Тушите свет
текст Нели Насибулиной
В московском Центре Искусств состоялся концерт «Импровизация в темноте. Опыт чистого слушания». Подобный формат в настоящее время – один из наиболее актуальных
Фото Виталия Хитрова
Концепция исполнения музыки в темноте отнюдь не нова: в последнее время такие концерты проводили и проводят The Blind Cafe в штате Колорадо, Рио Вольта и Пит Баумгартнер с программой «No More Intimate Music» в Цюрихе, Dialogue Experience в Гонконге (с 2012 года), в России – на Дягилевском фестивале в Перми, в проекте «Dialogue in the Dark Moscow» и многие другие. На подобных концертах полностью отсутствуют какие-либо источники света (до начала представления слушателей просят оставить в камерах хранения мобильные телефоны, часы, фитнес-браслеты, зажигалки и т.д.), а сопровождают посетителей незрячие люди или работники в специальных приборах ночного видения. Так искусственно конструируются условия, при которых зрение становится недоступным, в то время как другие чувства обостряются до предела. После столь необычного опыта взгляд на мир меняется, переворачиваются устоявшиеся представления о музыке.
Популярность этого формата имеет и оборотную сторону: появляется всё больше проектов, позиционирующих себя как концерты без света и обещающих массу новых ощущений и эмоций от прослушивания, однако на деле мало чем отличающихся от обычных концертов. Важно, что просто выключенный или приглушенный в зале свет, сегодня это происходит на многих музыкальных мероприятиях (особенно на спектаклях), – еще не означает соответствие новому формату.
Концерт «Импровизация в темноте. Опыт чистого слушания» в «Центре искусств. Москва» стал чем-то средним между двумя крайностями. Минимальный свет в зале все-таки присутствовал из чисто практических соображений: две лампы освещали исполнителей, давая им возможность видеть свои инструменты, а крохотные светильники на стенах помогали слушателям ориентироваться в пространстве. Полного погружения в собственные слуховые ощущения, к сожалению, не получилось: даже при таком минимальном освещении зрение хоть и притупляется, но всё ещё позволяет оценить размеры зала, количество людей в нем, и самое главное – на чём и какими приемами исполнители извлекают звук.
Тем не менее, несомненным плюсом концерта стал инструментальный состав – дуэт виолончелиста Андрея Березина и саунд-артиста Сергея Филатова, презентовавшего инструмент собственного изобретения – 26-струнную электролиру. Играть на ней можно на десяти струнах одновременно; переменное магнитное поле помогает создавать красочный эффект: звуки сливаются в единое сонорное поле. Благодаря многоканальной записи также создается эффект объемного, пространственного звучания. Представить, что все подобные махинации со звукорежиссерским пультом должны выполняться в полной темноте, действительно, сложно – инструмент довольно специфичен. Финал концерта прошел в формате беседы: Филатов рассказал об истории создания электролиры и показал ее устройство, а слушатели задали все интересующие их вопросы и даже смогли попробовать себя в качестве исполнителей на новом инструменте.
Музыка, исполненная в этот вечер Березиным и Филатовым, представляла собой импровизацию целой серии миниатюр с общей кульминацией и тематической аркой от начала к концу. Ансамбль получился разным по своей сути – из равноправного дуэта то и дело выходили на первый план соло, другой в это же время поддерживал, давая подходящий аккомпанемент. В каждом номере рождался новый образ: иногда нечто беспокойное и тревожное, а порой что-то более светлое и медитативное. Отсутствие света весьма необычно влияет на восприятие музыки: поневоле создается ощущение, как будто звучат уже не инструменты на сцене, а собственно темнота. Нередко звучание напоминало таинственный гул, шорохи, стуки или скрипы – словно они являются одним целым с темнотой, возникли из нее и теперь сливаются с ее пространством.
Виолончель в исполнении Андрея Березина звучала свежо: в череде современных приемов игры на инструменте рождался необычайно широкий спектр звуков, за малейшим изменением которого нужно было чутко следить во время прослушивания. В финале концерта исполнители оставили публику не только в темноте, но и в полной тишине, предоставляя посетителям возможность прислушаться к своим собственным ощущениям.
Несмотря на то, что концерт не во всём соответствовал заявленному формату, вечер в целом оставил положительные впечатления. Даже без полного погружения в темноту атмосфера выступления была интимной и сокровенной. Это был, несомненно, интересный опыт, который заставляет взглянуть на привычное под другим углом – а в современном мире этого порой так не хватает.