• пространство для разговора о новой музыке и культурном процессе вокруг неё
3/10/2017
Ушёл из жизни выдающийся композитор Клаус Хубер
30.11.1924 2.10.2017
http://www.djmcbit.ru/online/artist/Klaus-Huber
Крупнейший современный швейцарский композитор Клаус Хубер учился в Цюрихе у Вилли Буркхарда и в Берлине у Бориса Блахера. Преподавал композицию в консерваториях Базеля и Фрайбурга, был приглашённым профессором в университетах Парижа, Милана, Лондона, Хельсинки и др. Среди его учеников — Брайан Фернихоу, Вольфганг Рим, Кайя Саариахо. 
«Так как я довольно поздно начал сочинять, я лишь мало-помалу находил средства, для того чтобы воплотить ту музыку, которую я хотел писать», — вспоминал Хубер. Первое сочинение, включённое им в опубликованные списки сочинений, датировано 1952 годом, когда автору было уже 28 лет.
«Невероятным потрясением» для Хубера стало открытие Перотина и в целом познание музыки Средневековья. Первой его работой для оркестра стала инструментовка органума «Sederunt principes». Другим мастером, оказавшим на него влияние, по признанию самого композитора, был Игорь Стравинский. Хубер присутствовал на премьерном исполнении его балета «Агон».
В своих сочинениях Хубер использовал не только композиционные принципы музыки Возрождения, барокко и классицизма, но и характерный инструментарий той поры, — клавесин, виоль д‘амур, барочный гобой и т.д., — в результате чего в его стиле, как отмечают музыковеды, парадоксально сочетаются иррациональность и полная ясность, ветхозаветная архаика и блещущая новизна.
Широкую известность композитор приобрёл после исполнения кантаты Des Engels Anredung an die Seele («Обращение ангела к душе») на всемирном фестивале Международного общества новой музыки в 1959 году.  
Среди его основных сочинений:
  • Tenebrae для большого оркестра (1966/1967);
  • опера Jot (1973);
  • Erniedrigt-geknechlet-verlassen-verachtet... для солистов, хора, оркестра и магнитофонов (слова Э. Карденаля, из книги пророка Исаии и др.; 1975-82); 
  • Im Paradies oder Der Alte vom Berge, пять оперных сцен для большого оркестра (1973/1975);
  • Cantionesde Circulo Gyrante, пространственная музыка для 3 групп и 5 солистов, (слова Г. Бёлля и св. Хильдегарды Бингенской; 1985);
  • Protuberanzen, 3 маленькие пьесы для оркестра (1986; для исполнения подряд или одновременно);
  • Lamentationes de fine vicesimi saeculi для оркестра и суфийского певца (1992/1994);
  • Камерный концерт (“Intarsi”) для фортепиано и ансамбля (1993/1994);
  • опера Schwarzerde на тексты Осипа Мандельштама (2001).
Клаус Хубер был членом Академии искусств Берлина, Баварской академии изящных искусств, Мангеймской свободной академии искусств, почётным членом Международного общества новой музыки и почетным доктором Страсбургского университета. В 2009-м году, в год своего 85-летия, он получил две престижные композиторские премии - Musikpreis Salzburg и Ernst von Siemens Music Prize.
В 1999 году в издательстве Verlag MusikTexte было опубликовано полное собрание его текстов. 
Хубер ушёл из жизни 2 октября 2017 года в городе Перуджа (Италия). Об этом сообщил музыковед Макс Нифеллер.