, Become Desert (Seattle Symphony & Chorale | Ludovic Morlot, conductor)

Обработка видео...

Почти 40 лет композитор жил в лесах и тундре Аляски, но последние годы он много времени провел в пустынях Мексики и Чили. «Большинство из нас живут такой жизнью, в которой мы пытаемся услышать меньше, закрываясь в наших собственных слуховых пещерах» – говорит Адамс.«В пустыне нам предлагают снова открыть наши уши, выйти из наших пещер и послушать бесконечную музыку вокруг нас», – добавляет он.
«Моя музыка не касается драмы или повествования. Речь идет о присутствии и осознанности. Я думаю, что для некоторых людей это вызывает напряжение. Это то, чему мы не привыкли уделять глубокое внимание. Мы хотим, чтобы вас развлекали, рассказывали истории или давали представление о техническом знании»– говорит композитор.
Экологический подтекст в музыке имеет для Адамса первостепенное значение, поскольку, по его словам, «музыка – это то, как я понимаю мир». «Учитывая состояние мира сегодня, я пришел к выводу, что искусство действительно более важно, чем когда-либо», – говорит Адамс. «Идеи никогда не происходят из политики; они происходят из культуры. Как и многие из нас в эти дни, я пытаюсь представить себе новый способ быть в этом мире».
В 2014 Адамс получил Пулитцеровскую премию за произведение «Become Ocean». Год спустя ее запись на лейбле «Cantaloupe Music» также в исполнении симфонического оркестра Сиэтла получила премию Grammy Award2015 года как «лучшая современная композиция». Еще одна победительница Грэмми, поп-певеца Тейлор Свифт после прослушивания записи пожертвовала 50.000 долларов Сиэтлскому оркестру. А в фильме «Выживший» («The Revenant»), который принес Леонарду Ди Каприо долгожданный Оскар, звучит саундтрек из музыки «Become Ocean».
 
 
Stravinsky.online: